Благотворительность за чужой счет

28 січня 2003 о 22:00 - 1082

Каникулы – замечательная пора. Мы все с детства с теплотой относимся к этому времени. Глядя на школьников, вспоминаем свои каникулы, свои забавы и развлечения той поры. Помните маршруты выходного дня и детские поезда? В скольких городах вы побывали благодаря незабвенной «классной даме» с ее энтузиазмом и доступной стоимостью поездки?
Сейчас энтузиастов от школьной педагогики стало ничуть не меньше, просто кошельки родителей их воспитанников не позволяют совершать поездки.
Хотя с недавнего времени традиция железнодорожных перевозок школьных экскурсий стала возвращаться. Вот уже второй год «Укрзалізниця» делает нашей детворе подарок в виде бесплатного проезда в период каникул. И это замечательно. Сколько семей, которые не могут позволить себе свозить ребенка в путешествие, благодаря этой акции смогли отправить свое чадо или в столицу на Президентскую елку, или покататься с Карпатских гор.
А железнодорожникам добавилось головной боли – обеспечить необходимое количество мест в поездах киевского направления для подобной поездки. Выход – дополнительные, т.н. детские поезда. Интересно, что они в первую очередь формируются именно для поездки в Киев, а поезда в Карпаты, куда наплыв желающих обычно не меньше, формируются по остаточному принципу. «Главное, – пояснила кассир в кассе коллективных заявок, – обеспечить Президентскую елку», т.е. наличие полного зала дворца «Украина» на период новогодних представлений. Идея неплохая, однако, почему в первую очередь Елка, а не оздоровление детей в горах? Ведь в наших Карпатах зачастую простаивают десятки полупустых турбаз в ожидании сезона каникул.
Но не только это вызывает некоторое замешательство. Вернемся к самому процессу, к той же кассе коллективных заявок. Идеи, осложняющие пользование услугами «Укрзалізниці», по-видимому, рождаются раньше идей по совершенствованию предоставляемых услуг. А именно: классный руководитель и руководитель группы детей, которые желают выехать посмотреть новогоднее представление во дворце «Украина», должны предоставить не только письмо-заявку, подписанную директором школы и заверенную гербовой печатью, в организацию, которая окажет услуги по приобретению билетов на елку и обеспечит экскурсионное обслуживание в столице, но обязаны предоставить заверенный тем же образом полный список выезжающих детей с указанием серий, номеров и мест выдачи свидетельств о рождении учащихся. Никакие исправления в списке не допускаются, номера и фамилии фиксируются в проездном документе, выдаваемом кассой. Я уже не говорю о сложностях работы кассиров, которые часами выбивают билеты на сотни детей с указаниями подобных данных, — я хочу обратить внимание на то, что даже в техническом плане составление точного списка в 3-х экземплярах на 100-200 выезжающих детей без помарок (т.к. с помарками и исправлениями в окошечке предварительного приема коллективных заявок — никто разговаривать не будет) почти невозможно. Несомненно, что в день поездки будет сделана какая-нибудь замена, и вместо Сидорова Вани поедет Петрова Лена, а вместо Иванова Пети – Катя Смирнова. И вот уже у нашей благодетельной «Укрзалізниці» есть пусть формальный, но все же повод потрепать нервы сопровождающему и классному руководителю, сверяя списки и свидетельства о рождении. Я не шучу: одна моя знакомая рассказывала, как проводник в вагоне – и он имел полное на то право – начал полную сверку списков, билетов и свидетельств о рождении.
И это лишь начало поездки. Хотите приобрести белье? Извольте – 6 гривен, и это с учетом нефирменности детского состава (в фирменном – 7 грн.). Интересно, на основании каких расчетов формируется данная цена? Не иначе, как на основе монополизма и маленького, простите, шантажа, т.к. не купишь белье – не будет матраса, одеяла, ведь ты нарушаешь санитарные условия, кроме того, косые взгляды проводника до конца следования могут выдержать далеко не все пассажиры. Понять проводников можно: по всей видимости, этих бедняг каким-то образом «напрягают» на количество проданных комплектов белья. Цена же комплекта вызывает, по меньшей мере, недоумение, если учесть, что в самой обыкновенной прачечной стоимость стирки, крохмаления, подсинивания и глажки одного килограмма белья никак не превышает 3-х гривен. То, что вес одного комплекта белья, состоящего из 2-х полуторных простыней, наволочки и маленького полотенца, никак не превышает килограмма – не вызывает сомнения. Кроме того, железная дорога, как уважающее себя предприятие, наверняка имеет если не собственную прачечную, то постоянного партнера по оказанию подобных услуг, что и в первом, и во втором случае, исходя из постоянства и количества заказов, значительно удешевляет подобные услуги. Таким образом, вопрос о цене белья остается открытым.
По большому счету, писать я собиралась не только и не столько о вышеизложенном. Поначалу хотелось написать об акции «Укрзалізниці», которая позволила многим детям увидеть что-то помимо своего родного населенного пункта будь то город, поселок или село. Пусть стоимость билета на Президентскую елку в «Украине» колеблется от 8 до 20 гривен без подарка (который стоит минимум 8 гривен), но поехать-то можно – проезд бесплатный. Здорово!
Но, господа, задумайтесь: если где-то чего-то прибыло, то где-то непременно должно чего-то убыть. За счет чего или кого проводится эта замечательная акция? Кто-то задумывался, я думаю, безусловно, но выводы, к которым он пришел, не придавались широкой огласке, так же, как и мнение пострадавших, то бишь стороны, «где убыло». Сегодня пострадавшими от разрекламированной акции «Укрзалізниці» являются почти все железнодорожники, а более всего – проводники подвижного состава. По словам проводников одного из поездов киевского направления, с каждого из них в среднем «сняли» по 30-40 часов рабочего времени и, соответственно, «срезали» зарплату за это время. Хотя на подобную несправедливость они, в принципе, не жалуются. Кто имеет что-то против такой акции и отказывается писать заявление о добровольном отказе от отработанного времени, может тут же написать заявление об увольнении по собственному желанию. К сожалению, ситуация знакома большинству наемных рабочих и служащих нашей страны. Бесправие и произвол начальствующих. Интересно, знает ли об этом министр транспорта, бывший руководитель «Укрзализныци», 10-й номер в списке блока «За единую Украину», а ныне – выдвиженец СДПУ(о) Григорий Кирпа? Впрочем, вопрос риторический.
Но что еще хуже, согласитесь: ведь акция-то благая – для детей всей Украины, и «несогласные» с ней могут прослыть «врагами народа». Только непонятно, почему детей Украины должны облагодетельствовать из своего кармана работники, получающие по всем статистическим показателям не самую большую заработную плату. Легко быть хорошим за чужой счет, не правда ли, господа?

Поділитися: