Широкая проблема на узких реках

12 квітня 2012 о 08:48 - 3555

Бывает, сидишь на берегу какой-нибудь живописной речушки, любуешься пейзажем и спокойным течением воды, как вдруг… Тишину разрывает звук ревущего мотора и по водной глади проносится какой-нибудь «демон» на катере, лодке с мощным двигателем или гидроцикле, так что идиллия девственной природы мгновенно исчезает. Среди наших соотечественников есть такие любители отдыха на природе, в мировоззрении которых природа не представляет никакой ценности. И они абсолютно не хотят задумываться о последствиях своего досуга.

Проблема использования моторных плавсредств на малых реках не нова. Достаточно вспомнить, что до недавнего времени речные теплоходы, способные поднять на борт десятки людей, спокойно курсировали по малым рекам и перевозили, например, дачников. Лет десять назад мне довелось прокатиться таким теплоходом по Орели. Я был потрясён тем, с какой огромной силой волна, идущая от него, подмывает берега. Да и в целом как-то уродливо выглядело то, что по такой узкой речке идёт теплоход. Но это, как говорится, только «цветочки». «Ягодки» проявляют себя ещё ярче.

Катера и гидроциклы, безусловно, уступают речным теплоходам по объёмной массе (водоизмещению), но значительно превосходят их по скорости. Так что волна от такого плавсредства ненамного меньше, чем от теплохода. Но, кроме этого, проблема малых моторных плавсредства заключается в том, что их на малых реках стало слишком много. Некоторые горячие головы даже используют  морские катера, мощность которых позволяет преодолевать огромные волны и их движение по рекам не лезет ни в какие ворота.

Подмыв берега означает эрозию береговой линии и постепенное обмеление русла реки. В результате река становится шире и мельче, поэтому скорость течения может снижаться. Обмеление, в свою очередь, приводит к изменению температурного режима. Чем меньше толща воды, тем сильнее увеличивается её прогрев, а снижение скорости течения при одновременном возрастании температуры приводит к зацветанию и гниению воды. Тем более что сотрясение воды винтом и интенсивный контакт корпуса катера с водной поверхностью приводит тому, что кислород, растворенный в ней, переходит в газообразную форму и вылетает в атмосферу. Всё это влечет снижение его концентрации в толще воды. Особенно ощутим этот ущерб в летнее время, поскольку создаются благоприятные условия для развития сине-зелёных водорослей. В таком случае вода зацветает еще быстрее, что приводит к ещё большему кислородному голоданию, которое грозит гибелью многим водным организмам.

Однако всё вышеперечисленное имеет до некоторой степени растянутый во времени процесс. К сожалению, применение катеров и водных мотоциклов приводит и к куда более быстрым и прямым губительным последствиям для флоры и фауны. Отсутствие каких-либо ограничений на передвижение моторных плавсредств даёт возможность использовать их с ранней весны до поздней осени, в том числе и в периоды размножения живых организмов. Поэтому во время нереста рыбы, который происходит на прибрежном мелководье, волна от катеров отрывает рыбью икру от водных растений или ветвей, к которым она прикрепляется, и выбрасывает её на берег, от чего она неизбежно погибает. К тому же, в большинстве моторных лодок выхлоп из двигателей идет непосредственно в воду, что приводит к загрязнению воды продуктами сгорания топлива и горюче-смазочных материалов. 

Летом на берег также выбрасываются водные растения, среди которых часто бывают и краснокнижные виды, например, сальвиния плавающая. В результате, они усыхают и погибают. С другой стороны, некоторые виды растений, наоборот, отрываются откатом волны от берега и уносятся течением реки из типичных мест произрастания. Представители придонной флоры и фауны поднимаются в верхние горизонты воды и также выносятся по течению.

Но особо стоит отметить губительное действие моторных плавсредств на  крупную фауну, прежде всего на водоплава­ющих птиц. Их популяции в пределах малой реки и её прибрежной полосе полностью вырождаются, поскольку птицы не в состоянии гнездиться и выводить здесь потомство. Постоянный шум и мощные волны настолько отпугивают птиц, что многие из них не то что гнездиться, но даже на воду не садятся в пределах акватории, подверженной воздействию катеров и гидроциклов. Доводилось наблюдать ситуацию, когда дикие утки предпочитали мутные полузаболоченные озёрца вблизи Северского Донца, а не открытую проточную водную поверхность этой реки, которая располагалась всего в паре сотен метров. За пару дней пребывания на Северском Донце я ни разу не увидел утку на её поверхности из-за постоянного потока катеров. Однако шум способен влиять не только на водоплавающих птиц, но и на хищников, которые могли бы гнездиться на деревьях вблизи реки.    

К сожалению, моторные плавсредства проникают и на территорию объектов природно-заповедного фонда (ПЗФ). Хотя, по идее, их проезд там запрещён. На Харьковщине имело место весьма «оригинальное» постановление местных властей по поводу моторных плавсредств. Там действуют «Правила пользования маломерными и малыми судами на водных объектах области», где сказано, что все поверхностные воды области являются внутренними водными путями, а использование моторных лодок запрещено на территории заповедников и заказников. Да вот беда, в Правилах ни слова не сказано о национальных природных парках (НПП). Почему их не добавили в этот список – не понятно, то ли по причине чей-то некомпетентности, то ли намеренно. Но эти правила – нормативный документ, и читают, и применяют их дословно: заповедник – не национальный парк. Поэтому и носятся катера по местным НПП, несмотря на попытки администраций этих объектов ПЗФ остановить беспредел.

Так что, от помощи и решений местной власти зависит очень многое. Например, на Западной Украине в нацпарке «Шацкие озёра», несмотря на неописуемо огромное количество туристов, катера и гидроциклы не носятся по самому большому пресноводному озеру Украины – Свитязю. Хотя возможностей там намного больше, так как ширина озера сравнима с Днепром. По­этому туристы, крутя педали на тихоходных катамаранах, могут с удовольствием наблюдать как чомги, утки и лысухи с птенцами мирно плавают по водной глади и подпускают к себе достаточно близко, чтобы можно было сделать замечательное фото или видеозапись.

Нужно сказать, что катера и гидроциклы несут в себе угрозу и для отдыха­ющих. С каждым годом становится всё больше случаев, когда они наносят травмы или убивают людей на воде. Почему безопасность большинства отдыхающих должна цениться ниже, чем извращённые прихоти меньшинства? В общем, мажоры опасны не только на дорогах, но и на водных путях. Так что пора ставить их на место, а не то для «полного нашего счастья» они скоро начнут чудесить и в воздухе.

Отзывы на статью можно прислать на ecologist@ukr.net

Поділитися: