Дремучий сервисили Виртуальная Европа

14 січня 2003 о 22:00 - 1445

Олена ГарагуцОлена Гарагуц


На пороге плотно закрытой двери в Европу, некоторые горе-политики пыжатся доказать “европеистость” Украины. Дескать, географическое положение, общечеловеческие ценности у нас не хуже, чем в Германии или Люксембурге. Опять же одежда, харчи и “Мерседесы”, коих даже больше, чем Германии, на любой вкус.
Все так. По части маркетов, супермаркетов и даже мегамаркетов, проще говоря, всевозможных магазинов, в Днепропетровске – рай земной. Та же ситуация и с финансово-кредитными учреждениями, банками. Несмотря на очевидную конкуренцию, разброс цен, процентов по вкладам и кредитам, роднит эту по большому счету сферу услуг одно – получение прибыли. Большинство – в полном соответствии с заветом легендарного Бендера: “Сравнительно честным путем”. Что не совсем вяжется с общепринятыми правилами торговли в цивилизованных, подчеркиваю, странах. Примеры? Пожалуйста…

Сам себе режиссер

Несколько лет назад в Днепропетровске на улице Калиновой, 3 с большой помпой открыли чудесный супермаркет с громким названием “Euromart”. Знаково, что отцом и основателем европейского, по образу и подобию, торгового предприятия является гражданин Бельгии. Это придавало нескольким тысячам квадратных метров торговых площадей особый блеск. Европейский размах и принципы подхода к потребителю вершил заманчивый для непосвященных слоган “сash&carry” (что в переводе, кстати, означало обычный для любого ларька или рынка принцип “плати наличными и уноси”). Кроме действительно качественного товара, вся прелесть по сути заурядного гигантского продмага заключается в двойственности цен. Можно заплатить по розничной, а можно – по оптовой. Что на практике дает ощутимую экономию средств. Между тем, опт подразумевает определенную, порой значительную, партию одного товара. Согласитесь, одновременно десятка банок кофе, или двадцати бутылок минеральной воды, семье из четырех-пяти человек как-то не требуется. Да и средства не позволяют. Первое время “Euromart” держался на владельцах торговых ларьков, которые оптом закупали необходимый товар. С развитием сети оптовых баз интерес к еврочуду утих. Тогда менеджеры применили обычный прием: ввели дисконтные карты. За двадцать гривен приобретается карточка, и тогда все товары можно покупать, независимо от количества, по розничным ценам. С одним условием: сумма покупки в течение месяца должна составлять не менее 500 гривен. Так, исключительно в устной форме, не считая вывешенного у кассы плакатика аналогичного содержания, пропагандировалась вышеозначенная услуга. На закономерный вопрос “А если куплю больше?” кассир, торгующий карточками, утверждал: “Сумма переносится на следующий месяц”.
Бессмертное Черномырдинское “Хотели как лучше, а получилось как всегда” лишний раз подтвердило прозорливость российского посла.
Что ныне имеет в активе хозяин карточки-дисконта? Возможность покупать по оптовым ценам любое количество товара. Причем, если карточка куплена, скажем, 10 ноября, последний день покупки – девятое декабря. Далее, следуя логике менеджера по продажам Людмилы Ивановой, в следующем месяце дата последнего льготного приобретения – 8. Магазин сделал еще один шаг в пользу потребителя: владельцам мобильных телефонов по услуге SMS сообщают бесплатно о сумме, которую необходимо доплатить ко времени “Ч”.
На деле получается следующее. Клиент в период с 10 ноября по 27 декабря 2002 года приобрел товаров на сумму 1.023 грн. 79 копеек. Заметьте, за полтора месяца, как за два. Попытка сделать покупку 7 января не увенчалась успехом – магазин закрыт (хваленое европейское “Чего изволите?” у нас не работает). В итоге, 10 января карточка, как в известной “Золушке”, превратилась… понятно во что. Сообщение на мобилку приходило. Но от кого и о чем речь – неизвестно.
Далее, хозяин дисконтной карты, чтобы возобновить льготы, должен купить товар по розничным ценам на те же пятьсот гривен. Или приобрести за 20 гривен новый, судя по вышеописанному, не подкрепленный никакими юридическими обязательствами кусок пластика. Случись что – и покупатель окажется “с носом”, как ныне это имеет место с клиентами сети магазинов “Эльдорадо”.
-Такова политика компании, – честно ответствовала менеджер “Euromart” Л.Иванова.
Эта же политика не предусматривает голосовые объявления для покупателей вроде незабвенного ноу-хау московского ЦУМа: “Мальчик Вова, у фонтана тебя ждет мама”. Вместо этого Людмила Александровна посоветовала всем клиентам приобретать мобильные телефоны. За собственный, конечно, счет.
Тем более, понятно, не все гладко с сервисом в исключительно отечественных магазинах. Ну кто не знает сеть продмагов “АТБ-маркет”, которых по области насчитывается несколько десятков? Главное их отличие, кроме приемлемых цен и хамства продавцов, заключалось в бесплатных фирменных пакетах, куда складывалось купленное. Понятно, что цена их входила в стоимость товара, но все-таки… Ныне – плати. По крайней мере, в АТБ-маркете, что в Доме Торговли, бутылку вина, две пачки сливочного масла и коробку конфет 7 января в дармовой пакет класть отказались, мотивируя “не тем размером покупки”. Видимо, на сто процентов прав генеральный директор “АТБ-маркет” Виктор Карачун, в беседе с автором этих строк коротко обозначив главную проблему своих магазинов: “Персонал”. Заметьте: не налоги, не проверки, но люди!..

Ростовщики с фантазией
или Как деньги рождают деньги

В отличие от России, Беларуси и, тем более, стран Средней Азии, обменять твердую валюту на “мягкую” отечественную, и наоборот, в Украине не представляет проблемы – “канторы” стоят буквально на каждой улице и проспекте.
Это – на первый взгляд. Внимательно присмотревшись, обитатель “обменника” купюру, в основном “зеленую”, может не принять, отослав в банк. Причина – ветхость, надрыв, пятна и т.д. и т.п. В банке у вас валютную купюру, конечно, примут. Но потерять при этом можно, скажем, на десятидолларовой купюре десять гривен, поскольку банки устанавливают за услугу процент, который колеблется от 4,5 до 6. И самое печальное для клиента, что отсутствуют основополагающие документы, дающие право признать банкноту негодной. Каждый банк “дует в свою дудку”. Как, например, до не давних пор уважаемый мною “Кредит-Днепр”. Начальник отдела неторговых операций этого финансово-кредитного учреждения Сергей Гаман предоставил автору этих строк “Разъяснение по поводу приема пунктом обмена наличной валюты”, в котором наличность разделяется на семь категорий, согласно международной классификации купюр. Первые четыре категории непосредственно принимаются к обмену в пунктах обмена валют. А вот 5, 6 и 7-я, признанная браком, принимается на инкассо банком. В кассе банка пригодность купюры определяет сам кассир. Так вот, десятидолларовая купюра, признанная кассиром подлинной, с номером и другими реквизитами, выпуска 1995 года, но с трехмиллиметровым надрывом, заклеенным “скотчем”, обменивалась исключительно по предъявлению паспорта владельца банкноты. Потеря на обмене – 10 гривен. Столь солидный “навар” идет, по словам Сергея Николаевича, на оплату хранения и транспортировки “негодных” денег на родину.
Честное слово, выглядеть идиотом было очень неловко. Тем более что подобные купюры, даже их половинки с банковским номером, принимают в любой стране Европы безо всяких ограничений, пошлин, акцизов, процентов, пень, маржи и… Что там еще можно придумать? В ответ Сергей Николаевич категорично заявил:
-Так то – в Европе!..
Далее стало бессмысленным утверждать, что иностранная валюта вывозится банком в любом случае. Что международные нормы и правила, касающиеся всех цивилизованных банков, предусматривают прием без ограничений шести вышеупомянутых в классификации категорий. Не повернулся язык поинтересоваться суммами, собираемыми банком на подобных операциях. Курочка по зернышку клюет…
А как стало известно позже, в Днепропетровске существуют даже фирмы, которые в обход банков и “канторов” принимают у населения ветхие купюры, причем берут за услугу намного дешевле финучреждений – до 3%. Фирмочки полулегальные, перевозят банкноты за кордон и обменивают в тамошних банках.
А десять баксов автору обменять все-таки удалось. Безо всяких процентов за услугу. Потратив четыре часа и посетив еще пять банков и двенадцать пунктов обмена валют, автор в тринадцатом получил строго по курсу свои 53 гривни 40 копеек. Без предъявления паспорта, редакционного удостоверения и свидетельства участника войны 1812 года. К слову, обменник работал от “Классик-банка”. Как вы яхту назовете, так она и поплывет?..

Підписуйтесь на наш телеграмм

Поділитися: