Виртуальный теплосезон

05 листопада 2002 о 22:00 - 1197

Отопительный сезон полностью вступил в свои права – начался последний осенний месяц, температура на улице перешагнула за нулевую отметку. В некоторых домах работают батареи и из кранов льется горячая вода. В некоторых, конечно. В большинстве остальных отопительный сезон тоже вступил в силу. В батареях есть признаки тепла, а из кранов с теплой водой, которые безмолвствовали летом, стало течь. Течет или та же холодная вода, или чуть теплая.
Население спасается, как может, – греет воду на газовых и электроплитах, греется, включая газовые духовки, электрокамины и прочие нагреватели, не снимает дома пальто, утепляется всеми способами. И невольно возникает мысль, – а сколько же мы теряем на этом, и не только материальных ресурсов, но и нервов, и здоровья?
А у наших коммунальных работников, оказывается, есть еще и чувство юмора. В конце октября, как и положено в начале отопительного сезона, на ж/м Фрунзенском появилась горячая вода. Счастливый народ, естественно, ломанулся в ванные. Выждав минут 40-60, чтобы народ успел намылиться, воду отключили. И так несколько раз. Моя дочь, например, трижды попала в эту ситуацию. Наверное, таким образом тепловики хотят наказать неплательщиков, потому что все проблемы с отоплением списываются именно на них, – вот заплатите – и будет вам горячая вода вовремя и в полном объеме. А как быть тем, кто платит? Есть ли гарантии того, что в этом случае с горячей водой в наших квартирах будет все в полном порядке?
Я разговаривал с человеком, который знает наше теплохозяйство изнутри, не один год отработал в его системе. Предприятие «Днепротеплосеть» сейчас находится в предбанкротном состоянии, и главные причины этого он видит отнюдь не в неплатежах населения.
-Если смотреть на само предприятие, то мы явно увидим недееспособность его служб, – говорит он. – Юридическая служба, например, с 1987 по 2001 почти не обеспечивала судебные иски о взыскании долгов за теплоэнергию. Кадровая служба допускает, что на руководящих должностях, требующих высшего теплотехнического образования, работают люди без него, в то время как на рабочих должностях работают люди с высшим техническим образованием. К тому же не проводится работа по повышению квалификации основных профессий – оператор котельной и оператор теплопункта. Не всегда, так сказать, на уровне и ОТИЗ. При постоянных жалобах на нехватку средств, на неуплату предприятиями долгов идет постоянное раздувание админаппарата, вводятся новые должности экономистов в районах, на 12 тепловых районов – 12 главных инженеров, в подчинении которых нет ни одного просто инженера, а самая низкая зарплата – у работника основной профессии – оператора котельной и оператора теплопункта, где, несмотря на тяжелые и вредные для здоровья условия, работают в основном женщины предпенсионного и пенсионного возраста. Работают, как могут. Об экономии энергоресурсов речь не идет, тем более что приказа Госкомэнергосбережения и Минэкономики от 21.06.2000 об эффективной работе по экономии энергоресурсов вроде бы и не существует. ПТО и техинспекция недостаточно контролируют соблюдение Правил устройства и безопасной эксплуатации котлов, а это приводит к неэффективной работе котельных. Экспертиза новых проектов неграмотна – изготовленная и смонтированная на тепловом районе Победа, в котельной на улице Космической, установка химводоочистки котловой воды «Корона», которая якобы сдана в эксплуатацию еще в 1999 году, так и не работает.
Если посмотреть на предприятие, так сказать, снаружи, то мы увидим и объективные причины – изношенность теплоэнергетического оборудования и теплотрасс, что приводит к потерям тепла, утечкам воды в землю. Задолженность потребителей за тепловую энергию не позволяет своевременно производить ремонт и модернизацию оборудования.
И, наконец, если посмотреть на положение дел сверху, с высоты государственного взгляда, то мы увидим, что в условиях существующей в масштабах государства безответственности должностных лиц, коррупции, беззакония, преобладания личных интересов над государственными в действиях чиновников всех рангов, собственник предприятия – днепропетровский горисполком (или горсовет) – очень правильно поступает, не разрешая продажу предприятия (через акционирование, инвестирование и прочие условия) в частные руки. Но от него требуется жесткий контроль не только за расходованием энергоресурсов, но и по комплексным вопросам производственной деятельности предприятия.
-А что можно сделать? – спросил я
-Необходимо создать комиссию из депутатов Горсовета и общественности, с привлечением специалистов для проверки соблюдения на предприятиях уже существующих нормативов и инструкций, которые вполне способы обеспечить эффективную работу «Днепротеплости», – считает мой собеседник.
О проблемах начавшегося и, кое-где, не начавшегося теплового сезона говорилось и на пресс-конференции, которую 4 ноября провела Ассоциация «Наш дом».
-Конечно же, остро стоит вопрос о неплатежах, – сказал сопредседатель Ассоциации Павел Хобот. – Но население не платит за услуги, которых в самом деле не получает. В городе существует кризис с теплоснабжением, и власть не в силах его решить.
Надо изменить саму постановку вопроса, надо думать не о том, как выбить долги, а о том, как улучшить качество услуг населению, ведь, несмотря на кризис в стране, на нищету населения, у местной власти достаточно полномочий изменить положение к лучшему.
Что для этого нужно?
Первое, считает Ассоциация «Наш дом» – отказаться от незаконной практики отключать дома, где 50 и более процентов неплательщиков. Даже если один человек в доме платит, он должен получать эту услугу, по крайней мере, этого требует закон и справедливость.
Второе – пора, наконец, перейти от слов к делу в вопросе установки счетчиков. Агитировать никого уже не нужно. Местная власть ничего, кроме планов и деклараций, не делает. Конечно, возникает традиционный вопрос – «где деньги?». У городской власти есть множество резервов – тот же земельный налог на коммуникации монополистов – «Днепрооблэнерго», «Укртелеком» и других, неизвестно куда деваются поступления от рынков и автостоянок, и вообще, на шоу и фейерверки, на памятники и презентации у нас почему-то всегда есть деньги, а вот на необходимое не хватает.
Третье – необходимо урегулировать отношения потребителя с теплоснабжающей организацией и ЖЭКами. Сейчас – тепло подается до дома, дальше им распоряжается ЖЭК, точнее должен распоряжаться, потому что обычно он устраняется и люди, измотавшись в ходьбе по маршруту ЖЭК-Днепротеплосеть, просто перестают платить.
Очень важно – надо изменить отношение власти к жильцам. Сейчас – высокомерие, подозрительное, отрицательное, при котором всех огульно зачисляют в должники-неплательщики. Это отношение, даже к действительным должникам, должно стать партнерским, равным. Нужен диалог. Не будет диалога – будет обострение ситуации в городе: если сейчас оппозиция требует отставки заместителей мэра, то в будущем у граждан и оппозиции будет моральное право требовать отстранения и самого мэра.
Помощник депутата горсовета Светлана Ивановна Генкина, которая тоже присутствовала на пресс-конференции, знает проблему не понаслышке, – она три срока была депутатом горсовета. По ее словам, и в прошлом в горсовете была комиссия по тарифам, и сейчас готовится программа по реформированию коммунального хозяйства, но все это носит декларативный характер, а иначе и быть не может, т.к. разработчики этой программы – те же коммунальные службы.
-К решению коммунальной проблемы надо максимально широко привлекать общественность, – считает Светлана Ивановна, те же домовые комитеты, и Ассоциацию «Наш дом», которая, как показало время, является действительным представителем потребителей и защитницей их интересов.
-Разрабатываются планы и программы, принимаются воззвания и обращения, а какие реальные результаты деятельности Ассоциации? – задал я вопрос.
-Мы – общественная организация, – ответил Павел Хобот, – мы апеллируем к властям, предлагаем помощь, пути решения проблемы. Есть более радикальный путь – акции протеста, третий путь – массовые обращения граждан в соответствующие органы власти, возможны массовые обращения и в судебные органы. Есть и политический путь – выдвижение или поддержка в органы власти действительно работоспособных, заинтересованных в реальном изменении к лучшему кандидатов. В целом уже сегодня можно сказать, что процентов 10 поставленных перед собой задач нам удалось реализовать. Но впереди, конечно, еще масса работы.
Его поддержала Светлана Ивановна Генкина, которая высказала убежденность в том, что только общественность может заставить власти наконец-то принять реальные меры по решению коммунальных проблем нашего города.
Тоскливо, господа. XXI век на дворе. Так сказать, промышленный и культурный центр, так сказать, в цивилизованном государстве в центре Европы. А у меня на плите стоит десятилитровый бак воды, которую я грею для утепления кухни и окружающего пространства. А сам я в свитере, в теплых носках, но за компьютером, – XXI век же. Сосед мастерит буржуйку и предлагает недорого и для меня сделать. Соглашусь, наверное, дрова как-нибудь найду, трубу выведу в форточку или просто в вентиляционную систему… «Бьется в тесной печурке огонь»…
А за окном, вроде бы, и слава Богу, ни войны, ни революции.
Или ждем захвата заложников с требованием реального начала отопительного сезона?

Поділитися: