О реформе, которой нет

22 квітня 2003 о 21:00 - 1182

Уже исполнился год, как жители нашего региона слышат о том, что по городам и весям Днепропетровщины широкими шагами идет жилищно-коммунальная реформа. Начало этой “ходьбы” связывают с назначением в апреле прошлого года на должность заместителя губернатора, а затем и начальника управления жилищно-коммунального хозяйства облгосадминистрации, – Леонида Аркадьевича Турчина.
Как правило, об успехах тех или иных мероприятий судят по делам, а не по намерениям. Что же за этот год “реформирования” изменилось в работе предприятий, которые непосредственно подчинены областному управлению – областного коммунального предприятия “Днепротеплоэнерго” и Государственного коммунального производственного управления водопроводно-канализационного хозяйства г. Днепропетровска , проще говоря, горводоканала?

“Днепротеплоэнерго” – о перерасчетах и судах

Руководителям ОКП “Днепротеплоэнерго” нравится, когда о них, или, точнее, о нарушениях ими прав потребителей, говорят и пишут. Иначе давно бы навели у себя порядок. Еще полтора года назад Ассоциация “Наш дом” на собрании потребителей услуг предприятия подняла вопрос о том, что тепловики игнорируют акты-претензии по поводу качества предоставляемых услуг, составленные жильцами. Затем, уже на втором своем собрании, жильцы напомнили “Днепротеплоэнерго”, что дней в году все-таки 365, а не 372 (“Лица”, № 44 за 2002 год, “31 февраля по календарю от “Днепротеплоэнерго”), а также, что тариф на услуги теплоснабжения устанавливает пока еще городская власть, а не коммунальное предприятие (“Лица”, №7 за 2003 год, “О пользе общественных слушаний, или как обустроить наше теплоснабжение”).
Однако, как выяснилось, у теплоэнергетиков популярно выражение “наша песня хороша – начинай с начала”. Сделав перерасчеты по актам-претензиям жителям, обратившимся в Ассоциацию “Наш дом”, руководство предприятия продолжает не признавать эти самые акты-претензии, утвержденные Правилами предоставления населению услуг по водо-, теплоснабжению и водоотведению, а соответственно, и делать по ним перерасчеты.
Например, житель с проспекта Петровского Ивашутин Игорь Федорович из-за технических неисправностей внутридомовых сетей отопления, проще говоря, “стояка”, вынужден уже два отопительных сезона мерзнуть в своей квартире. Уже две комиссии с участием представителей и ЖЭКа, и “Днепротеплоэнерго” признали, что – “да”, приборы отопления находятся в нерабочем состоянии. Но самое главное, что Игорь Федорович каждый день исправно вызывает тепловиков и, традиционно не дождавшись, вместе с соседями измеряет температуру воздуха в квартире и составляет акт-претензию по “недотопу”. С приемом же этих актов сотрудниками теплового участка №10 возникают проблемы – они боятся ставить свои подписи о приеме документов. Хотя, по словам генерального директора ОКП “Днепротеплоэнерго” Валерия Ивановича Деревянко, на каждом тепловом участке есть инспектор по работе с жалобами, в том числе и ответственный за подписание подобных актов-претензий.
Но, все-таки, наверное, ответственным по актам и перерасчетам на предприятии является сам генеральный директор, поскольку хоть какой-то определенный ответ на свои обращения И.Ф.Ивашутину удалось получить лишь после визита к В.И.Деревянко. Теперь потребителю услуг “Днепротеплоэнерго” должны осуществить перерасчет, но не за два отопительных сезона (по данным И.Ф.Ивашутина ему переначислили 385 гривен), а лишь за последний – 2002-2003 года. Однако при таком подходе – где гарантия, что тепловики “скостят” сумму жильцу справедливо, согласно составленным им актам, а не воспользуются какими-то своими ведомственными инструкциями?
В общем, совет всем остальным мерзнущим, желающим сделать гарантированный перерасчет: если у Вас в квартире температура ниже 180С, то сразу звоните в приемную “Днепротеплоэнерго”, вызывайте генерального директора, а затем, если он не приедет – проводите собрание жильцов, приглашайте журналистов и пишите в газеты сами. Тогда перерасчет Вам точно сделают, но только Вашему дому. Жильцам соседних домов придется “попотеть” отдельно, чтобы тепловики признали Постановление Кабинета Министров Украины “Об утверждении Правил предоставления населению услуг по водо-, теплоснабжению и водоотведению”.
Кроме потребителей–физических лиц, у “Днепротеплоэнерго” есть еще и потребители – юридические лица, например, такие, как жилищно-строительные кооперативы (ЖСК). Последних коммунальники любят больше, т.к. в доме живет несколько сотен жильцов. Соответственно, если кто-то из них злостно не платит за коммунальные услуги, то долг ложится на весь ЖСК. А за это можно вовремя не включить отопление, или попугать отключением его, а еще лучше – подать иск в хозяйственный суд о взыскании задолженности с ЖСК, то есть и с должников, и с исправных плательщиков совместно.
Собственно в “Днепротеплоэнерго” так и поступили, подав иски в областной хозяйственный суд – вначале на ЖСК “Марс-1”, а затем и на ЖСК “Марс-2”. Чем объяснить такую нелюбовь тепловиков к “марсианам”, ведь почти каждый кооператив – должник? Может быть, они действительно думают, что в этих домах живут опасные для человечества инопланетяне? Смеем предположить, что все намного прозаичнее. Председатели обоих ЖСК в феврале текущего года возмутились завышенными тарифами, установленными “Днепротеплоэнерго” за оплату своих услуг в январе, и обратились в прокуратуру, после чего справедливость была восстановлена.
Теперь произошел ответный удар коммунальников. По делу ЖСК “Марс-1” судебное заседание уже состоялось – суд присудил взыскать с кооператива задолженность за услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения в размере 11.850 гривен. “Днепротеплоэнерго” требовало еще около 2.000 гривен пени, но безуспешно.
Решение суда законно, также законны требования коммунальников. Законны, но не справедливы. Все эти долги в ЖСК создало всего 7 неплательщиков. Руководство кооператива, в свою очередь, не ждало, когда “грянет гром”, а ранее подавало иски на должников в суд, который их удовлетворил, но исполнить его решения было невозможно – описывать в квартире неплательщиков было нечего. А кооператив понес дополнительные расходы на оплату госпошлины и услуг юриста. Более того, генеральный директор “Днепротеплоэнерго” В.И.Деревянко заверил, что его подчиненные отзовут иск в связи с тем, что с 1-го июля в силу вступает Закон Украины “О реструктуризации задолженности по квартирной плате, плате за жилищно-коммунальные услуги, потребленные газ и электроэнергию”. Однако в реальности все произошло иначе. Если же коммунальники пойдут дальше, то вполне законно может быть наложен арест на счет кооператива, а тогда ЖСК ни мусор вывезти не сможет, ни зарплату выплатить, ни с тем же водоканалом рассчитаться. А пострадают все те же исправно платящие за услуги жильцы.
В общем, “Днепротеплоэнерго” все делает для того, чтобы кондоминиумов, за создание которых ратует Л.А.Турчин, было как можно меньше. Ведь никакой нормальный человек, проживающий в обычном “жэковском” доме, не захочет создавать никакое объединение совладельцев многоквартирного дома, узнав о том, что его ожидает со стороны “Днепротеплоэнерго”, как, впрочем, и со стороны горводоканала.

Горводоканал – о льготах, счетчиках и отключениях

Первого апреля, во время более чем суточного отсутствия в наших кранах воды, все мы, с одинаковыми эмоциями, вспомнили, что есть в Днепропетровске такое предприятие – горводоканал. Кстати, по словам начальника отдела “Сбыт” данного предприятия Александра Ивановича Березкина, перерасчет за отсутствующую воду никто делать не собирается. Видно Кабинет Министров Украины не только у тепловиков не пользуется авторитетом. Ведомственные “Правила пользования системами коммунального водоснабжения и водоотведения в городах и селениях Украины”, на которые ссылается начальник, имеют для горводоканала большую юридическую силу, чем утвержденные Кабмином “Правила предоставления населению услуг по водо-, теплоснабжению и водоотведению”, согласно которым должен производиться перерасчет.
А еще коммунальники не в ладах с арифметикой. К примеру, горячее водоснабжение отсутствовало в доме 152 по ул.Рабочей (700 квартир) в 1998-2003 годах, по данным и теплоснабжающих организаций, и жильцов, 922 дня, а перерасчет осуществлен лишь за 418 дней. Таким образом горводоканал не учел в своих расчетах 504 дня отсутствия горячей воды, что увеличило начисления на 18,85 грн. с 1-го человека за весь период. Но это, наверное, больше частный пример, до которого докопались дотошные потребители.
Ситуация с льготами в 2002 году уже стала притчей во языцех. Если другие коммунальные службы начисляли своим потребителям оплату услуг как всегда – за минусом льгот, то горводоканал вопреки действующему законодательству выставлял счета по оплате услуг по водоснабжению и водоотведению ветеранам воинской службы, военнослужащим, работникам правоохранительных органов и другим категориям без учета их льгот, мотивируя свои действия отсутствием источника финансирования. Да, источника финансирования действительно не было, но переносить ответственность с больной головы на здоровую коммунальники не имели права. Характерно, что прокурор со своими предписаниями так и не смог повлиять на горводоканал. Может быть суд по иску одного из потребителей восстановит справедливость?
Статус “крайних” жилищно-строительные кооперативы получили не только у “Днепротеплоэнерго”. Горводоканал с удовольствием отказывает жителям ЖСК в опломбировке вновь установленных ими внутриквартирных счетчиков воды, причем, если раньше только тем, в домах которых нет подомового прибора учета, то сейчас – уже и всем остальным. То есть человек купил за свои деньги счетчик, поверил, установил его, а затем месяцами (!) не может добиться, чтобы его опломбировали. Причем, сейчас уже коммунальники пролоббировали специальное решение исполкома горсовета “Об утверждении Положения о внедрении квартирных приборов учета потребления холодной и горячей воды”, согласно которому в домах ЖСК опломбировкой должны отныне заниматься представители самого ЖСК. А что теперь делать жильцам, которые оббивают пороги горводоканала с прошлого года? Как рассчитаются с ними коммунальники за причиненный материальный и моральный ущерб?
Но даже если счетчик опломбирован, нет никакой гарантии, что жителю ЖСК, в котором не установлен подомовой прибор учета, учтут показания его квартирного счетчика. По словам того же господина А.И.Березкина, у горводоканала очень мало контролеров, и они не успевают снимать показания у обладателей всех водомеров. Поэтому, жители кооперативов, не устанавливайте счетчики воды, не морочьте горводоканалу голову, а спокойно платите за “услуги” по нормативам – 300 литров на человека в сутки!
Горводоканалу есть чем заниматься, вместо того чтобы ходить опломбировывать счетчики в ЖСК и снимать с них показания. На днях на подъездах многих домов появились списки должников с предупреждениями о том, что в случае неуплаты водоснабжение целому дому будет отключено. То, что это серьезно, убеждают прошлогодние летние отключения. Естественно, что при этом грубо нарушаются права исправных плательщиков, а также тех категорий населения, относительно которых Постановлениями Верховной Рады Украины от 18 марта 1999 года №512 и от 7 июня 2001 года №2456 запрещено применять санкции за неоплату жилищно-коммунальных услуг (лиц, которым не выплачена зарплата, а также семей, фактически полученный доход которых не превышает совокупного прожиточного минимума членов семьи). Однако это никого не интересует. Конечно, как и любой кредитор, горводоканал имеет полное право требовать возвращения своих долгов, однако делать это он должен законно и цивилизованно, а не устанавливая круговую поруку.
Кстати, в связи со всеми вышеперечисленными нарушениями, Ассоциации “Наш дом” на собрании потребителей услуг горводоканала 17 апреля 2003 года пришлось обратиться к начальнику предприятия Е.Н.Чайке с открытым письмом, в котором требуется устранить эти нарушения в месячный срок. В случае неудовлетворения требований Ассоциация собирается апеллировать к прокуратуре и руководству города.

Итого

Странно, конечно, что подобный беспредел творится тогда, когда власть со страниц всех средств массовой информации рассказывает о жилищно-коммунальной реформе. То есть, получается, что все то же управление жилищно-коммунального хозяйства облгосадминистрации во главе с Л.А.Турчиным, судя по его заявлениям, идет путем реформ, а его подчиненные –“Днепротеплоэнерго” и горводоканал, судя уже по их действиям, идут по пути нарушений прав потребителей. Так где же тогда заявленная реформа? Ее просто нет.
Так или иначе, реформа жилищно-коммунального хозяйства должна быть не пиаром и не рекламной кампанией, а конкретными делами, направленными на то, чтобы мы получали качественные услуги и меньше за них платили. И, наверное, поэтому правильно, что горводоканал две недели назад стал городской собственностью – у города уже есть какой-никакой опыт по оздоровлению “Днепротеплосети”. За этим должен последовать полный аудит всей деятельности горводоканала, включая и сферу соблюдения прав потребителей его услуг. Будем надеяться, что в этом году подобная участь постигнет и тепловые сети ОКП “Днепротеплоэнерго”, находящиеся на территории Днепропетровска. Тогда, возможно, кроме благих намерений появятся и дела.

Cопредседатель Ассоциации по защите прав потребителей
жилищно-коммунальных услуг “Наш дом”

Поділитися: