С миру по копейке – Буратине много!

06 травня 2003 о 21:00 - 1097

Давным-давно жили-были в одной стране простодушные граждане, желавшие, ничего не делая, «срубить» денег. И попалось им на глаза красочное объявление, что фирма «Алиса энд Базилио траст компани» готова до завтрашнего утра превратить пять золотых в десять.
Первая группа «буратин» действительно утром получила обещанное. Но к концу недели выяснилось, что фирма куда-то испарилась вместе с золотыми, серебряными, зелеными и деревянными денежками.
Искали–искали «буратины» своих благодетелей, но тех и след простыл. Пошли тогда несостоявшиеся миллионеры к милиционерам. «Дяди степы» тоже искали-искали финансовых гениев из «А и Б траст компани», и тоже не нашли. С тем и разошлись.
Через 10 лет в той стране появился добрый волшебник, который пообещал всем «буратинам», что они получат назад все свои монеты и купюры. Возрадовался народ, но на всякий случай спросил: «А деньги-то откуда?»
Тут-то и рассказал добрый волшебник страшную сказку со счастливым концом. Пока «буратины» сидели и ждали богатства с неба, кто-то работал и копил денежек на старость. Вот и предложил старичок-добрячок отнять денег у тех, у кого они есть, и отдать тем, у кого их выманили разбойники.
Вот сидят «бурантины» и думают: а справедливо ли это?
Некоторые украинские нардепы, вероятно, думают, что справедливо. Иначе как объяснить появление в ВР проекта закона «О государственных гарантиях возмещения потерь гражданам, которые пострадали из-за деятельности доверительных обществ и прочих небанковских финансовых учреждений в 1993-1995 годах»?
Отметим, что подобный закон появляется в ВР уже не первый раз. При массе замечаний, которые возникают при прочтении предыдущих проектов, новый документ просто поражает «планов громадьем».
Удивительна простота, с которой обязательства проворовавшихся трастов стали обязательствами государства. С каких это пор государство отвечает по обязательствам частных предприятий? «Законодательная неопределенность, отсутствие необходимого государственного контроля за деятельностью финансовых посредников, безответственность должностных лиц органов исполнительной власти» – это разве причина зачислять обязательства «Алис и Базилио» в разряд государственных долгов?
Предполагается, что средства в национальной и иностранной валюте, а также имущество граждан, переданное доверительным обществам и прочим небанковским финансовым учреждениям, будут возмещаться гражданам из Фонда гарантирования вкладов физических лиц.
Основных источников средств для выплат по этому закону три:
–средства от реализации имущества и денежные средства доверительных обществ, на которые был наложен арест для обеспечения судебных исков;
–благотворительные взносы физических и юридических лиц;
–кредиты, полученные фондом в Кабмине и Нацбанке.
Допустим, первый источник никаких замечаний не вызывает. Есть судебное решение, имущество описано, счета арестованы – все по правилам, вопросов нет.
А какие же это физические и юридические лица и с какой-такой мотивацией понесут свои деньги в Фонд? Неужели в Украине есть сентиментальные толстосумы, которые отдадут кому-то кровно заработанные миллионы? И не за славу, не за плату?
Для стимулирования добровольных взносов юридическими лицами предполагается включать сумму перечисленных денежных средств или стоимость переданного имущества в состав валовых расходов предприятия. Интересно, что авторы законопроекта – Онопенко В.В. (который, кстати, в бытность свою министром юстиции и стал родоначальником всех финансовых пирамид в Украине) и другие – называют закон «Про оподаткування прибутку підприємств» совершенно иначе – «Про податок на прибуток підприємств»…
Не менее интересно и кредитование Фонда. Остановимся на нем подробнее.
Проектом предполагается, что лимит кредитования будет определяться ежегодно как одна пятидесятая часть от общей сумы компенсационных выплат (т.е. полностью вся сумма будет выплачена через 50 лет). Фонд будет подавать заявку на лимит, а Минфин будет вносить эти затраты в проект закона о госбюджете, в денежной форме или через эмиссию государственных ценных бумаг. Полученные средства предполагается размещать на депозитных счетах в НБУ.
Этот проект закона четко не определяет исчерпывающий перечень видов выплат, которые могут производиться указанным Фондом. Если речь идет только о возмещении потерь вкладчикам то как будут погашаться кредиты, полученные Фондом? За счет реализации имущества и добровольных взносов? Маловероятно.
Напомним, что Фонд гарантирования вкладов физических лиц уже создан, за счет его средств возмещаются потери вкладчиков в банках Украины. Перечень источников средств Фонда в законе «О Фонде гарантирования вкладов физических лиц» гораздо шире. Не за счет ли банковских вкладчиков будут удовлетворены претензии обманутых клиентов доверительных обществ?
Так что будем ждать первого, второго чтения депутатами этого закона. А мы с вами, тем временем, будем заниматься внимательным чтением перспективного законодательства. «О, сколько нам открытий чудных» еще преподнесет это занятие!

Поділитися: