Хрущевки вознесутся

07 травня 2012 о 08:32 - 4414

Олена ГарагуцОлена Гарагуц


В подходящих для реконструкции 4-5 этажных домах будут достраивать дополнительные этажи, что, по словам специалистов, позволит частично решить проблему с нехваткой социального жилья. Говорить о массовости проекта пока рано, но специалисты ПГАСиА уже готовятся к реализации проекта реконструкции общежития по ул. Запорожское шоссе, 9 (см. фото).

В 2011 году в Украине появилась неправительственная программа массового обновления и сохранения жилищного фонда страны, которая предусматривает осуществление капитального ремонта, комплексной реконструкции и модернизации многоэтажных домов и инфраструктуры территорий застройки кварталов (микрорайонов) городов синхронно в масштабе страны.

Эту программу поддержали и Днепропетровские специалисты. В частности, замдекана архитектурного факультета ПГАСиА Василий Денисенко считает, что с помощью реконструкции физическое состояние (ресурс) «хрущевок» периода 50-60 годов может быть удвоено, а то и утроено. Таким образом, реконструкция жилого фонда, которая предусматривает увеличение жилых площадей и количества квартир, сегодня может составить достойную конкуренцию строительству нового жилья.

«Мы можем достроить 10 этажей. Что мы будем иметь? В результате реконструкции мы модернизируем старое жилье, пятиэтажное: делаем перепланировку, реконструируем, меняем инженерные коммуникации всего жилья. Если мы достроим еще 10 этажей с двумя техэтажами, то получается где-то 17-этажный дом», – сообщил газете «Лица» замдекана. Сотрудник Приднепровской строительной академии считает, что реконструкция выгодна с учетом того, что будет осуществляться, в том числе, и в престижных районах областного центра. Сокращение стоимости проведения работ по увеличению домов будет осуществляться, в том числе, и за счет низкой стоимости документации – строительство нового дома предусматривает создание большого пакета документа. Документация на реконструкцию выйдет намного дешевле.

В большинстве крупных и малых городов старые малоэтажные дома сохранились до нашего времени. Они занимают, как правило, престижные, близлежащие к центру территории с удобным и надежным транспортным сообщением и полным комплектом объектов инженерной и социальной инфраструктуры. В то же время плотность застройки таких территорий в 2,5-3 раза выше предусмотренной современными нормативами. Физическое состояние конструктивных и инженерных систем этих домов в большинстве случаев нуждается в санации.

Вообще технологий для реконструкции «хрущевок» Василий Денисенко называет несколько: «Мы будем обстраивать здание новым каркасом, применяя турбобетон или высокопрочные легированные стали. Возможен вариант и в монолитном железобетоне. Такие технологии практикуются. Это в России делается, в Белоруссии, но в Украине, если есть, то очень мало».

ПГАСиА откликнулась на эту программу в связи с тем, что имеющийся жилищный фонд не исчерпал полностью свой ресурс.

«Под руководством ректора академии Владимира Большакова, аспирантами было обследовано практически все районы города, составлена карта-схема расположения объектов реконструкции. У нас по городу в различных частях имеется более 1,7 млн кв. м общей площади пяти­этажных домов», – рассказывает о проведении активных исследований Денисенко. По его словам, общую площадь жилищного фонда, с помощью реконструкции, можно увеличить примерно в три раза.

«Первой ласточкой» ПГАСиА в текущем году станет общежитие по ул. Запорожское шоссе. По словам замдекана, у них уже есть проект, но пока нет соответствующего финансирования на проведение работ.

Владимир Лысый, начальник департамента коммунального хозяйства и капстроительства горсовета:

«Полный бред. Для того, чтобы переселить такое количество жильцов на время ремонта, необходимо колоссальная площадь переселенческого фонда. К сожалению, город таким фондом не обладает. Со мной никто этот проект не обсуждал и не согласовывал. Гораздо дешевле было бы построить новое жилье, чем надстраивать хрущевки».

Екатерина Чижик, замглавы ассоциации ОСМД и ЖСК «Наш дом» в области:

«Идея надстройки домов реальная, но проблема в юридических тонкостях. Если мы говорим о домах коммунальной собственности, несмотря на то, что они уже являются частной собственностью жильцов, в таком доме переселение жильцов возможно только при наличии 100% согласия всех собственников жилья. Реализовать такое согласие практически невозможно. Единственным механизмом реализации такого проекта является ОСМД или ЖСК, если мы имеем устав, в котором прописаны все юридические тонкости: принятие коллективного решения менее, чем 100% голосов. У ОСМД, согласно их уставам, принятие решения не 100% голосов (хватит 2/3 голосов для принятия решения). В кооперативных домах еще более упрощена система: одна квартира – один голос. Если в ОСМД в одной квартире может быть 5 голосов (5 со собственников), то в ЖСК один член кооператива, который принимает решение. Самое реальное, в принципе, с кооперативами работать.

Если мы говорим о технической стороне вопроса, то большую опасность вызывает, выдержит ли фундамент? Выдержит ли внешняя плита перекрытия? Потому что, зачастую, это не плиты перекрытия, а плита покрытия, она меньше по толщине и нагрузку она выдержит тоже меньше.

Вообще идея проекта должна быть реализована. Должны быть какие-то пилотные проекты для того, чтобы на ощупь мы могли уже понять, действительно ли это будет работать. Стоимость квадратного метра будет однозначно меньше, чем стоимость нового строительства. У нас уменьшается стоимость строительства за счет того, что это считается реконструкцией, а не новым строительством и разрешительные документации получаются в разы меньше. Это выгодно.

По ДБН обязательным условием сейчас становится для 5-этажек наличие лифта. Если мы говорим о реконструкции «хрущевки», то здесь подорожание строительства может пройти за счет установки наружного какого-то лифта».

Леонид Турчин, член совета директоров конфедерации строителей Украины:

«Идея реконструкции «хрущевок» и достройки этажей очень реальна и необходима. Почему никак руки не доходят у властей? Это лучше, чем строить новое. Там есть один вопрос, который необходимо решать: переселение во время ремонта. Но и он, мне кажется, решаем, если наши умы вместе с застройщиками сядут и подумают.

Я – директор «Созидателя». Мы разработали проект, немножко не такой, как в строительной академии. Мы сделали железобетонные колонны вокруг дома, которые дают возможность добавить потом людям по полтора метра с каждой стороны, увеличить площади. Мы поднимаемся колонами над домом, т.е. нас не волнует, выдержит фундамент или не выдержит? Мы делаем отдельный фундамент – это дает возможность надстраивать сколько угодно этажей. Кажется, в Донецке раньше сделали надстройку над пятиэтажным зданием 10 этажей. Можно и пятнадцать надстроить…  Это все реально, нереально пока то, что никто не возьмется за эту проблему конкретно. Мне так кажется.

Что касается влияния данного проекта на рынок недвижимости: будет та же цена. Это будет немножко даже дороже, потому что надо построить обычный дом, а еще надо же сделать ремонт всех сетей пятиэтажки: лестничные клетки, лифты пристроек.

Нужен ли этот проект? Давайте Вы сами ответите на этот вопрос. Ну еще 5 лет, ну 10… Что дальше? Надо будет сносить! Что дальше? Сегодня я вижу ответ такой: для того, чтобы определить, нужно – не нужно, надо сделать инвентаризацию. Подытожить: столько-то снести, столько-то построить, а остальные – только наверх».

Александр Сорин, директор строительной кампании (строил объекты «Менора», «Library»):

«Бред чистой воды. Это реально, только что мы получим? Да, там будут больше комнаты, но та же лестница. Как будут подниматься выше пятого этажа без лифта? Пристроенный лифт сделают? Как на мой взгляд, это не очень. Вообще, реализовать все, что угодно можно. Я бы не взялся за это. Это не тяжело. Сначала нужно определить бюджет и под бюджет рисовать. А что мы будем рисовать? Там другие нормы пожарные сейчас начнутся, там нужны будут какие-то лестницы эвуакуационные, надо все смотреть. А просто нарисовать несколько этажей, утеплить фасад и украсить… Ну так, весело будет, лишь бы потренироваться».

Владимир Лебедев, начальник отдела профработы УГАИ в области:

«Мне кажется, что дома, которые надстраиваются – это хорошо. А машин, хоть достройки, хоть не достройки – они появляются, по-моему, независимо от этого. Их с каждым годом все больше и больше. Проблема есть сама по себе, но от того, что дома будут делать, я не думаю, что из-за этого кардинально что-то поменяется. Проблема автотранспорта отдельна сама по себе. Машины покупают, приобретают и их количество с каждым годом увеличивается, а инфраструктура остается на старом уровне, но пытаются что-то делать местные власти, но тяжело-тяжело. В Киеве вообще страшная проблема. Я бы сказал, что это проблема всего мира. Я не думаю, что в связи с этим будут какие-то кардинальные изменения».

Підписуйтесь на наш телеграмм

Поділитися: