Днепропетровск поддержал международную экологическую акцию «350»

05 жовтня 2011 о 09:26 - 2154

Олена ГарагуцОлена Гарагуц


Cогласно данным климатологов, максимально допустимая концентрация углекислого газа в атмосфере, при которой не наблюдается негативного эффекта на климат, составляет 350 п.п.м. (т.е. 350 молекул СО2 на 1 млн молекул воздуха). Уже, исходя из этого, можно сделать вывод, что движение «350» занимается проблемой глобальных климатических изменений. Движение это международное, волонтёрское, у него нет единого руководителя и бюджета. Есть только общая идея – начать практические действия для уменьшения выбросов парниковых газов немедленно. Сегодня, к сожалению, концентрация парниковых газов в атмосфере уже составляет 390 п.п.м. и продолжает расти.

24-го сентября акции «350» прошли в 180 странах мира. В Украине они были проведены в 13 городах: Белогорске (Крым), Горловке, Донецке,  Днепропетровске, Ивано-Франковске, Киеве, Кировограде, Полтаве, Севастополе, Суммах, Ужгороде, Харькове, Черткове (Тернопольская обл.). «Не существует единственного правильного ответа на все экологические проблемы, – сказано в обращении «350». – Но мы можем начать думать, наблюдать, принимать решения, брать ответственность».

Поскольку  «350»  является общественным движением, то в нём участвуют многие экологические организации. В Днепропетровске международная акция была поддержана Дружиной Охраны Природы (ДОП) ДНУ «Феникс», активистами общественных организаций «Всеукраинская  Экологическая Ли­га» и «ЧИЗ». Проведению мероприятия предшествовал семинар для будущих организаторов акции, который проходил в Карпатах в середине августа. Движение «350» – это движение снизу, покуда политики на высшем уровне не могут договориться об уровне выбросов парниковых газов.

Это движение призывает людей всяческими способами способствовать сохранению жизни на планете. Основная масса его рецептов проста, так что перестроить свой быт может каждый: не гнаться за покупкой новых вещей и максимально рационально использовать то, что есть, насаживать деревья, не нарушая природных устоявшихся экосистем, сокращать потребление мяса, переходить на энергосберегающие технологии и почаще пользоваться транспортом, который имеет нулевой выброс парниковых газов.

Именно транспортной теме и была посвящена акция 24-го сентября в Днепропетровске. В первую очередь речь шла о велосипедах. И главными участниками акции стали велосипедисты. Среди велосипедистов было и немало автомобилистов, которые понимают, что не нужно злоупотреблять автомобилем, поскольку им следует пользоваться лишь тогда, когда поездка велосипедом затруднительна по объективным причинам (погода, большие дистанции и т.п.). Один из организаторов акции, Алёна Андрусик из ДОП ДНУ «Феникс», отметила следующее: «Мы должны понимать, что велосипедисты не препятствуют движению, они – часть движения. И, бесспорно, самая безвредная его часть для окружающей среды и полезная для самого водителя экотранспорта».

С одной стороны, участники акции агитировали пересаживаться на велосипеды, с другой стороны, собирали подписи у прохожих под обращением к мэру города о создании соответствующей инфраструктуры для велосипедистов в Днепропетровске. Отсутствие велоинфраструктуры означает серьёзные риски для велосипедистов, а это, как раз, и отпугивает многих горожан от этого вида транспорта. В Днепропетровске, как и в других городах Украины, имеет место нелогичная ситуация, когда городские власти пытаются угнаться за нарастающим количеством машин через развитие автомобильной инфраструктуры, хотя её создание намного дороже велосипедной. Они всякими правдами и неправдами пытаются повысить пропускную способность улиц для автомобилей.

Часто это делается посредством расширения дорог за счёт сокращения тротуаров, аллей и т.п., вместо того, чтобы пойти по более простому и дешёвому пути – формировать велосипедную инфраструктуру. Ведь чёткое выделение велосипедных дорожек на автострадах города, создание велосипедных парковок, пропаганда велотранспорта и формирование условий, при которых бы развивался велосипедный и общественный электротранспорт, намного дешевле, чем вырубка деревьев, перенос столбов, укладка асфальта и т.п. при расширении дорог.

Почему же не создаётся велосипедная инфраструктура? Наверное, потому, что мэр Лондона не стесняется ездить на работу на велосипеде, а вот у нас понятие престижа имеет совсем другую форму. Нужно также сказать, что и сами правила дорожного движения (ПДД) ставят у нас велосипед в ранг «бедного родственника». Прежде всего, это имеет место в крупных городах, где всё должно быть с точностью на­оборот. Например, согласно нынешних ПДД, велосипедам отведено место в крайнем правом ряду. Возникает вопрос, как повернуть велосипедисту влево на перекрёстке с многополосным движением, если, исходя из ПДД, он не имеет права перестраиваться в крайнюю левую полосу?

Важно отметить, что акция «Двигай планету» не была чисто  велосипедной, а подразумевала любые способы и средства передвижения, которые не приводят к выб­росам углекислого газа. Сюда относится как хождение пешком, так и перемещение на любых других средствах, включая ролики, скейты и т.п. Интересно отметить, что автор этих строк немного опоздал на мероприятие именно по причине того, что, перемещаясь маршруткой, пришлось долгое время стоять в автомобильных пробках. Было очень символично, когда уже на подходе к месту проведения акции меня обогнал какой-то парень на роликовых коньках, который мчался непосредственно по проезжей части с такой скоростью, что ему мог бы позавидовать любой велосипедист.

Призывы к пересадке на велосипеды и др. экологические виды транспорта – это не просто призыв о смене одних технических средств другими. Это, прежде всего, изменение психологии, мышления и мировоззрения людей, которые готовы поступиться комфортом ради соблюдения разумного принципа: «Делай, так, как правильно, а не так, как удобно!» Нобелевский лауреат К. Лоренц ещё в середине прошлого века отмечал, что человечество стало настолько капризным и ленивым, что отказывается воспринимать малейший дискомфорт.

Неспроста один из лозунгов акции гласил: «Шевели мозгами вместе с ногами»! Движение «350» призывает каждого жителя Земли проявить сознательность и принять участие в решении судьбы человечества и планеты. Ведь, как сказал социолог К. Миллс: «Судьба – это бесконечно малые действия, принимающие множественный и последовательный характер, когда то, что происходит, представляет собой суммарный результат бесконечного числа малых действий бесконечного числа людей».

Отзывы на стать можно прислать на ecologist@ukr.net

Підписуйтесь на наш телеграмм

Поділитися: