О пользе общественных cлушанийили Как обустроить наше теплоснабжение

11 лютого 2003 о 22:00 - 918

Олена ГарагуцОлена Гарагуц


Теория

Как нам, простым смертным, можно повлиять на властный Олимп в межвыборный период? Ведь после нашего волеизъявления в день выборов единственным теоретически доступным посредником между гражданами и чиновниками становится, как правило, депутат городского совета. Однако, к сожалению, не часто (сужу по ж/м Тополь) последнего можно разыскать на своем округе, не говоря о том, чтобы заставить защитить интересы избирателей – и своих, и всего города.
В таком случае горожанам нужно принимать непосредственное участие в местном самоуправлении. Речь идет об общественных слушаниях, которые, согласно Закона Украины “О местном самоуправлении в Украине” и Устава города, являются встречей членов территориальной громады города, то есть нас с вами, с его руководством.
На этом большом круглом столе его участники заслушивают информацию властей о решении тех или иных городских проблем. А принять участие в мероприятии, и даже выступить со своими конструктивными идеями, может любой горожанин. Потому-то, кроме отчета “власть держащих”, на общественных слушаниях обсуждаются и вносятся предложения в проекты решений городского и районного советов, их исполкомов, а также распоряжений городского головы. Иначе говоря, наши “пропозиции” – уже не просто пожелания, а правовой документ, обязывающий городскую власть к действию.

Практика

Впервые в нашем городе общественные слушания с подачи Ассоциации “Наш дом” были проведены по вопросам деятельности жилищно-строительных кооперативов (ЖСК) и объединений совладельцев многоквартирных домов (ОСМД) в декабре 2001 года. Их результатом стали решения городского совета:
-от 20.02.2002 года №33/27 “Об освобождении жилищно-строительных кооперативов и объединений совладельцев многоквартирных домов города от оплаты государственной пошлины, которая зачисляется в городской и районные бюдеты, по исковым заявлениям в судах общей юрисдикции”;
-от 19.06.2002 года №55/2 “О предоставлении льготы по оплате налога и арендной платы за землю жилищно-строительным кооперативам” (на 2002-й год);
-от 22.02.2003 года “О предоставлении льготы по оплате налога и арендной платы за землю жилищно-строительным кооперативам” (на 2003-й год).
Также по итогам первых слушаний в скором времени в структуре горисполкома появится подразделение, на которое будут возложены функции курирования кооперативов и кондоминиумов, да и вообще город в ожидании комплексной программы содействия созданию и деятельности ОСМД, которая создаст систему стимулов для тех, кто готов наводить порядок в своем доме. Ведь основные проблемы кооперативов и кондоминиумов с прошлых слушаний так и остались нерешенными – все так же не видят ЖСК компенсации за субсидии и льготы, ждут жильцы кооперативов и выдачи отдельных абонентских книжек на коммунальные услуги, фактически беспределом занимается горводоканал, отказываясь принимать те же, утвержденные законодательством льготы.
Для того, чтобы разобраться в “теплой” проблеме, нужно четко понимать – на что город может влиять, а на что – никак, хоть убей. К последнему относятся цены на газ и диктат газовых монополистов – это уже политика, или возвратившийся бумеранг доверчивости и пассивности украинских избирателей. Иначе говоря, если задвижка на газовой трубе перекрыта или же давление газа низкое, то, хоть верть-круть, хоть круть-верть, но тепла не будет.
Поэтому вопрос влияния на газовщиков давайте отложим до новых выборов, а сами на общественных слушаниях разберемся в тарифах, договорных отношениях, счетчиках тепла и прочем, за что непосредственно отвечают коммунальники и местная власть.

О тарифах

Сколько уже копий сломано вокруг тарифов на тепло и горячую воду, но до сих пор ни тепловики, ни их оппоненты не могут аргументированно обосновать свои мнения – высокий тариф или, наоборот, низкий. Но то, что он усредненный – это уж точно, ведь затраты на отопление каждого дома различны: кирпичное здание нагреть легче, чем панельное; при обогреве от домовой котельной нет тех потерь, как на теплотрассе, и т.д. Кроме того, основного потребителя услуг теплоснабжающих организаций – население, как правило, не посоветовавшись с ним, всегда ставят перед фактом: “Вот, мы посчитали – вы теперь платите”.
В общем, Ассоциация “Наш дом” уже вносит на общественные слушания свои предложения по тарифам:
1. Решения об изменении тарифов принимать лишь после обнародования их проектов с широким обсуждением членами территориальной громады города.
2. Установить дифференцированный тариф на оплату тепловой энергии, поставляемой от домовых (встроенных) котельных, а также льготный тариф для жильцов домов, установивших счетчики тепла за собственные средства.

О тепловиках

В нашем городе услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению населению в основном оказывают две теплоснабжающие организации: городское коммунальное предприятие “Днепропетровские городские тепловые сети” (директор – Н.Я.Шипка) и областное коммунальное предприятие “Днепротеплоэнерго” (генеральный директор – В.И.Деревянко). Если руководство первого предприятия, несмотря на все проблемы, избрало своей стратегией диалог с потребителями своих услуг, особенно после реорганизации осенью прошлого года, то ОКП “Днепротеплоэнерго” упорно борется с жильцами, нарушая налево и направо действующее законодательство. Ассоциации “Наш дом” периодически удается пресекать различные “ноу-хау” областных тепловиков, но они придумывают все новые.
Например. Все жильцы квартир с централизованным отоплением в нашем городе должны оплачивать эту услугу по 1,51 гривны за 1 м кв. отапливаемой площади. Этот предельный тариф получается из стоимости одной гигакалории тепловой энергии – 63,05 грн., умноженной на норматив затрат для обогрева одного квадратного метра жилья в месяц – 0,024 Гкал/м кв., кстати, утвержденный главой облгосадминистрации. Но ОКП “Днепротеплоэнерго” устанавливает свой норматив, по которым жители кооперативов (почему тогда только они?) должны оплатить за декабрь, как в ЖСК №34 “Марс-1”, 2,36 гривны за 1 м кв. Да еще и за отопление лестничных клеток 17 копеек с того же метра, хотя оплата последнего входит в тариф. В итоге, имеем 2,53 гривны вместо 1,51 – тариф завышен более чем на одну гривну с метра! Поэтому просьба к прокурору города считать данную информацию официальным заявлением. Впрочем, и принадлежность тепловых сетей, находящихся на территории города, к так называемой областной собственности не соответствует действующему законодательству.
Поэтому считаем необходимым:
1.Обязать ОКП “Днепротеплоэнерго”:
-произвести перерасчет ЖСК и ОСМД начисленной оплаты за отопление в декабре 2002 года согласно установленных нормативов;
-не выставлять счета ЖСК и ОСМД за отопление лестничных клеток, поскольку оплата последнего учтена в действующем тарифе.
2.Передать в собственность территориальной громады города котельные и инженерные сети ОКП “Днепротеплоэнерго”, находящиеся на территории г.Днепропетровска.

О счетчиках тепла

Как правило, установка прибора учета расхода тепловой энергии (теплосчетчика) не только снимает тему перерасчетов, как таковую, но и снижает оплату за потребленное тепло в среднем в 1,5-2 раза! Однако установка счетчика тепла жильцами, к сожалению, становится проблемой из-за того, что консервативным коммунальникам наличие оного не позволяет мудрить с расчетами-перерасчетами. Вот и начинается: “Вначале погасите долги, а еще установите счетчик на горячую воду, а еще перейдите с абонкнижек на общий договор (если ЖСК или ОСМД)…”.
Поэтому предложения Ассоциации “Наш дом” по теплосчетчикам, как и ранее, остаются прежними:
1. Устранить препятствия, возникающие со стороны теплоснабжающих организаций, при установке тепловых счетчиков:
-условия погашения задолженности жильцов;
-условия установки подомового счетчика учета расхода горячей воды;
-условия перехода на общий договор на получение услуг (если в доме ранее были абонкнижки).
2. Выделить в городском бюджете 2004 года отдельной строкой средства в необходимом объеме для установки приборов учета расхода тепловой энергии в жилом коммунальном фонде, согласно городской “Программе капитального ремонта, содержания и эксплуатации жилого фонда на 2002-2006 г.г.”
И о самом главном. Пока не установится не от разу к разу,а постоянный диалог между тремя участниками процесса – населением, коммунальниками и властью – нет смысла надеяться на успех жилищно-коммунальной реформы. Уже сейчас необходим рабочий совещательный орган, объединивший бы в себе представителей “тройки”, для выработки целостной концепции реформирования ЖКХ города. Реформирование системы теплоснабжения и горячего водоснабжения стало бы составной частью этой программы и включало бы в себя не просто ликвидацию правонарушений коммунальников, а системные изменения во всех направлениях: инженерно-техническом, экономическом, правовом, кадровом и даже общественном.
Поэтому ждем всех неравнодушных к теплу в своих домах с предложениями на Общественных слушаниях по вопросам теплоснабжения и горячего водоснабжения, которые состоятся 15 февраля 2003 года, в субботу, в зале заседаний Дома союзов по адресу: пр.К.Маркса, 93. Начало в 10.00. Регистрация с 9.00.
Сопредседатель Ассоциации
по защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг “Наш дом”

Підписуйтесь на наш телеграмм

Поділитися: