Бюджет участия добрался и до Днепра

26 лютого 2017 о 09:32 - 7199

Avataradmin


Бюджет участия добрался и до Днепра

В конце января в Днепровском горсовете состоялась пресс-­конференция с участием и.о. заместителя городского головы Днепра Яники Мерило и председателя депутатской комиссии по вопросам бюджета, финансов и местного самоуправления Артема Хмельникова. Чиновники сообщили о запуске пилотного проекта:  «Бюджет участия» (он еще называется общественный, или партиципаторный, бюджет – авт.). Для его реализации создан сайт  –  https://adm.dniprorada.gov.ua. Там есть все необходимые ссылки и документация.

«Присоединяйтесь, подавайте свои проекты благоустройства города. Если мы (городская власть – ред.) знаем проблему, значит, мы ее решим. Нас интересуют те проблемы, о которых мы, возможно, не знаем. Поэтому главное – узнать мнение людей», – сказала Яника Мерило.

На реализацию проектов пойдут деньги городского бюджета. «На все проекты выделяется всего 10 млн грн. Это могут быть любые проекты – большие и малые», – пояснил Артем Хмельников.

Как сообщает энциклопедия «Википедия», общественный (партиципаторный) бюджет – это часть городского бюджета, в распределении которой непосредственное участие принимают сами жители города. За счет средств партиципаторного бюджета могут реализовываться проекты как общегородского, так и локального характера. В Европе общественный бюджет формируется в муниципалитетах Франции, Италии, Германии, Испании и Великобритании, в частности, в Берлине и Лондоне, а также с 2013-­го – в польском Кракове.

Вот и в Днепре бюджет участия разделят поровну – на реализацию и малых, и больших проектов, по 5 млн грн на каждый. На малые будут выделять от 50 до 200 тыс. грн., а на большие проекты – от 200 до 600 тыс. грн.

Например, как сообщили в горсовете, принимаются такие идеи: благоустройство двора, улицы, сквера; покупка оборудования в медицинские и образовательные учреждения; фестиваль, спортивное соревнование и т.п.

Сроки подачи и обсуждения

С 1 по 28 февраля на вышеуказанном сайте будет проводиться регистрация проектов. Первые три дня после регистрации проект будет находиться на модерации (проверка на цензуру), после чего он появится на сайте.

Далее, в течение 10 дней, проект будет рассматривать первичная комиссия в составе исполнительных подразделений мэрии, к которым он относится. Если проект не пройдёт проверку, об этом напишут его автору с объяснением отказа либо предложат конкретные коррективы, принимать их или нет – право автора проекта. Для корректировки проекта у автора будет 5 дней. Т.е. проект надо будет удалить, внести коррективы и заново подать.

С 1 марта по 21 апреля проекты будут рассмотрены экспертной комиссией в составе представителей департаментов и управлений горсовета, а также депутатов и представителей общественных организаций. Экспертная комиссия имеет жёсткий перечень причин, по которым проект может не подойти или не может быть реализован. Проекты, которые пройдут экспертную комиссию, будут выставлены на общегородское голосование и будут бороться за право быть воплощенными.

С 24 апреля по 24 мая пройдёт голосование за проекты. Каждый горожанин сможет отдать свой голос за 1 малый и за 1 большой проект. Проголосовать за понравившийся проект можно на сайте бюджета участия и в ЦНАПах.

25 мая будут объявлены проекты­победители. Реализация начнётся с июня и должна закончиться в декабре этого года. Исполнительные органы возьмут проекты на реализацию, будут проводить тендеры предстоящих работ в системе «ProZorro». Автор сможет только контролировать процесс  реализации своего проекта, не касаясь денежных средств. Но если у автора на примете есть фирма, которая может реализовать его проект –  он может предложить ей поучаствовать в торгах.

Требования к проектам

Проект может подать любой житель Днепра, который достиг 18-­летия. Для подачи необходимо подтвердить, что автор является жителем именно этого города – прописка в паспорте. Если же автор проекта проживает в Днепре, но прописан в другом городе – ему необходимо предоставить информацию, доказывающую, что он днепрянин: выписка с места работы о том, что автор является сотрудником фирмы, зарегистрированной в Днепре, или студенческий билет, который подтверждает, что автор учится на дневном отделении днепровского ВУЗа.

Проекты должны быть цельными. Не стоит подавать проект, который подразумевает дальнейшее его развитие за счёт меценатов, волонтёров или бюджета участия следующего года (напр., построим песочницу во дворе, а в следующем году завезём песок).

Одно из требований – реализовать проект целиком в течение одного календарного года (если при составлении проекта автор понимает, что для реализации проекта понадобиться больше времени, чем дано – лучше отложить проект до следующего года либо внести коррективы сразу).

Бюджет проекта не может превышать установленные рамки (600 тыс. грн – максимальный бюджет проекта и за эти рамки автор выйти не может, также он не может попросить помощи меценатов, т.к. это нарушит предыдущее требование о цельном проекте).

Самое главное – проекты должны быть в компетенции городского совета. И на это следует обратить особое внимание еще в начале разработки проекта. Очень будет неприятно, если активист разработает проект, вложит в него идеи и силы, подключит знакомых, друзей, просчитает бюджет вплоть до мелочей и… буквально при прохождении первой проверки проект отклонят из-­за того, что его реализация – не в городской компетенции. Поэтому в самом начале разработки проекта надо уточнить, чтобы территория, на которой будет осуществляться проект, принадлежала городу.

Возможно, вы хотите сделать детскую площадку? Для этого уточните, кому принадлежит земля – городу или частному лицу. При условии, что конкретный участок земли – собственность города, проект будет иметь возможность на существование.

Если автор пропишет проект на ремонт комнат в общежитии ВУЗа – идея не может быть реализована из­за того, что ВУЗы и их общежития – под юрисдикцией области или страны.

Также очень серьёзно стоит подходить к проектам, которые относятся к образованию, в частности открытию кружков или курсов. Авторам таких проектов стоит обратиться в департамент образования и уточнить возможность увеличения штата сотрудников конкретного учебного заведения. Если автор хочет открыть кружок фотографии на базе какой­то школы, но в штате школы нет графы, предусматривающей наличия в штате фотографа, такой проект не будет осуществлён.

Перед разработкой любого проекта лучше сразу уточнить, в компетенции ли города реализация вашей идеи. А также, не дублирует ли ваш проект уже существующий, который городские власти уже взяли на реализацию.

Как заверили на пресс­-конференции Яника Мерило и Артем Хмельников, городскую власть бояться не стоит! Смело обращайтесь за консультацией, к какому виду проектов относиться ваш, какой департамент будет его проверять и реализовывать. После – обратитесь с вопросом касаемо вашего проекта в названный департамент и уточните все нюансы, дабы в самом начале утвердиться, что ваш проект может быть осуществлён и проведенная вами работа не будет напрасной.

Как подать проект?

Подать проект можно в электронном виде через сайт бюджета участия – https://adm.dniprorada.gov.ua с помощью BankID и своей цифровой подписи, заполнив все необходимые пункты.

Также, в письменном виде, идёт приём в городских ЦНАПах, там нужно будет заполнить анкету.

Проект надо будет присвоить одну из категорий, соответствующую его назначению: безопасность и общественный порядок, благоустройство и инфраструктура, коммунальное хозяйство, энергосбережение, культура и туризм, телекоммуникации и связь, окружающая среда, образование, здравоохранение, социальная защита, спорт и прочее.

Для подачи проекта необходимо предоставить подписи горожан, которые вас поддерживают. Для малых проектов – 25 подписей, для больших – 50. В ЦНАПы подписи подаются в письменном виде, на сайт их можно добавить в виде сканированной копии подписного листа.

Также, с помощью сайта можно будет отследить историю прохождения проекта. Проголосовать за проекты, напомним, горожане смогут как на сайте, так и в ЦНАПах.

Что необходимо автору

Если вас заинтересовала программа бюджета участия и вы решили стать автором общегородского или локального проекта, тогда вам необходимо заручиться поддержкой друзей и принять во внимание следующую информацию.

У проекта должна быть конкретная идея и она должна отвечать на конкретные вопросы: чего мы хотим и как это сделать? Т.е. желание улучшить жизнь горожан – это, конечно, хорошо, но не конкретно. А вот, например, желание улучшить жизнь жителей своего района, поставив светофор на конкретном перекрёстке для безопасного перехода дороги – это хорошая конкретная идея, которая несёт пользу городу, горожанам и может быть реально воплощена.

И соответственно, имея конкретную идею, автор сможет понять, что нужно сделать для её воплощения. Автор сам, или с помощью своих друзей, соседей, должен рассмотреть разные мысли и мнения по поводу своей идеи, записать их, выбрать наиболее лучший вариант.

К тому же, чем больше в идее уникальности, тем больше шансов у неё быть реализованной, т.к. голосовать будут горожане – и за банальный, особо не приметный или узкоспециализированный проект особо много голосов не получить.

Надо обратить своё внимание и на то, что вы дарите идею городу. Никакой корысти или материальных благ автор не получит.

Опять-­таки, при наличии идеи лучше собрать статистику по городу, может, есть уже подобный проект. Обратиться к законодательству, законно ли реализовать проект там, где вы хотите. У каждой идеи должна быть конкретная цель – в этом суть проекта, он должен быть конкретным и направлен на что­то конкретное.

При составлении проекта обратите внимание на его сильные и слабые стороны, на его возможности и на угрозы, которые могут помешать проекту воплотиться в реальности.

Также, для большей популяризации проекта, чтобы он был понятен горожанам и для того, чтобы в конечном результате проект был таким, каким его видел автор, стоит сделать визуализацию проекта. Это может быть простой рисунок карандашом, исходное фото территории, где планирует автор осуществить проект или даже 3­D картинка, прорисованная до мелочей – у кого на что хватит сил и возможностей.

При написании проекта необходимо составить смету (бюджетный план). В зависимости от суммы в ней, проект будет относиться к малым проектам или к большим. К составлению сметы стоит подойти крайне внимательно. Лучше указать в ней всё до копейки. Например, если вы хотите соорудить красную клумбу с розами, то в смете укажите среднерыночные цены на: красный кирпич (вплоть до размера кирпича и фирмы­изготовителя), цены земли для клумбы и её количества, сорт и цвет цветов, возможно, систему полива, учтите цену работ на постройку клумбы, доставку материалов… Чем больше вы укажите, тем больше вероятность, что в конечном итоге ваш проект будет такой, каким вы себе его представляли.

Название – отдельный разговор. Для названия проекта выделили 10 слов, но рекомендуют вложиться в 6­8, т.к. сильно длинное название не привлечёт интереса горожан. Оно должно быть лаконичным, ярким, запоминающимся, конкретным. Для примера, можно посмотреть названия проектов, которые сейчас реализуются другими городами Украины с бюджетом участия: Киев, Львов, Винница, Краматорск.

К сожалению, но без рекламы – никуда. Автору стоит потрудиться, чтобы рассказать о своей идее как можно большему количеству горожан. Можно по средствам «сарафанного радио», в соцсетях, можно скачать с сайта бюджета участия рекламные постеры, распечатать и раздавать людям. Чем больше рекламы, тем больше голосов и шансов получить финансирование вашего проекта.

* * *

Если вы активный житель города и решили всё же создать проект, вам необходимо – найти проблему, найти пути её реализации, сделать визуализацию проекта, составить смету, собрать подписи – можно подавать проект. Заручившись поддержкой и хорошей рекламой, составив проект правильно, есть все шансы осуществить свою идею и сделать родной город лучше, оставив частичку себя в его истории. За работу!

Дарья Петрик

Підписуйтесь на наш телеграмм

Поділитися: