Резкая смена курса Украины на запад привела к процессам, нагрузившим и до того хрупкую экономику страны.
Но, вот, например, обесценивание гривны в этих условиях, чисто теоретически, должно было положительно отразиться на экспорте днепропетровской продукции за рубеж. Помогло ли это? Какие страны мира и сколько денег тратят на товары Днепропетровской области?
15 сентября Главное управление статистики в Днепропетровской области обнародовало новый отчет – «Географическая структура внешней торговли товарами Днепропетровской области за январь–июль 2014 года» с показателями экспорта и импорта области.
Как оказалось, падение экспорта товаров области, по сравнению с январем-июлем прошлого года, составило чуть более 10%.
Иными словами, в течение первого полугодия товаров Днепропетровской области продано на $5,3 млрд, тогда как в 2013 году за тот же период было продано на $5,9 млрд.
В целом – наши товары продолжают поступать почти во все страны мира.
Львиную долю экспорта области занимает продажа руды, шлака, золы (за полгода экспортировали на $1,3 млрд.) и черных металлов (экспортировали на $2 млрд).
Кто у нас больше всего покупает? Лидерами по закупке товаров Днепропетровщины в течение первого полугодия текущего года стали 9 стран – Россия, Китай, Турция, Польша, Египет, Ирак, Чехия, Азербайджан и Словакия. Каждая из них закупила у нас продукции на более $100 млн.
Но импорт в некоторые из этих стран днепропетровской продукции начинает снижаться.
Например, продажа товаров в Азербайджан в этом году составила $119,9 млн, упав наполовину. За первые семь месяцев прошлого года этой стране было продано продукции на $246 млн.
Экспорт также упал в Россию (на 25%) и Словакию (на 22%). Это, в принципе, предсказуемо.
Если просмотреть общий список стран – потребителей товаров Днепропетровской области, то экспорт в этом году значительно уменьшился (более, чем наполовину) в Бангладеш, Бразилию, Буркина-Фасо, Гану, Иорданию, Казахстан, Канаду, Латвию, Ливан, Мексику, ОАЭ и Тунис.
Также в этом году меньше, чем в прошлом наших товаров импортировали: Австрия, Бельгия, Бенин, Беларусь, Армения, Грузия, Дания, Индия, Иран, Кот-д’Ивуар, Литва, Молдова, Пакистан, Румыния, Саудовская Аравия, США и Чехия.
Но, на фоне общего падения экспорта, объемы продаж в страны Евросоюза увеличились. Объемы закупки наших товаров этими странами не превышает $100 млн (кроме Польши, смотрите выше).
Экспорт, в частности, вырос в Болгарию, Великобританию, Грецию, Эстонию, Испанию, Италию, Нидерланды, Германию, Польшу, Португалию, Венгрию, Францию и Швецию.
Ниже – интерактивная карта мира.
Интерактивную карту мира с показателями экспорта продукции Днепропетровской области можно увеличить
Увеличились продажи также в Австралию, Алжир, Аргентину, Болгарию, Вьетнам, Эквадор, Эстонию, Эфиопию, Египет, Израиль, Ирак, Китай, Южную Корею, Марокко, Нигерию, Южную Африку, Сенегал, Сирию, Турцию и Японию.
Что в итоге?
В первом полугодии экспорт продукции Днепропетровской области упал.
Поставки снизились в страны СНГ на $800 млн, в страны Азии – почти на $150 млн. В то же время, экспорт незначительно вырос в страны Евросоюза (продали на $10 млн больше, по сравнению с прошлым годом) и Африки (+ $2 млн).
В правительстве о тенденции знают.
Сокращение торговли с Российской Федерацией, которое наблюдается в последнее время, стало стимулом для открытия бизнесом новых рынков, в частности стран ЕС, и целым рядом других, даже экзотических рынков, сообщил зам Министра экономического развития и торговли – Торговый представитель Украины Валерий Пятницкий на брифинге в Доме Правительства 16 сентября.
«У нас (у Украины в целом – авт.) падают объемы торговли с Российской Федерацией и странами СНГ, и растут, что весьма показательно, со странами Европейского Союза, – рассказал Валерий Пятницкий, анализируя характер торговли Украины в первом полугодии. – Более того, из-за того, что, к сожалению, усилились в последнее время разнообразные ограничительные меры со стороны РФ, у нас начал вырастать выход на третьи рынки».
В правительстве надеются, что прослеживаемое падение торговли простимулирует отечественного производителя для повышения конкурентных качеств отечественной продукции.
«В каком случае ваше (украинских производителей – авт.) движение будет эффективным? Если вы будете проводить реформы. Если вы не будете изменять и модернизировать свое производство, если вы не будете его доказывать по безопасности, качества и так далее, до лучших европейских стандартов, то проблема будет не только в том, что вы не сможете с Европой торговать, вы будете отставать и сравнительно с остальным миром», – сказал Пятницкий.
А нам, потребителям, остается ждать повышения качества отечественной продукции, ведь, в ином случае, производителям попросту придется туго.
Антон Филиппов