Рыцари полосатого жезла

06 травня 2003 о 21:00 - 992

Олена ГарагуцОлена Гарагуц


Ни для кого не секрет, что почти все анекдоты о гаишниках посвящены коррумпированности стражей автотранспортной законности. В каждом носителе нагрудной бляхи и полосатого жезла склонный к обобщениям народ видит мздоимца.
Не так давно по этому негативному имиджу защитников порядка на дорогах был нанесен страшный удар. Законодатель запретил им останавливать кого попало за что попало и, что самое главное, отбирать водительские удостоверения, снимать номерные знаки, загонять автомобили на штрафплощадки и, главное, самостоятельно кого-либо штрафовать за нарушение правил дорожного движения – только через суд. Оно и правильно: если служака в погонах не имеет права взять с вас деньги, то и предмет коррупции испаряется.
Автоинспекция повела борьбу с данным нововведением с первого дня его принятия. Уже через месяц действия финансово убыточных для ГАИ правил высокий милицейский начальник не постеснялся сказать, что им они не подходят, поскольку, мол, из ГАИ начался отток кадров. Ему радоваться в пору – это ж побежали те, кто жил на взятки, а он огорчился.
К этой весне, автоинспекция подготовилась к боевым действиям лучше. Даже милицейские мозги осознали, что бедственное положение бывших взяточников – недостаточный аргумент для того, чтобы депутаты приняли закон, ущемляющий интересы многомиллионной армии автовладельцев, по странному совпадению являющихся еще и избирателями. Теперь милиция на самом высоком уровне озабочена ростом числа ДТП. По данным ГАИ, в автокатастрофах погибает до 7.000 человек ежегодно (для сравнения в США – 40 тысяч, в бывшем СССР, с его ограниченным автопарком – 30 тысяч – авт.).
Ясное дело, все эти люди гибнут от того, что инспектор не может их остановить и обобрать по собственному произволу. Милиция жалуется, что суды не справляются с потоком дел о ДТП. Заметили: не справляются суды, а бороться собираются с автовладельцами? Точно так же, как суды не справляются с потоком уголовных дел, поэтому люди до суда по году-два сидят в предварительном заключении, после чего некоторых еще и оправдывают, но это МВД не беспокоит.
Очевидно, чтобы компенсировать себе год простоя, ГАИ хочет не просто получить назад утраченные полномочия, но и увеличить штрафы на порядок – народ у нас слишком богатый. По мнению гаишного начальства (очевидно, справедливому) никто им не разбежится выкладывать сотни гривен за превышение скорости или за отсутствие аптечки. Именно борьбой с будущими «уклонистами» генералы от дорожного движения мотивируют необходимость возвращения права на изъятие документов, номеров и даже самого транспорта. Причем, остановивший вас сержант тут же на месте и решит, склонны ли вы уклоняться от уплаты штрафа и что у вас достаточно изъять, чтобы ее обеспечить. Произведете хорошее впечатление – отдадите талон или права, а плохое – останетесь без машины.
То, что страна вроде как в Европу собирается, а там с нарушителями правил борются совсем другими методами, автоинспекцию не волнуют – не голодать же ГАИ из-за какой-то там Европы.
Немецкий или голландский полицейский просто прилепит вам на ветровое стекло уведомление о необходимости заплатить штраф, и неприятности у вас начнутся только в том случае, если вы это уведомление проигнорируете – заплатите значительно больше. Автомобильные генералы справедливо замечают, что у нас не предусмотрен прогрессивный рост штрафа в случае просрочки его уплаты, но они не предлагают устранить этот пробел в законодательстве. Как и в случае с судами, которые не справляются с потоком дел, собственный непрофессионализм и беспомощность ГАИ собирается решить за счет автовладельцев. Им плевать на неприкосновенность частной собственности, на презумпцию невиновности. Тонкие психологи в погонах будут решать кого и когда остановить, за что и на сколько оштрафовать и каким образом обеспечить уплату штрафа. А вы, если хотите, можете жаловаться на них в суд, такое право, на которое не покушалась даже советская власть, оставили нам и защитники независимой демократии.
Нужный ГАИ закон лоббируется под шумок криков о конституционной реформе, о приведении законодательства к европейским нормам и т.д. Причем на днях представители МВД с чувством глубокого удовлетворения сообщили соотечественникам, что как милицейский законопроект, так и якобы альтернативный ему депутатский, их вполне устраивают, поскольку содержат такие необходимые для спасения водительских жизней пункты об изъятии документов, номеров и автомобилей. Можно полагать, что в интересах малообеспеченных слоев населения ГАИ даже согласится не повышать штрафы, ограничившись лишь возвращением себе права их взимать.
Безусловно, с такими законами нас не только в Европу, но и в Россию не примут. Ясно, что даже если гаишные предложения пройдут, их все равно придется отменять. В МВД этого либо не понимают, либо рассчитывают, что пока «суд да дело» можно будет еще пару лет «бороться с коррупцией в собственных рядах». Кстати, по данным тех же милицейских генералов, до 80% сотрудников ГАИ ежегодно получают взыскания за нарушение установленных правил общения с водителями, а около 5% увольняется за взяточничество.
Одно утешает, сограждане в последние годы приобрели богатый и полезный опыт борьбы с родным государством при помощи Европейского суда по правам человека. Если национальные инстанции (не только судебные – это уже последняя надежда, но и Президент, правительство, парламент) не сумеют сдержать жадность автоинспекции, то, учитывая не слишком хорошую репутацию Украины в вышеупомянутом Суде, дела «гражданин против ГАИ» могут пойти косяком, а поскольку с суммами за моральный и материальный ущерб данный суд не мелочится, то, не ровен час, ГАИ просто обанкротится. Не даром же пословица, родившаяся в близких к милиции кругах, гласит, что «жадность губит фраера».

Підписуйтесь на наш телеграмм

Поділитися: