Совсем недавно прозвучала информация в СМИ, что около 40% продуктов в супермаркетах и медицинских препаратов в аптеках – фальсификат.
Подскажите, как можно защитить свои права на качественную продукцию и можно ли привлечь к ответственности недобросовестных производителей?
Николай Васильевич Жнец
Непосредственно интересы потребителей всевозможных услуг и товаров защищает ЗУ «О защите прав потребителей». Данный закон формализует нормы, которыми должен руководствоваться гражданин, стремящийся защитить свои права.
Однако не всё так просто. Реальная разница материальных и административных возможностей, которыми располагают противостоящие в споре стороны, не позволяют потребителю реализовать свои права на практике. Для подачи иска в суд на недобросовестного производителя обязательно встанет вопрос об экспертизе, а это удовольствие само по себе может оказаться не из дешевых, как и небыстрых.
Существует Управление защиты прав потребителей, которое частично взяло на себя функцию контроля. Но при таком высоком (даже официально!) проценте фальсификата – 40% (некоторые эксперты говорят и о 60%!) – просто физически не в состоянии адекватно отреагировать.
Не говоря уже о чисто административных проволочках, когда, допустим, проведение честной и объективной экспертизы блокируется через формальные и неформальные (кастовые) связи между собственниками производств и госчиновниками, ответственными за осуществление контроля.
Решить проблему фальсификата одними только юридическими рычагами невозможно: ведь сам фальсификат как раз и появляется вследствие тотального рыночного удешевления себестоимости продукции.
Если уж говорить по существу, единственным реальным шансом защитить свое право на жизнь, в окружении фальшивок, может быть только осознанное потребление продуктов вообще, здоровое недоверие к информации на ярких упаковках и соблюдение забытого, но очень мудрого жизненного правила Сократа: «…Я ем, чтобы жить, а не живу, чтобы есть».