Тысячи украинцев оказались обманутыми,поверив фирме «Пост-Шопинг», что они стали обладателями крупных денежных выигрышей

19 листопада 2002 о 22:00 - 4555

Олена ГарагуцОлена Гарагуц


Фирменные волшебники

Каким образом фирма, расположенная в столице, ищет и находит потенциальных клиентов, живущих в глухой провинции? А очень просто: в региональной прессе печатается внушительных объемов реклама – нет, не товаров, предлагаемых «Пост-Шопингом», а… бесплатных подарков. Например, под привлекательным заголовком «МЫ ДАРИМ ВАМ» не менее крупным шрифтом сообщается: «Всем читателям этой газеты, которые заполнят купон и отправят его нам, мы БЕСПЛАТНО вышлем позолоченную цепочку и кулон с изображением знака Зодиака». Далее уже мелким шрифтом скромно сообщается, что за бесплатный подарок нужно… заплатить 19,9 гривни – за его «обработку, упаковку и отправку». Это если по предоплате. Ну а наложенным платежом – прибавьте еще 20 процентов указанной стоимости.
Для тех, кто не соблазнится цепочкой, печатается другая реклама, якобы от имени российского мага и ясновидящего Юрия Лонго, который буквально умоляет украинских граждан (цитирую. – авт.): «Позвольте мне БЕСПЛАТНО помочь Вам избавиться от финансовых трудностей, невезения, проблем в любви». Надо полагать, что россиян от проблем в любви Ю.Лонго уже избавил. Тут же печатается фотография волшебника, облаченного почему-то в белый врачебный халат, руки подняты, пальцы, как у «нового русского», растопырены, а через шею перекинута такая массивная цепь, что из нее можно было бы наковать не одну сотню «позолоченных цепочек» со всеми знаками Зодиака вместе взятыми. Но у мага иная номенклатура бесплатных подарков – это Магический Квадрат и Предсказание «ближайшего будущего» тому, кто «немедля отошлет заполненный купон» со своим домашним адресом, датой своего рождения – нет, не российскому магу, а в украинский «Пост-Шопинг»! Ну а против тех, кто выдержит тяжелый, исподлобья взгляд российского мага, на ринг выпускается еще один, уже из дальнего зарубежья – Доминик Уэбб с вытаращенными глазами, но с рекомендацией все того же Ю.Лонго. Иноземец дарит всем желающим свой «Подлинный Магнитный Талисман, изготовленный специально для Украины». Правда, чтобы получить его на халяву, нужно заказать «Послание, в котором заключен секрет Великого Мага». Уэбб знает себе цену: секрет тянет на 49,90 гривни плюс 10 гривень на обработку заказа. Естественно, «обработкой» занимается ООО «Пост-Шопинг» – прямо-таки резиденция магов и ясновидящих!

«Вива» в нагрузку

Вся эта непрекращающаяся вот уже пять (!) лет рекламная компания по раздаче якобы бесплатных цепочек и талисманов имеет одну заветную цель: заполучить домашний адрес потенциального лоха. При этом никаких законов «Пост-Шопинг» не нарушает: ведь не под дулом же пистолета человек вырезает купон на бесплатный подарок и собственноручно вписывает туда свою краткую биографию.
Первый сюрприз любителей бесплатного сыра (за который они тем не менее выкладывают от 19,9 до 59,9 гривни) ожидает уже при получении первой бандерольки: в нее вложен каталог «эксклюзивных товаров по доступным ценам» от «Пост-Шопинга».
Какой же «эксклюзив» предлагает ООО? Пожалуйста: магнитный браслет, защищающий ауру, всего за 54,9 гривни, ионические браслеты золотого или серебряного цвета (35,9 и 34,9 грн. соответственно), Голубой Крест, помогающий обрести душевный покой (39,9 грн.), духи «Магический Крест» (64,9 грн.), «заряженные», как вы догадались, все тем же Ю.Лонго, хотя как и чем можно «зарядить» запах – уму непостижимо, книга «Руководство по хиромантии» (34,9 грн.). Невольно складывается впечатление, что тебя заманивают в центр оккультных наук со всеми его атрибутами.
Справедливости ради отметим, что в продаже есть
товары иного профиля. Например, набор из 10 ножей за 36,9 грн., подушка, которая «автоматически повторяет контур тела» (99 грн.) и даже «ручной насос» (известный в миру как вантуз) за 79,9 грн. Плюс куча «эксклюзивной» косметики, а также чудесные средства для снижения веса (от 99 до 276 грн.), препарат для ухода за ногтями, накапанный во флаконы аж по 12,5 грамма (79,9 грн.). Причем все товары объединяет одна странная, но непременная особенность: независимо от количества гривень любой ценник венчает 90 копеек. Видимо, в этих «0,9 грн.» «Пост-Шопинг» видит для себя и своих клиентов также нечто магическое.
Пока потенциальный лох рассматривает в каталоге снимки товаров и читает проникновенные аннотации, рассуждая: «А на какой ляд мне это надо?», его поджидает второй сюрприз. Даже сюрприз-бомба: «Пост-Шопинг» извещает, что гражданин Х. уже выиграл главный приз в 25.000 гривень! Надо, мол, только сообщить, каким образом изволите получить свой выигрыш: на личный банковский счет, почтовым переводом или наличными?
Правда, есть небольшое условие: чтобы получить данный приз, надо подписаться на журнал со смешным названием «Вива» по уже несмешной цене – 156 гривень плюс, естественно, почтовые расходы. В общем раскошелиться почти на две сотни. Впрочем, если подписаться на весь год, – обещала фирма, то сумма выигрыша удвоится, а уж поощрительный приз гарантирован тем паче!
Однако многие тут же расставались с последними деньгами, занимали у соседей и родственников. И люди-то, судя по письмам в редакцию, вовсе не умственно отсталые, а вполне нормальные граждане – учителя, инженеры, офицеры, госслужащие и даже бывшие милиционеры.
Самое интересное, что и обещанных 12 номеров «Вивы» граждане не получили: в лучшем случае – 2-3 номера за весь год.

Золотая пыль

Надо признать, что живущему в каком-нибудь безработном городке «маленькому украинцу» было от чего обалдеть: таких деньжищ он за десять лет не соберет, а тут – жар-птица в руках! Официальное письмо, подписанное Председателем Призовой Комиссии (все слова – с заглавных букв, словно это Администрация Президента) неким Евгением Максимовым с логотипом фирмы, впечатанными «Личным номером» клиента, его фамилией, именем и отчеством. «Поздравляю Вас, – пишет таинственный Максимов, – Ваш личный номер участника зарегистрирован как выигрышный в нашей подписной кампании с Главным призом 25.000 гривень. Поэтому я рад объявить Вас официальным победителем. Скорее сотрите золотистое напыление на изображениях штампа, находящихся в голубом вкладыше»…
Обалдевший гражданин трет «золотистое напыление» в «голубом вкладыше». Глядь, а там действительно его личный номер. Тут же, в конверте, как бы невзначай, фотофизиономии предыдущих счастливчиков с выигрышными номерами и панегириками в адрес ООО «Пост-Шопинг» и его замечательных руководителей. Ну и, конечно, «платежка» с реквизитами фирмы в одном из коммерческих банков: давай, мол, перечисляй деньги за «Виву» – и приз твой.
Под каким гипнозом и в какой эйфории надо находиться, чтобы поверить, что за двести гривень тут же отвалят 25 или 50 тысяч?
Однако «Вива» «Вивой», но надо же продвигать в массы и «эксклюзивный товар». Для этого к еще не пришедшему в сознание гражданину спешит «Личное послание», в котором ему присуждается еще один приз – теперь уже в 30.000 гривень. Присутствует тот же фокус с «золотистым напылением», под которым, естественно, выигрышный номер совпадает с личным номером лоха. Все тот же Председатель Максимов скрепляет своим факсимиле «Официальное подтверждение выигрыша». Клиенту надо всего лишь заполнить еще один купон со следующим текстом: «Да, мой Личный номер является выигрышным, и я хочу получить Приз, который принадлежит мне по праву. Для этого я заказываю товар из присланного каталога…». Кто-то в этом же конверте, а кто-то отдельно получает и «Выигрышный чек» на эти самые 30 тысяч гривень. Однако верхом изящества (и цинизма) является рассылка клиентам поздравлений к их дням рождения (помните: волшебник Лонго просил указать дату появления на свет), в которых обещается подарок… опять же в 30.000 гривень плюс «элегантные настенные часы». Надо только в честь дня своего рождения заказать как минимум два товара из каталога – например, средство от прыщей или приспособление для чистки унитаза… В общем, на сей раз не меньше чем на 125 гривень.
В ожидании своих выигрышей человек делает все новые и новые заказы, получая взамен новую кучу рекламной макулатуры. И конечно, давным-давно им забылась одна неприметная фраза, напечатанная самым мелким шрифтом еще в первом извещении: «Каждый Личный номер дает участнику право на приз и поэтому считается выигрышным».
Вдумайтесь: «дает право и поэтому считается»… Казуистика, конечно, но именно эта фраза защищает «Пост-Шопинг» от статьи Уголовного кодекса о мошенничестве. Это примерно то же самое, когда человек, несколько лет не получавший зарплату, говорит сам себе: «Я имею право на свою зарплату и поэтому считаюсь богатым».
Право-то он, конечно, имеет. Но если получить зарплату есть все шансы, то тридцать тысяч от «Пост-Шопинга» – один шанс из миллиона. Ибо сколько клиентов фирмы за годы ее существования получили документальное подтверждение, что они стали богачами – есть великая коммерческая тайна. Может, сто тысяч человек. А может, и триста тысяч. Представляете: триста тысяч обманутых надежд! И все ради продажи какого-нибудь средства для ногтей!

Підписуйтесь на наш телеграмм

Поділитися: