Синдром “совка”или “Родимые” пятна прошлого на нынешних мундирах

03 вересня 2002 о 21:00 - 1222

Десять лет назад премьер-министр Леонид Кучма вопрошал с парламентской трибуны: “Какое государство мы строим?”.
Сегодня он может снова задать себе этот же вопрос. Но уже не в Верховной Раде, а где-нибудь в туалете, перед зеркалом. И снова посетовать на “отсутствие консолидирующей национальной идеи”.
Тем временем народ Украины чувствует и единство, и сплоченность. Но только во время ключевых футбольных матчей или во время очередной национальной трагедии. В этом году такое мы пережили дважды. После смерти Валерия Лобановского и трагедии во время авиа-шоу на аэродроме “Скнылив”. А ведь год еще не закончился.
Система нынешнего государственного устройства Украины построена на негласном социальном договоре между властью и населением. Народ не мучают политинформациями и партийными собраниями, а он — не обращает внимание на то, как и чем живет власть. Следить, конечно, — следит, но не бунтует. У граждан практически не спрашивают, за счет чего они существуют, и ситуация напоминает брежневские времена, когда при пустых прилавках домашние холодильники все равно были завалены снедью. Если раньше население жило двоемыслием (на работе — одни слова, на кухне — другие), то теперь эта же система перенесена в экономическую плоскость. Большинство живет двойной бухгалтерией: платит налог со своей скудной официальной зарплаты и недовольно размером усредненной пенсии и состоянием дорог, подворовывая при этом, где только можно, и стараясь получать вторую, “черную” заработную плату — в обход надзора фискального аппарата. Подобная практика перенесена и на отношение власти с так называемыми “государственными институтами”. Образование, медицина, пресса, да буквально все — живут по такому же принципу. И не только они. Карательное КГБ эволюционировало в СБУ, занятую собственным бизнесом и походящую больше на малое предприятие с неизвестными учредителями, чем на спецслужбу. Офисам налоговой администрации может позавидовать Билл Гейтс, а прокурор Женевского кантона готов упасть в обморок при виде автомобиля своего украинского коллеги. Понятно, что сей негласный “социальный договор” власти с обществом не мог обойти стороной и армию. Однако, если система, позволяющая процветать взяточнице-учительнице, уродует единицы потенциальных двоечников и их родителей, то “хозрасчетная” армия просто убивает. Наповал и массово…

Чому я не “cокIл”?

“Внимание, эксклюзив! Предлагаем Вам испытать себя в качестве пилота боевого истребителя. Лётчики-испытатели ВВС Украины помогут Вам осуществить полёт в различных режимах: от плавного до сверхзвуковых перегрузок на очень большой высоте при выполнении самых сложных фигур высшего пилотажа. Полёт продолжительностью 45 мин. будет стоить: СУ-27 — 7.000 у.е., МИГ-29 — 6.300 у.е., СУ-25 — 4.100 у.е., Л-39 — 1.800 у.е. В стоимость полёта входит: страхование Вашей жизни; курс лекций по безопасности полёта, средствам спасения; предполётный инструктаж; специальное лётное снаряжение; ланч на авиабазе; медицинское освидетельствование”.
Подобные объявления можно найти во многих рекламных проспектах туристических фирм. В данном случае речь идет о компаниях “Планета-100” и “Аларис”. Обе продавали услуги “Украинских соколов”, элитного подразделения ВВС Украины, пилоты которого упали на посетителей львовского авиа-шоу, установив печальный мировой рекорд гибели зрителей воздушного парада.
Истоки же трагедии на “Скныливе” — в “социальном договоре” Леонида Кучмы и безмолвствующих масс. Почему львовский прапорщик, для дачки которого копали песок в карьере два погибших на прошлой неделе новобранца, должен сидеть в тюрьме один? Почему не в одной камере с тем, кто самодержавно позволяет существовать этой системе? Ведь список его потенциальных сокамерников огромен.

Мальбрук в поход собрался

В феврале 1997 министр обороны Александр Кузьмук создал у себя управление экономики, разделив финансовое управление на управление финансами (белое) и управление экономики (мягко говоря, серое). В кулуарах министерства (и не только) говорили: “для привлечения внебюджетных средств”. Новый министр не мог пойти на сокращения в армии, но и не хотел ее реформировать. А если завтра война? Если завтра — в поход? Он “как лев” сражался на бюджетном комитете Верховной Рады и заседании Кабинета министров за каждую копейку. В отличие от иных “силовых” министров. И одновременно искал способы сохранить старую “совковую” военную систему. Это не удивительно — другой школы он не знал. Поэтому и отрицал, что его советник по финансам Михаил Гриншпон не вполне “чист на руку”, что его ракета попала в жилой дом в Броварах, что его ракета сбила самолет авиакомпании “Сибирь”.
В ноябре 2001-го начальник этого самого “экономического” управления Валерий Мунтян сообщил, что за предыдущий год “военные заработали 800 млн. грн., что составляет 60% от того, что выделило им государство”. Словосочетание “военные заработали” звучит точно так же, как “бесплатные проститутки”. Военные не могут зарабатывать. Некоторые “недостойные” военнослужащие могут мародерствовать, но никак — не “делать деньги”. Казалось бы, это ясно любому здравомыслящему человеку, но, тем не менее, наш мудрый парламент прошлого созыва это закрепил законодательно, приняв в сентябре 99-го закон «О хозяйственной деятельности Вооруженных сил Украины».
“Закон определяет, что хозяйственная деятельность в Вооруженных силах осуществляется с целью получения дополнительных источников финансирования жизнедеятельности войск для поддержания их боевой и мобилизационной готовности на надлежащем уровне. При этом хоздеятельность в Вооруженных силах не должна негативно отражаться на их боеготовности и боеспособности… Согласно закону, воинская часть, как субъект хозяйственной деятельности, несет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение договорных обязательств, а также за вред и ущерб, который может быть нанесен окружающей среде, правам и интересам физических и юридических лиц и государству. При этом воинская часть отвечает по своим обязательствам средствами, поступающими на ее счет по соответствующим статьям сметы. В случае недостатка таких средств, ответственность по обязательствам воинской части несет Минобороны. Воинские части могут передавать без ущерба для боевой и мобилизационной готовности закрепленное за ними движимое и недвижимое воинское имущество в аренду юридическим и физическим лицам. … При этом запрещается предоставление в аренду вооружения, боеприпасов, боевой и специальной техники. Передача воинского имущества в аренду юридическим и физическим лицам осуществляется исключительно на конкурсной основе” (Интерфакс-Украина, 21.09.99).
“И эти люди запрещают мне ковыряться пальцем в носу!”, — сказал в анекдоте Вовочка, заставший родителей во время занятий сексом. То же самое должен сказать и львовский прапорщик, пославший на смерть двух пацанов. Это же должны повторять следователям СБУ одесские военные, “нагло” позволявшие “новым украинцам” стрелять из танков за 800 у.е. К их компании должен присоединиться начальник хозрасчетной воинской части “Океанариум ВМФ” (бывшая база подготовки боевых дельфинов), который лечит детей, больных ДЦП, при помощи дельфинотерапии за $20 для граждан Украины и $40 — для иностранцев. И куда девать “Украинских соколов” с их семью тысячью долларов за 45 минут полета на Су-27? Кстати, посещение авиа-шоу в поселке Кировский под Феодосией, где квартируются “Соколы”, стоит по прейскуранту $12. Восемьдесят четыре погибших львовянина смогли посмотреть этот воздушный парад бесплатно. И повторюсь, как товарищ Катон (“Карфаген должен быть разрушен”), а заодно — сантехник, осматривавший прорыв канализации в райкоме партии: “Тут систему менять надо!”.
P.S. Для жителей Ивано-Франковска, Умани и Миргорода, а также — любителей острых ощущений.
“Для тех, кого манит «Пятый океан», кто увлекается авиацией и любит смотреть на землю с заоблачной высоты, фирма «Аларис» предлагает программу полетов на военных истребителях и штурмовиках типа СУ-27УБ, МиГ-29УБ, Л-9 и вертолете МИ-8 с аэродромов Министерства обороны Украины. Полеты осуществляются с аэродромов Министерства обороны Украины вблизи городов Миргород и Умань (центральный регион), и города Ивано-Франковск. Участники этих захватывающих программ могут получить весь пакет услуг от фирмы «Аларис», включая проживание в комфортабельных гостиницах, питание, трансферы к местам проводимых мероприятий, услуги переводчика и инструктора, обмундирование, а также памятные призы и подарки. Подняться в небо в кабине военного истребителя или штурмовика, совершить полёт на военном вертолёте — это ни с чем несравнимое удовольствие, значительно превосходящее по остроте ощущений распространённые авиационные компьютерные игры. Именно участвуя в летных программах фирмы «Аларис», можно почувствовать себя настоящим воздушным асом. Кстати, о воздушных асах. В Украине и за её пределами хорошо известна авиационная группа «Украинские соколы». Без неё не обходится ни одно крупное международное авиа-шоу, где украинские асы показывают чудеса пилотирования современных истребителей. «Украинские соколы» — непременные участники традиционных летных состязаний, которые проводятся в городе Фарнборо (Великобритания). Здесь они неоднократно завоёвывали призовые места, а в отдельных видах программы им присуждался чемпионский титул. Однако не зря говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Не отказывайтесь и Вы последовать этому мудрому совету”. Из рекламного проспекта фирмы “Аларис” (рекламное объявление размещено бесплатно – ред.)).

Поділитися: