А теперь поделим леса?

03 листопада 2011 о 10:23 - 2486

Олена ГарагуцОлена Гарагуц


Государственное агентство лесных ресурсов (ГАЛР) заявляет о готовности допустить к лесозаготовкам частный капитал. При этом, как всегда, звучат громкие слова об иностранных инвестициях, а это значит, что рубить наш лес смогут не только отечественные, но и зарубежные компании.

По большому счёту, всё равно, кто будет делать это, отечественный или зарубежный рубщик. Суть в раздаче лесов. Недавно руководитель ГАЛР В.Сивец в беседе с польскими коллегами заявил, что его ведомство движется «…в направлении передачи услуг частному бизнесу. Это заготовка, транспортировка, посадка леса. Поэтому, если у вас есть хорошие подрядчики – готовы принять их в Украине, чтобы они организовывали процесс лесозаготовки. Есть такой интересный опыт и то, что компании польские прошли… Мы готовы принимать их, обсуждать и договариваться, чтобы они предоставляли услуги в Украине».

Не хотелось бы судить превратно, но частный капитал в любой стране ставит своей целью одно – максимальное получение прибыли при минимальных затратах. По словам польского эколога К.Войцеховского, в лесах, которые находятся в частных руках в Польше, процесс восстановления мало соответствует принятым стандартам. Насколько частные компании будут хорошо справляться с посадкой леса – вопрос спорный, но то, что в вырубке они «добьются успеха» – несомненно. Если даже в относительно благополучной Польше далеко не всё так безоблачно в работе частных лесозаготовителей, то можно себе представить, что останется от украинских лесов, если туда придут «инвесторы с бензопилами».

Тем временем ГАЛР рапортует, что прибыль этой госструктуры выросла на 40% по сравнению с таким же периодом прошлого года и к концу 2011 г. достигнет 5 млрд грн. Возникает вопрос: если госструктура показывает такую позитивную динамику, то зачем отдавать кому-то «курицу, несущие золотые яйца»?

Непросто давать экономи­ческие оценки такой идеи, од­нако экологическая целе­со­образность её явно сомнительна. Украина имеет не настолько большую площадь лесов, чтобы активно их эксплуатировать. По официальным данным, лесами покрыто 15,5% территории страны, по неофициальным – эта цифра составляет около 11%. Но даже если согласиться с официальной оценкой, то очевидно, что для лесозаготовок годятся далеко не все леса. Руководство ГАЛР утверждает, что под разработку пойдут в первую очередь леса Карпат, Закарпатья и Буковины. Однако, в этих регионах и так чрезвычайно сложная ситуация со сведением лесов, в результате чего имеют место регулярные наводнения. Данные площади не дотягивают даже до выполнения своей экологической функции, что уж там говорить о коммерческой.

Помимо предлагаемых частникам лесозаготовок, в Украине очень остро стоит другая проблема, связанная с раздачей лесов. В 2006 г. в новой редакции Лесного кодекса была утверждена норма о долгосрочном временном пользовании лесными участками. Таким образом, возможность предоставления лесов в пользование в частные руки прописана юридически. Эта норма привела к печальным последствиям. По словам представителя программы «ENPI-FLEG» О.Сторчоуса: «Такая «популярность» временного лесопользования вызвана ожиданиями отдельных пользователей относительно будущих изменений в Лесной кодекс, по которым эти лесные участки можно будет получить в частную собственность. Отдельные из них, пользуясь участками уже сегодня, допускают различные нарушения, основными из которых являются самовольное строительство, ограничение доступа граждан в леса, нарушение условий заключенных договоров… Это убедительно свидетельствует, что имеющаяся законодательная база в сфере регулирования отношений долгосрочного пользования не способна эффективно воздействовать на недобросовестных лесопользователей и обеспечивать надлежащую реализацию политики государства в этой сфере».

Согласно нынешнему законодательству, леса в долгосрочное пользование можно брать на срок до 50 лет. По меркам человеческой жизни – почти навсегда. И сколько тысяч гектаров леса сейчас находятся в таком пользовании, точно не может сказать никто. Очевидно, набрать себе леса может не каждый простой смертный…

Юридический аспект этой нормы «попахивает» фарсом, поскольку в пользование якобы предоставляется лес без земли, на которой он стоит. В связи с этим значительно упрощается получение леса в долгосрочное пользование под предлогом рек­реационных, туристических и даже научно-исследовательских  целей. А в результате обычно такие участки превращаются в коттеджную застройку или охотхозяйства, с огромными заборами. Проблема ещё и в том, что лесное ведомство должно иметь очень веские основания, чтобы отказать просителю в предоставлении леса. Если лесной массив не имеет какого-либо серьёзного статуса, например, заповедного, то проситель может добиться получения участка леса через суд.

Но даже с такой юридической нормой государство могло бы отвадить многих желающих получить в пользование леса, если бы оно хотело это сделать. Рецепт прост: назначение адекватно высокой цены за долгосрочное пользование. Но подобная преграда в нашей стране решаема коррупционным путём.

В общем, ко всей вышеописанной «радости» не хватает ещё частных лесозаготовителей. Если ГАЛР не в состоянии нормально контролировать застройку и заборы, которые стоят на одном месте, то каким образом оно сможет нормально контролировать рубку?

Так что неспроста экологи пытаются предоставлять любой природоохранный статус лесным массивам, чтобы юридически уберечь их от уничтожения. Кстати, учитывая низкий процент лесистости Украины, некоторые природоохранники предлагают предоставить заповедный статус всем лесам, имеющимся в нашей стране, чтобы обеспечить сохранение хотя бы того, что есть.

Действия ГАЛР всё чаще вызывают удивление. С одной стороны, это ведомство продвигает насаживание лесов в степной зоне, где они никогда не станут товарными, где они систематически выгорают, превращаются в кустарник, вытесняют и уничтожают местное биоразнообразие. С другой стороны, зазывают частный капитал на разработку наших лесов в Западных регионах, где их и так недостаточно. Складывается впечатление, что делёж фабрик, заводов, сельскохозяйственных земель, берегов рек, водоёмов, лесов и т.п. начинает переходить все мыслимые границы. Так можно спровоцировать и аннуляцию прав земле- и ресурсовладельцев через методы прямой демократии. Не лучше ли сделать нормальное законодательство и обеспечить его соблюдение?

Кстати, 12-го октября Украину временно лишили права продавать квоты на выбросы парниковых газов по Киотскому протоколу. Одной из причин этого решения стало несоответствие декларируемого учёта лесов реальному состоянию дел. Но это уже другая история.

Отзывы на статью можно прислать на ecologist@ukr.net

Підписуйтесь на наш телеграмм

Поділитися: