О шамане, приватизировавшем колодец

03 листопада 2013 о 08:33 - 12447

Avataradmin


О шамане, приватизировавшем колодец

Когда-то, в одной из телепередач политик заявил, что украинцы не могут защитить свои права, так как они их не знают, и при этом ссылался на некое естественное право. Если с первым всё ясно: мы действительно не знаем своих прав, то со вторым у меня возникают вопросы. Что это за естественные права, откуда они берутся, кто следит за их соблюдением и кто их защищает?

Ломовиков Валерий, Днепропетровск

Понятие естественного права возникло на заре человечества, когда человек развился настолько, что стал осознавать себя и свои права. Означает оно то, что любой рожденный имеет естественное право на жизнь, сопряженную с другими естественными потребностями и, стало быть, правами на их удовлетворение.

Термин «естественные права» очень часто употребляется для обозначения тех прав, которые не зафиксированы, но которые считаются разумными и общепринятыми.

Естественные права вытекают из самой природы человека и означают всю совокупность неотъемлемых принципов и прав, независимых от субъективной точки зрения закона. Естественное право противоположно формальному, как некий идеал – несовершенству, так как писаные законы изменчивы и зависят от человеческих установлений.

Несложно заметить, что все конституции государств, в том числе и Украины, декларируют основной закон, опираясь во многом именно на естественные права человека. И это не случайно, так как основной закон, который противоречит естественности прав, просто нежизнеспособен.

Государство и государственные законы для того и создаются, чтобы формальное право человека, которое лежит в основе социальной жизни, не противоречило природе, из которой естественные права вытекают.

Казалось бы, с природой и Конституцией всё ясно, но почему в нашем государстве, да и в целом мире, нарушение естественных прав в последнее время стало нормой? Почему гибнут народы и банкротятся целые государства?

Почему, допустим, за убитых на дорогах людей никто не несет никакой ответственности? Почему их естественное право на жизнь, дарованное им природой и даже прописанное в Конституции, повсеместно нарушается?

В ст. 3 Конституции Украины, говорится: «Человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине наивысшей социальной ценностью».

Вроде бы хорошо сказано, но в законе нет определения этого человека. Это только кажется само собой разумеющимся, но в законах, если уж их выписывать, надо учитывать буквально всё. Именно в ссылке на некоего абстрактного человека и есть попытка Конституции опереться на естественное право. Но ведь оно может быть всегда изменено реальностью!

Кто, какими качествами и, допустим, каким материальным достатком должен обладать индивид, чтобы быть человеком и чтобы ст. 3 Конституции в отношении него выполнялась, чтобы он имел право защиты?

Это конечно ирония, так как человек при рождении естественным образом не имеет ни счетов в банке, ни собственности.

Но в иронии есть простая мысль: если ст. 5 Конституции Украины прописывает, что «источником власти в Украине есть народ» – очень важно знать, кто именно является этим народом. Если точное определение термина «народ» отсутствует, рано или поздно возникнет, например, вопрос: как этот никак не определенный субъект права «народ» может реализовать свое право «осуществлять власть непосредственно и через органы государственной власти и органы местного самоуправления»?

Депутат, заявивший, что украинцы не могут защитить свои права, потому что, видите ли, их не знают, в реальности лукавил. Мало знать свои права, нужно ещё иметь возможность их реализовать.

К примеру, не у каждого сегодня, в случае необходимости, есть возможность нанять адвоката, оплатить дорогостоящие экспертизы и т.д. Это обусловлено разным материальным положением и разными материальными ресурсами, которые узаконены частным правом. По ныне действующим законам вполне допустимо иметь, владеть и распоряжаться бОльшим, чем имеют другие. То есть бОльшим, чем это предусмотрено и вытекает из логики естественного права.

Допустим, шаман какого­нибудь племени, на правах успешного менеджера, приватизировал колодец. Этим он нарушил естественные права остальных: он получил в собственность то, что естественным образом принадлежало всем. Теперь племя работает на шамана за порцию воды. Таким образом, шаман реализовал свое частное право владения чем­либо, – за счет общества. Вернуть колодец племя не в состоянии, потому что без воды оно ослабло, перессорилось и оглупело.

Когда естественное право грубо нарушается частным, жизнь наказывает всех. В том числе и шаманов, которые, по сути, могут жить только при наличии своего народа.

Підписуйтесь на наш телеграмм

Поділитися: