Выборы, как известно, дело хлопотное, более того – затратное. Пока украинская оппозиция требует досрочных выборов президента, бывшие соседи по коммунальной квартире СССР – туркмены – решили избавить свою страну от подобных проблем – в прошлый четверг Туркменбаши (пер.: «отец всех туркмен») Сапармурат Ниязов стал пожизненным президентом Туркмении.
Несмотря на природную скромность отца всех туркмен, Народный совет бурными аплодисментами все-таки «уговорил» Ниязова согласиться на пожизненное трудоустройство на должности президента. За компанию его наградили тремя степенями ордена Туркмении «Алтын-Асыр» (Золотой век), который власти республики еще только планируют учредить.
В 1999 году в Туркмении уже был принят закон о том, что на своем посту Туркменбаши может оставаться бессрочно, однако сам Сапармурат Атаевич вроде бы обещал отправиться на покой году этак в 2008-2010. Очевидно, с преемником не сложилось, и вот Народный совет, на который слетелось до 2.000 делегатов, единогласно высказался за пожизненный вотум доверия президенту, приведшему туркменов в Золотой век. К сведению, в него Туркмения вступила уже в 2000 году.
В четверг же Ниязов получил еще одно звание – «Великий писатель Туркменистана». Так благодарный народ отметил выход первого сборника стихов президента «Благоденствуй, мой туркменский народ».
Еще одним результатом знаменательного для Туркмении дня 8 августа 2002 года стало обширное переименование месяцев года и дней недели, инициированное, естественно, отцом народа. Некоторые нововведения ему и посвящены: январь отныне называется «туркменбаши», апрель – «курбан салтан эдже» (по имени матери президента), май – «махтумкули» (по имени его любимого поэта), а сентябрь – «рухнам» (по названию Духовного кодекса туркмен, изданного президентом).
…В одночасье туркменам улыбнулось большое счастье: Туркменбаши уверенно повел народ, никогда в своей истории не имевший опыта государственности, по новому неизведанному пути. Туркменский народ под аккомпанемент былых лозунгов фашистской Германии «Фольк, Рейх, Фюрер» воспел, выражая свою благодарность, – «Народ, Родина, Туркменбаши». Ибо все в Туркменистане определяет Туркменбаши. Любое действо во внешней или внутренней политике, в народном хозяйстве (независимо от его эффективности) обречено стать плодом «мудрой политики руководителя всех туркмен». Ни одно решение, даже носящее самый второстепенный характер, не решается без ведома президента.
Интересы страны тесно переплетены с семейными и коммерческими интересами членов семьи С.Ниязова, которая считается на сегодня одной из самых богатых семей в мире, поскольку именно она прибрала к своим рукам все внешнеторговые операции Туркменистана по хлопку, каракулю, газо-нефтепродуктам и другим ценным сырьевым ресурсам.
Иначе откуда у Ниязова и членов его семьи огромные валютные средства в зарубежных банках, а сын Ниязова – Мурад может себе позволить, не задумываясь, проиграть в мадридском казино только за одну ночь $12 млн.
Туркменистан является страной фактически абсолютного культа личности С.Ниязова, государством, где запрещена критика, малейшие замечания в адрес руководства и режима в целом. Запрещено сообщать о тяжелейшем социальном положении населения и другие статистические данные.
А отсутствие Конституционного суда свидетельствует о несоблюдении положений Конституции. Это говорит о том, что Туркменистан фактически является страной с монархической формой правления, дальше больше: Парламент – Меджлис – исполняет обязанности декларативно. Совет старейшин избирается по списку, подготовленному президентом. Суды, прокуратура, все правоохранительные органы напрямую подчиняются только С.Ниязову. Он назначает на должности, он же и освобождает. По его личному устному указанию заводятся уголовные дела и определяются меры наказания.
В руках Туркменбаши сконцентрирована вся полнота власти. Он – Президент республики, глава Кабинета министров, руководитель Высшего органа представительной власти – Народного собрания «Халк Маслахаты» (фактически инкорпорировавшего в себя и Меджлис), председатель Совета старейшин, президент Гуманитарной ассоциации туркмен мира, председатель Демократической партии. Он же – Верховный главнокомандующий в чине генерала армии, председатель Совета обороны и Национальной безопасности, начальник Гражданской обороны. И это еще не все!
С.Ниязов является также действительным членом Академии, профессором Стамбульского университета, доктором политологии и экономики Национальной академии наук Туркменистана (хотя исследовательской школы по этим двум видам наук в республике никогда не существовало, и исследования не проводились, а Академия наук фактически ликвидирована). Видно поэтому научные степени присуждаются только с разрешения президента.
Культ личности С.Ниязова оказался для определенной части интеллигенции страны «золотой жилой», ибо появилась возможность получать заказы на песни, стихи, повести, скульптуры, картины, памятники, прославляющие и отображающие образ президента. Хотя в то же самое время фактически распущены все творческие союзы.
С ростом культа личности С.Ниязова растет и его подозрительность к своему окружению. Страсть к наживе, подаркам, жажда власти – суть его натуры. При всем при этом он непредсказуем, злопамятен, мстителен. Отличительной чертой его руководства является стравливание людей друг с другом…
В прошлом году Туркменбаши переименовал практически все улицы Ашхабада. Вернее, он их оцифровал, хотя и не совсем так, как «оцифрованы» улицы в Нью-Йорке. Как писала государственная газета «Нейтральный Туркменистан», новая нумерация вполне осмысленна, поскольку зиждется на истории современной Туркмении. Отсчет начинается с №1986 – именно в этом году Ниязов был избран на пост Первого секретаря ЦК Компартии Туркменистана. Четные улицы с 1986 по 1998 идут на восток от центра города, нечетные (по 1999 год) – на юг. Четные улицы с 2002 по 2014 идут на запад, а нечетные с 2001 по 2013 – на север. Собственно, точка отсчета – это улица № 2000 – символ «золотого века».
Впрочем, нескольким улицам оставили людские наименования – это улицы имени Ниязова, его родителей и поэта Махтумкули.
Среди других оригинальных выдумок президента Туркмении – отмена балета и нескольких других видов искусств. Как-то выступая по телевидению, Ниязов заявил: «Я не понимаю балет, зачем он мне? Как можно привить туркмену любовь к балету, если у него в крови нет балета?». Кроме того, по наблюдениям Туркменбаши, нет у туркменов в крови и понимания классической музыки, эстрады, народного танца и циркового искусства. В результате были упразднены: Туркменский театр оперы и балета, Туркменская государственная филармония имени Мыллы Тачмурадова, Ансамбль народного танца Туркменистана и национальный Центр эстрады и циркового искусства. На их месте был создан Национальный культурный центр Туркмении, которому вменяется сделать так, чтобы «сияли культура и искусство туркмен».
Интересно, что вместе с днем рождения Туркменбаши в Туркменистане отмечается День национального флага. В этом году президент к своему дню рождения издал специальный указ, согласно которому каждый гражданин страны, достигший 62-летнего возраста, имеет право на выходной день и денежное пособие на покупку жертвенного барана.
А еще Ниязов «отменил» Интернет…
Граждан, не согласившихся с политикой С.Ниязова, посылают в тюрьмы или психиатрические больницы. Они живут под постоянным контролем государства или под домашним арестом. По этой причине многим туркменам пришлось покинуть свою Родину. Сейчас они живут в Швеции, Норвегии, США и других странах.
Во внутренней политике страны остается сильным стремление к изоляционизму, проявляется и стремление «верхов» к установлению порядка этнического доминирования одной нации во всех сферах жизни. В сознание туркмен официальная власть настойчиво вдалбливает понятие об их «национальной исключительности».
Репрессии в Туркменистане с каждым днем становятся все более жестокими и масштабными. Население живет в полной изоляции от остального мира. Люди не могут свободно въехать или выехать из страны, и никто не может чувствовать себя в безопасности и свободным.
Все это происходит «благодаря» проводимой внутренней политике С.Ниязова, которая основана на трех основных компонентах: коррупции, подхалимстве и репрессиях. Именно с помощью внедрения механизма коррупции власть контролирует общество и экономику. Даже законы пересмотрены в угоду «отцу всех туркмен», в них разновидности репрессий стали легитимными наказаниями. Подхалимство воздвигнуто на уровень национальной политики, а репрессии, начатые с первых дней независимости, продолжаются и по сей день. Причиной арестов может быть безобидная критика государства или просто обыкновенная клевета. По словам самого Ниязова, в последние восемь лет в связи с амнистией было освобождено более 100.000 человек.
Для того чтобы держать общество в постоянном страхе, государство организует убийства тех, кто не согласен с проводимой политикой Ниязова. Политические заключенные Чаримурад Гуров и Хошали Гараев были жестоко убиты в одной из тюрем Туркменистана. Писатель Акмурад Широв и поэт Баба Геоклен, будучи в заключении, исчезли при странных обстоятельствах. Представители прессы, имеющие смелость высказать своё мнение, жестоко наказываются. Примеров множество.
По словам Вайн Мерри, консула США: «[Ниязова] лицо и фигура – на бумаге и ткани, в мраморе, бронзе и стали – украшают каждый уголок его бедной земли; его именем названы города, фабрики и даже парфюмерные изделия. Его дорогостоящее тщеславие не знает границ. Четыре года тому назад он объявил себя и свою мать, основателями всех СМИ в стране».
В связи с этим существует мнение, что истративший огромные валютные средства на строительство фешенебельных отелей, арок «независимости» и других дорогостоящих, но непрактичных сооружений, С.Ниязов, возможно, теперь ищет «козлов отпущения» среди чиновничьего аппарата. Хотя свои барские прихоти он удовлетворяет безотказно.
Свою усталость от кропотливых трудов С.Ниязов, по-видимому, намерен снимать в своем будущем новом дворце, который находится не в Ашхабаде, а на берегах Средиземного моря. Учитывая «выдающиеся» заслуги Туркменбаши перед турецким народом, бывший президент Турции С.Демирель решил сделать ему «небольшой» подарок. Как говорят, лесной массив у берегов Средиземного моря за одну ночь был исключен из перечня заповедных зон, охраняемых государством, и распределен между симпатичными Анкаре людьми, в том числе, более 67 тысяч кв.м было выделено С.Ниязову. Правда, затем властям Турции почему-то пришлось поменять выделенную С.Ниязову территорию на значительно больший лесной участок площадью в 190 тысяч кв.м в селении Дженевиз.
Постановлением Президента Туркменистана «О создании банка «Президентбанк» отдельным пунктом установлено, что «размер объявленного уставного фонда Банка определен в размере 60 миллионов долларов США и формируется за счет личных средств Президента Сапармурата Туркменбаши». Ни больше, ни меньше!
Абсолютного влияния на все сферы жизнедеятельности государства С.Ниязов добивается с помощью силовых структур. Их действия в обществе стали бесцеремонны и циничны и были преданы умолчанию.
ХХарактеризуя состояние общественного развития в Туркменистане, следует отметить, что уровень самосознания, образования и общей культуры основной части населения очень невысок, оно легко может быть подвергнуто манипулированию в разных формах.
Видимо, подобное положение как раз и на руку «Туркменбаши», еще одной идеей которого стало, не входившее в помыслы даже правителя Римской Империи, внушение о приближении «золотого XXI века» под руководством «Туркменбаши». Дело дошло до того, что он обращается даже к пророчествам Мохаммеда о туркменах, якобы не вошедшим в канонический текст Корана, но отраженным в Хадисах. В них упомянуты исключительные качества тюрков (заметьте: тюрков, а не туркмен), героизм и слава их воинов; приводятся слова некоего арабского историка Х века: «Пророк видел в туркменах спасителей ислама».
На основе лжеутверждений разрабатывается и научный проект «идеологии туркменбашизма», который нашёл свое выражение в разработке и «всенародном принятии» «Рухнаме» в качестве «Духовной книги туркмен».
В истории было много самозванцев и лжеидолов, и все они старались утвердиться путем внушения в сознание людей, примерно такими же кощунственными методами пользуется и Туркменбаши, представляя себя тринадцатым пророком.
Возможно, когда-нибудь будет объявлено, что «Рухнаме» послано на землю богом через Туркменбаши – посланника бога?!