Нашли, что еще продать

11 березня 2003 о 22:00 - 948

Благодаря газете «Самостійна Україна» (№7) достоянием гласности стал проект указа Президента под невинным названием «Про заходи щодо розвитку туристичної та культурно-рекреаційної сфери України». Однако единственный по-настоящему конкретный пункт проекта, ради которого, видимо, он и написан (пункт №2), предусматривает: «розробити та внести на розгляд Верховної Ради України пропозиції щодо … здійснення програми реалізації експонатів не раритетного характеру із фондів, що знаходяться в запасниках музеїв».
Уже одно то, что речь идет о программе, каковую планируется принимать парламентским голосованием, свидетельствует, что готовится тотальная распродажа.
Вранье о «нераритетном характере» рассчитано на обывателей, имеющих смутное представление о музейной работе (в чем я за двадцать лет имел двадцать тысяч случаев убедиться). Нет в исторических музеях (у художественных своя специфика, которую я знаю слабо, пусть о них кто-нибудь другой скажет) – нет в исторических музеях никаких запасников! И никогда не было! Более того, для исторических музеев «нераритетные» экспонаты, как ни парадоксально, дороже раритетных.
Зачем, простите, люди ходят в музей? Чтобы увидеть, как жили их предки. Но для того, чтобы воссоздать картину жизни, нужны бытовые вещи. Самые обычные бытовые: одежда, обувь, образцы книг и тетрадей, мебель… А вот на вопрос: «Что музею не нужно?» – я, пардон, не могу ответить, потому что каждая вещь – это частичка жизни.
Даже слайд с мазни (картиной ее назвать – много чести), где некий художник от слова «худо» изобразил «Помощь уральцев Пугачеву» – даже этот слайд, без упоминания о котором уже 15 лет не обходится ни одна критическая статья о Днепропетровском историческом музее – даже он является ценным экспонатом.
Нет, разумеется, в зале запорожского казачества он смотрится как валенки на жирафе, но на выставке, показывающей жизнь 1970-х г.г. – там ему самое место.
И сколько я ни слушал (а много слушал) дилетантов, рассказывающих о каких-то «запасниках», в которых «пылятся экспонаты» – так и не мог понять: откуда этот миф взялся? Фонды музея все время находятся в работе – экспонаты идут на выставки, лекции, с ними работают ученые-историки. Невероятно, но факт: мне приходилось встречать чиновников, у которых сам факт работы историков в фондах музея вызывал приступы бешенства. Эту чиновничью логику я могу объяснить только комплексом неполноценности, ибо, попади они сами в музейные фонды – то была бы картина «баран у новых ворот».
Да, я не исключаю, что авторы проекта совершенно искренне думают, что «экспонаты пылятся в запасниках» – но невежество не является аргументом. Точнее, не должно являться…
Я умирать буду – вспомню сцену на одном из круглых столов. И.Шулык поставил вопрос о том, что перевод управления культуры на верхние этажи бывшего Дома Политпроса был ошибкой – туда сложно подниматься старым актерам. И что же? Одно из самых высокопоставленных лиц области выразило, что, если бы работники культуры хотели, чтоб их управление осталось в основном здании обладминистрации, они должны были своими руками его отремонтировать. Я представил себе скрипачей, накладывающих штукатурку, оперных певцов, дышащих пылью… Таково их представление о культуре. ТАКИМ только дай программу.
Ведь был же уже пропагандистский залп с требованием продать днепропетровскую коллекцию каменных баб – это, примерно, одинаково, как если бы итальянцы Колизей продали. А вместо статуй портрет Кучмы повесить?
А кто хочет знать историю этой… как ее… Украины, тот пусть едет в Канаду. На постоянное место жительства.

Поділитися: