Еще раз про базарили как сделать «волков сытыми и овец целыми»

27 серпня 2002 о 21:00 - 1603

Если вы не думаете о будущем, у вас его и не будет.
Джон Голсуорси

Чего греха таить, с началом эры независимости в Украине сфера торговли превратилась в громадный, почти не контролируемый источник сомнительных доходов. Касается это прежде всего рынков, которые превратили центр Днепропетровска в единый стихийный базар в худшем его понимании. Неслучайно в мае 2001 года вышел известный Указ Президента № 334/2001 «Про заходи щодо вдосконалення функціонування ринків з продажу продовольчих та непродовольчих товарів». Он ставил задачу превратить неконтролируемые базары в современные торговые комплексы, усилить контроль за качеством товаров и предоставлением субъектам предпринимательской деятельности долгосрочной аренды земельных участков для размещения рынков. «Партия сказала «Надо!», народ ответил «Есть!» – ответом на президентский Указ в Днепропетровске стала «Программа усовершенствования функционирования рынков на период 2002-2010 г.г.». Тщательно прописанный, надо думать, документ задекларировал превращение днепропетровских рынков в современные европейские супермаркеты, по нашему – в торгово-рыночные комплексы. И то сказать: текущие полиэтиленовые навесы, мусор под ногами, соседство рыбы, овощей и фруктов с товарами бытовой химии как-то плохо гармонируют с предполагаемым вхождением нашей страны в европейское сообщество, где понятие «торговая площадка» предполагает в лучшем случае место для хранения крупногабаритных изделий.
Впрочем, у нас явление это временное и, конечно, не рынок. Здесь не предусмотрено выделение предпринимателям земельного участка, нет лабораторий СЭС и, соответственно, нельзя торговать скоропортящимися продуктами питания. Проще говоря, «торговая площадка» – как бы неофициальное соглашение между властью и хозяевами «диких» рынков.
Понятно, что инвесторы, исключительно на которых рассчитывали разработчики городской программы, вложат деньги в развитие перспективных объектов. Особо привлекательными для этого стали стихийные рынки-базарчики в центре и «спальных» районах города, получившие временную прописку как «торговые площадки». Взамен их возводят несколько современных торговых комплексов, куда предложено перейти реализаторам рынков и площадок, прекративших по решению горисполкома свою деятельность. Переходы, а по сути – добровольно-принудительное выдворение, сопровождаются взрывами протестов снимаемых с насиженных мест предпринимателей-реализаторов. Все бы ничего, но цена «местовых» на новых местах в три-пять и более раз выше прежней. «ЛИЦА» уже писали, что в открытом, например, весной нынешнего года с большой помпой «Славянском базаре» аренда одного места стоит 150 долларов в месяц. Сгоняемые, если верить многочисленным письмам читателей, туда продавцы, мягко говоря, недовольны и, кроме отказа занимать новые площади, забрасывают жалобами все властные структуры, включая Администрацию Президента. Кроме того, на здания горисполкома и облгосадминистрации периодически накатывают волны пикетов. Поэтому появление любой торговой точки-новостройки встречается в штыки. Проблема завязана, образно говоря, в тугой узел, а ситуация напоминает почти революционную: верхи не могут, низы не хотят. Хотя в конечном итоге все зависит от инвестора, вкладывающего деньги в реконструкцию и строительство новых площадей.
Если закрыть глаза на базарные «новостройки», оккупировавшие город в последнее десятилетие, цветочная площадка на углу улиц Глинки и Московской в центре Днепропетровска известна многим поколениям горожан. Время нисколько не изменило тесный пятачок в четыре сотки, где торгуют уже дети и внуки первых цветочниц. Он-то и стал одним из первых, на кого «положили глаз» местные инвесторы. Хотя, судя по многочисленным горисполкомовским и судебным решениям, деньги сюда вкладывались по принципу «сегодня дать копейку, завтра вернуть гривну». Отсюда — отсутствие комфорта для торгующих и покупателей и внешний вид, напоминающий издали цыганский табор.
Совсем иной подход продемонстрировал последний инвестор, решивший создать современное предприятие торговли площадью 1700 квадратных метров на все той же площадке в 0,04 га. Проект, подготовленный «Студией современного дизайна» по заказу ООО «Агат», фактически явился первым цветочным торговым комплексом в Украине. На первых двух этажах разместятся торговые места реализаторов живых и декоративных цветов. На третьем – кафе и служебные помещения дирекции. Для пущей сохранности нежной продукции в здании предусмотрены две камеры хранения и два холодильника в компании с системой увлажнения и сушки воздуха и автономной котельной. Для удобства покупателей снаружи предусмотрена автостоянка. Цивилизованно? Безусловно. Но самое главное, что «Агат» учел печальный опыт владельца «Славянского базара», куда, даже силой, не идут реализаторы из-за «бешеной» цены местовых.
Еще задолго до начала реконструкции директор ООО «Агат» Александр Григоренко предложил цветочникам заключить с ним официальный договор, один из пунктов которого недвусмысленно оговаривает предоставление всем реализаторам рабочего места той же площади, что и раньше. И не мудрено, поскольку общая площадь под торговлю цветами в новом здании в два с лишним раза (1100 кв.м) превышает прежнюю. А семейным династиям, торгующим здесь не один десяток лет, даже предложили право выбора конкретного места. На период полуторагодовой реконструкции, по сути – нового строительства, людям предлагается не менее теплое «место под солнцем» на улице Харьковской,15. Причем, «Агат» все расходы по оборудованию временного пристанища, которое находится на очень бойком месте в двух шагах от старого, берет на себя. И переведет туда людей уже на оборудованные места. Но самое главное, что в предлагаемом договоре четко оговариваются условия сохранения прежних ставок рыночного сбора. К слову, с учетом прежней низкой арендной платы и составлен бизнес-план «Агата», не преследующего мгновенную прибыль и предполагающего возврат затраченных средств не ранее, чем через десять лет.
Ставка рыночного сбора сохранится, разумеется, при стабильных тарифах на энергоносители. Ведь неизменная стоимость аренды при взлете цен на киловатты, кубы воды или пара рыночным отношениям явно не соответствует.
Некоторые горячие головы высказывают опасения о перепрофилировании предприятия. Это уж, извините, плод больной фантазии прежних владельцев. Кто же сменит курицу, несущую золотые яйца, на кастрированного, простите, петуха, если это место у днепропетровцев ассоциируется, если хотите, на генном уровне исключительно как цветочный рынок, где и цены ниже, а ассортимент вне всякой конкуренции? Потому ехали, едут и будут стремиться сюда, не считаясь с расстоянием, со всех концов Днепропетровска. В отличие, скажем, от мертворожденного «балашовского» рынка на Воронцовке и пребывающего в ступоре «Славянского базара».

Поділитися: