Достучаться до власти

06 травня 2016 о 13:07 - 6541

Avataradmin


Достучаться до власти

Установить обоснованные нормы потребления воды, запретить попрошайничество в городе и разогнать бомжей возле ж/д вокзала, закрыть Коммунальное предприятие «Транспортна Інфраструктура», восстановить плавательный бассейн, создать кладбище для животных – это далеко неполный список проблем, с которыми жители Днепропетровщины обращаются к городской власти.

Эти предложения они отправили через Интернет в виде электронных петиций: заходишь в Единую систему местных петиций (на сайт Е-dem.in.ua), регистрируешься, создаешь петицию с изложением сути проблемы и ожидаешь рассмотрения.

Система создана при финансовой поддержке Швейцарской Конфедерации в рамках программы EGAP (Электронное правительство для подотчетности власти и участия общества). Ее обслуживает Фонд Восточная Европа, Фонд InnovaBridge совместно с Государственным агентством по вопросам электронного управления.

К Единой системе местных петиций пока что официально подключились такие города области, как Днепропетровск, Днепродзержинск, Павлоград, Никополь и Синельниково.

Жители тех населенных пунктов Днепропетровщины, которые не подключились к Единой системе местных петиций, могут направлять обращения областным властям. Для этого был создан Портал электронных коллективных обращений Днепропетровской облгосадминистрации (Е-petition.dp.gov.ua).

«Мы сделали отдельный сайт, на котором процедура следующая: заходите, регистрируетесь, оставляете Ваше обращение и его тематику, сами определяете количество дней, которое даете на сбор подписей. И специально созданная комиссия один раз в месяц обрабатывает все коллективные обращения. В случае, если это будет один-два голоса, все равно это попадает в комиссию. Комиссия должна вопрос обработать. Почему это важно? Таким образом, для облгосадминистрации, для губернатора это еще один канал получения обратной связи от жителей», – рассказывает советник председателя Днепропетровской облгосадминистрации Юрий Голик.

Если с Порталом коллективных обращений облгосадминистрации все просто – для обработки обращения сойдет и несколько подписей для его рассмотрения, то с Единой системой местных петиций немного сложнее. Рассмотреть проблему, изложенную в петиции, представители местной власти должны только после того, как ее поддержит определенное количество человек, в зависимости от численности населенного пункта. Нужно продемонстрировать, что проблема представляет общественный интерес. 

Выполнять должны, а рассматривать не спешат

Для того, чтобы руководство областного центра начало рассматривать петицию, через Единую систему местных петиций необходимо собрать 900 подписей. Подписи, естественно, собираюттоже через Интернет.

На первую электронную петицию, которую подписало свыше тысячи человек, власти Днепропетровска показательно откликнулись 23 марта 2016 года – о лишении Александра Вилкула звания «Почетный гражданин Днепропетровска». На сегодняшний день, напомним, он является депутатом Верховной Рады от «Оппозиционного блока», был губернатором Днепропетровской области и главным конкурентом Бориса Филатова на выборах Днепропетровского городского головы в 2015 году. Соратники Вилкула на сессии горсовета 23 марта заявляли, что Вилкулу положено звание – он многое сделал для города, а их оппоненты – что это была просто его работа.

«Мы должны выполнять требования электронных петиций граждан – это прямая норма закона», – высказал свое отношение к электронным петициям Днепропетровский городской голова Борис Филатов перед голосованием. В итоге, депутаты лишили Вилкула звания.

Вместе с тем, городские власти не спешат выполнять просьбы остальных поддержанных обществом электронных петиций. Случай с Вилкулом – пожалуй, единственный пример молниеносной реакции городских властей.

Еще две электронных петиции, на которые отреагировали, касались установки яркого освещения на переходах (мэр пообещал вынести вопрос на рассмотрение сессии) и подготовки программы развития велосипедной инфраструктуры (в ответе сообщили, что нет необходимости; была разработана ранее).

Три петиции до сих пор рассматривают (по сотоянию на 27 апреля), проигнорировав срок публикации ответа. Они касаются запрета на прием металлолома, реконструкции парка на жилмассиве Приднепровск и установки заградительных ограждений на Новом мосту. 

Днепродзержинск – в лидерах

Абсолютным лидером области по уровню рассмотрения электронных петиций является город Днепродзержинск – уже предоставлены ответы на 26 петиций (по сотоянию на 27 апреля). Еще две петиции находятся на рассмотрении, с соблюдением срока публикации ответа. Ни одной задержки!

В каждом ответе на петицию указано, что городской голова Андрей Белоусов лично рассмотрел ее. Для того, чтобы городской голова 250-тысячного Днепродзержинска рассмотрел электронную петицию, необходимо 250 подписей.

Другие города области, подключенные к Единой системе местных петиций, – Павлоград, Никополь и Синельниково – менее активны. Руководство стотысячного Павлограда готово рассматривать электронные петиции, которые поддержало минимум 500 человек. И то, одна петиция уже набрала необходимое количество подписей – о благоустройстве заброшенного парка – но она еще даже не значится как рассматриваемая. Жители Никополя и Синельниково не очень-то активны в использовании электронных петиций. В этих городах создано по несколько петиций и ни одна из них не набрала необходимой поддержки: 250 подписей для городских властей Никополя и 100 – для Синельниково. 

Помочь осознать

Депутат Днепропетровского городского совета Дмитрий Хозин недавно зарегистрировал электронную петицию «За ночной общественный транспорт в Днепропетровске». Суть обращения – организовать в областном центре круглосуточную работу общественного транспорта.

За неделю петиция уже набрала половину от необходимого количества подписей.

Хотя, даже если её и рассмотрят, не факт, что воплотят в жизнь. Хозин считает, что система электронных петиций – это всего лишь один из инструментов привлечения внимания к проблеме. Немаловажный. 

«Петиции – это способ показать проблему и привлечь к ней внимание, – говорит Хозин. – Набора подписей не достаточно. Особенно, если петиция затрагивает сложные вопросы, необходимо проводить обсуждение проблемы среди общественников, власти. Необходимо освещать в СМИ. Каждый инструмент важен для достижения цели. Все вместе – это эффективное гражданское общество, которое коллективно принимает решение, доносит его власти и контролирует его исполнение».

По мнению депутата, электронные петиции могут помогать власти понимать серьезность проблемы.

«Сказать, насколько инструмент петиций эффективен, пока сложно, т.к. рассмотренных петиций крайне мало. Тем не менее, петиция по велоинфраструктуре вначале хоть и была «отклонена» городским головой, впоследствии все же была принята во внимание. Когда власть видит, что решения хочет не один человек, а сотни и тысячи, она начинает относиться к проблеме серьезнее. Петиция помогает это понять власти», – считает Дмитрий Хозин.

Петиция не то, чтобы была отклонена. В ответе на нее департамент коммунального хозяйства и капитального строительства Днепропетровского горсовета сообщил, что разрабатывать отдельную Программу развития велосипедной инфраструктуры считают нецелесообразным. Несмотря на это, буквально недавно была организована рабочая группа по разработке программы развития велосипедной инфраструктуры…

А как за рубежом

Электронные петиции в нашей стране пока что больше носят формальный характер и эффективны, скорее, как инструмент для привлечения внимания к проблеме, нежели к безапелляционному ее решению.

По данным аналитиков Информационной кампании «StrongerTogether!», электронные петиции действуют в более чем 70 странах мира. Они могут иметь как консультативный характер, когда просто иллюстрируют актуальность поднятой проблемы, так и императивный, когда обязательны к рассмотрению на законодательном уровне.

Например, в Финляндии петиции, собравшие 50 тыс. подписей, автоматически становятся законопроектами, которые должны рассматривать в приоритетном порядке. В Латвии предусмотрено, что любая петиция, которая получила поддержку 10 тыс. граждан, обязательно должна быть включена в повестку дня заседания Сейма (парламента – ред.).

Государством, которое первым начало использовать электронные петиции, считается Великобритания. Но и там система электронных петиций поначалу подвергалась критике из-за возможности накрутки голосов – была возможность неоднократно подписываться под петицией. В 2011 году на портале британского правительства разместили новый сайт с более четким учетом голосов избирателей.

Антон Филиппов

Підписуйтесь на наш телеграмм

Поділитися: