ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

31 грудня 2002 о 22:00 - 1031

Конец года – время для подведения итогов. Каковы они в политической сфере страны? Своими мыслями на этот счет корреспондент газеты попросил поделиться днепропетровских политологов и партийных лидеров.

Мы сидим на трехногом стуле

Кандидат исторических наук, политолог Владислав Романов:
-2002 год – очень сложный, неровный.
В экономической и социальной сферах он отмечен стабильностью и определенным поступательным движением вперед: сохранены достаточно высокие темпы прироста ВВП, собран неплохой урожай, увеличился средний уровень зарплаты, принят ряд законов, направленных на повышение социальной защиты населения.
Что же касается политического спектра, то год выдался весьма неоднозначным. Фактически, можно констатировать, что страна к концу 2002г. оказалась в состоянии глубокого кризиса. Речь идет о более чем конфликтном периоде парламентских выборов и о том, что уже практически полгода Верховная Рада не может войти в нормальный рабочий режим.
Большие минусы и в международной сфере — это все, что связано с “делом Гонгадзе”, “кольчужным скандалом”, принятыми против Украины экономическими санкциями ФАТФ. Проваленным оказался процесс вступления Украины в Международную организацию торговли.
Ответственность за судьбу страны лежит на политических элитах. Если они не продемонстрируют умение договариваться, идти на компромисс в решении наиболее актуальных вопросов, то это крайне усугубит ситуацию. Я имею в виду как сформировавшееся в парламенте большинство, так и оппозицию. Они абсолютизировали свои политические позиции и, фактически, действуют по принципу “Или мы, или вы”.
-Может, у большинства и ответственности должно быть больше за поиск путей налаживания переговорного процесса?
-Проблема как раз в том, что большинство неустойчиво. Треть “за”, столько же “против”, остальные не определились – вот в чем особенность украинского общества, что находит свое отражение и в парламенте. Получается трехногий стул, на котором приходится балансировать.
-Голосование по поводу смены руководства НБУ следует также рассматривать в контексте выяснения отношений между политическими элитами?
-Это опять говорит о том, что в политическую плоскость введены ряд должностей, позиций, с которыми не следовало бы так поступать. Допустим, НБУ поставлен в зависимость от тех или иных переменчивых политических раскладов, тогда вдобавок ко всему западные банки, финансовые организации, доноры не будут воспринимать НБУ как независимго субъекта, позиции которого находятся вне связи с конкретной политической ситуацией.
-Что можно ожидать от года грядущего, каковы ваши прогнозы?
-Они не оптимистичны. Склонен полагать, что инфляционные процессы пойдут в гору. Это может серьезнейшим образом дестабилизировать обстановку. Не исключена потеря возможности достижения конструктивного социального диалога, если ВР не продемонстрирует политическую зрелость, мудрость. Нам нужно осознать, что современные реалии требуют адекватных способов управления. Нельзя в политике исходить из каких-либо административных методов. Нужно определять приоритеты, перечень интересов, ресурсы, которые за этим стоят, и двигаться вперед. Идем в Европу? Так вперед! Что для этого необходимо сделать? Начать принимать нормальные законы? Конечно. Но ведь в этом направлении нужно работать, а не заниматься словесной перепалкой!
-Как в этой связи будет сказываться приближение президентских выборов?
-На мой взгляд, определяющий характер будут иметь выборы не 2004, а 2006 года. По схеме, предложенной Президентом, институт президентства выглядит не таким уж масштабным. При пропорциональной системе правительство действительно будет коалиционным, так не время ли начинать учиться искусству достижения компромисса уже сейчас?

Ми дiйшли до краю

Голова обласної організації УНР Іван Шулик:
-Очевидним сьогодні є те, що ми дійшли до краю в розбудові тоталітарного режиму в Україні. Останні події у Верховній Раді (17 грудня) не можна назвати інакше ніж конституційним переворотом. В результаті партії й блоки, які на виборах здобули найбільшу кількість голосів, опинились у меншості і для того, аби завадити так званій більшості, їм доводиться час від часу блокувати трибуну за відсутності інших механізмів впливу на ситуацію. Процеси, що відбуваються в парламенті, відображають загальну тенденцію, яку ми спостерігаємо протягом останніх років, а особливо, 2002-го. Вже майже втрачено надію на те, що чогось можна досягти у демократичний спосіб шляхом виборів, голосування. Сьогодні влада здійснює тотальний контроль. При такому режимі не може бути жодних розмов про розвиток демократії. За таких умов немає іншого виходу, окрім щільного об’єднання партій, нехай різних за ідеологією, проте виступаючих на демократичних засадах, та взагалі на засадах ведення політики, а не бандитських розборок. Зняття з посади голови НБУ Стельмаха та призначення керівником цієї установи дніпропетровця Тигипка зайвий раз підтверджує, яким чином вирішуються найважливіші питання. У відставку відправили того, хто зберіг стабільність гривні. Такий крок можна розцінити, як замах на нашу грошову одиницю, а з тим й на всю економіку.
-Які, на ваш погляд, перспективи фракції “Наша Україна”, вона дедалі меншає…
-Це можна пояснити й шаленим тиском на фракцію, особливо на тих, хто так чи інакше пов’язаний з бізнесом, й певними особливостями формування виборчого списку: публіка зібралась, дійсно, різного, скажімо, калібру. Ті, що були не загартовані й не обтяжені партійною дисципліною, зрадили фракцію при перших випробуваннях. Сьогодні вкрай необхідний один суттєвий додаток до закону про вибори, аби людина, яка іде з фракції, позбавлялася депутатського мандату. В депутатах-“мандрівниках” зацікавлений режим: для перевербування парламентарів використовуються значні ресурси. Незагартовану людину можна й залякати, й купити.
-Нещодавно фракцію залишив другий номер у виборчому списку “Нашої України”, лідер ФПУ Олександр Стоян…
-Знаючи про те, що це за профспілки та який в них лідер, для мене особисто було дуже дивним побачити Стояна у виборчому списку. Я ніколи не вірив, що такі люди здатні бути послідовними, що в кінцевому рахунку й підтвердилось.
-Ваші прогнози на наступний рік?
-Я передбачаю, що Кучма все ж таки буде змушений піти з президентської посади.

Украина – полицейское государство

Депутат горсовета, первый секретарь обкома ВКП(б)У Валентин Староконь:
-Населению города, как и Украины в целом, живется все хуже. Это уже устойчивая тенденция. Если в Днепропетровске и наблюдается промышленный рост 4-5%, то, фактически, инфляция съедает его. Но следует отметить, что народ Украины постепенно начинает активизировать борьбу за свои права и интересы, особенно рабочий класс. В своих действиях рабочие проявляют единство и сплоченность (например, в нашем городе уже создан Координационный совет заводских рабочих), что вызывает страх у нынешних властьпредержащих. Организованность и единство в действиях являются залогом успеха в достижении поставленной цели – прекращении уничтожения нынешней властью собственного народа.
-Насколько существенными, на ваш взгляд, являются завоевания Украины в плане развития демократии и свободы слова в минувшем году?
-При установленной жесткой президентской цензуре говорить о каких-либо завоеваниях в этих сферах не приходится. Взять хотя бы, к примеру, с какими трудностями сталкивались организаторы акций протестов. Демократия у нас продолжает оставаться под запретом. На данный момент Украина – полицейское государство. Однако, все зависит от нас, граждан Украины, от нашей настойчивости, активности, решительности.

Поділитися: