СЛЕЗЫ КАПАЛИ: Диораму заливает водой

27 березня 2012 о 10:09 - 2955

Олена ГарагуцОлена Гарагуц


Текущую реставрацию полотна «Битва за Днепр» не делали практически со времен СССР – с тех пор, как умерли авторы картины. А в это время «форсирование Днепра» постепенно заливает водой.

О том, что на полотне диорамы появились потеки, газете «Лица» сообщили читатели. «Нам не понять, почему администрация музея и СМИ умалчивают данную проблему? Почему никто не принимает меры?», – говорят люди. В диораме сегодня действительно можно увидеть следы потеков на полотне и стенах, а также белые полоски солей после высохшей воды на элементах бутафории.   

По данным источников в музее им. Яворницкого, крыша «потекла» лет 10 назад. И это несмотря на то, что крышу периодически ремонтируют.

Справка

Идея создания диорамы принадлежала старшему научному сотруднику Днепропетровского национального исторического музея им. Д.Я. Яворницкого Виталию Прокудо в 1970 году.

Над картиной работали два художника из московской студии военных художников имени М.Б. Грекова Николай Бут и Николай Овечкин. Два года сотрудники студии работали над созданием этого полотна и два года писали этюды.

Полотно цельно-тканное без единого шва и соединения. Высота его 14 метров, длина – 60 метров. Общая площадь – 840 квадратных метров. Ткали полотно в г. Сурске, Пензенской области на фабрике «Красный Октябрь» – на 17 станках, поставленных в ряд, по 30 см в день в течении года.

Наша диорама – одна из крупнейших. Радиус обзора ее 230 градусов. На ней показано форсирование Днепра советскими войсками, осенью 1943 года, на плацдарме в районе сел Войсковое и Вовниги, Солонянского района.

Диорама состоит из панорамного полотна, а также бутафорской экспозиции, установленной под полотном.

Директор музея Надежда Капустина не смогла прокомментировать ситуацию вокруг повреждения произведения искусства, ответив лишь, что ремонт крыши делают не каждый год, но периодически.

Источник в музее говорит, что крыша в диораме золотая: «Ремонт крыши проводится постоянно. Крыша наша уже «золотая». Вот если бы сделали, например, «шатровую» крышу (все скаты такой крыши, в виде равнобедренных треугольников, сходятся в одной точке. Определяющим элементом в ней является симметричность) или какую-то похожую, то было бы лучше. А она ровная с высокими бордюрами, там собирается снег и, соответственно, вода».

По его словам, сейчас снова начинает течь. Было и такое: вода с крыши лилась настолько сильно, что белые полоски солей остались на элементах бутафории, на полотне и стенах.

То, что вода с крыши угрожает сохранности полотна утверждает и член национального союза художников, художник-реставратор, Владимир Афанасьев. «Повышенная влажность способствует осыпанию грунта и смене цвета, а чтобы оценить реальную угрозу полотну, необходимо его тщательно осмотреть», – говорит художник.  

Интересно, что более 20 лет назад в Днепропетровск периодически приезжали авторы полотна и занимались текущей его реставрацией: убирали пожохлости, подкрашивали, снимали пыль и т.д. Делали они это каждые два-три года. После их смерти полотном практически никто не занимался, а вдобавок – его стало заливать.

В Управлении культуры и туризма облгосадминистрации говорят, что проблемы с крышей диорамы, а также оперного театра еще не самые серьезные. По словам представителей управления, наиболее важной сегодня является ситуация с художественным музеем, где оседает фундамент…

Решение всей совокупности проблем на объектах культуры области никак не обеспечить нынешним финансированием. В 2011 году управление получило 6 млн. грн. Деньги, на самом деле, не очень большие, но музей им. Яворницкого, в то же время, не обделяют.

Что будет дальше? В сложившейся ситуации, когда с каждым годом это произведение искусства впитывает в себя воду и, порой, находится в условиях повышенной влажности, когда его систематически не реставрируют, как это было раньше, когда никому нет до него никакого дела, оно может просто «погибнуть»… А украинская история, которая, к сожалению, разделилась на два лагеря, будет продолжать терять свою «памятку».

Мнение эксперта

Владимир Афанасьев, член национального союза художников, художник-реставратор:

«Отреставрировать полотно можно, но панорама – это  очень большой и дорогостоящий объем работы. В Киеве, например, весь процесс реконструкции полотна, размером 40х50 см стоит 500 долларов». Напомним, полотно Диорамы имеет площадь в 4200 раз большую. Получаем сумму почти в 17 млн грн.

Підписуйтесь на наш телеграмм

Поділитися: