Блеск и нищета украинского образования

05 вересня 2011 о 10:46 - 1577

В какой стране живет Табачник?

«Все учебные заведения области готовы к новому учебному году. На проведение ремонтно-строительных, подготовительных работ в учреждениях образования области из разных бюджетов было выделено почти 101 млн грн.», – сказал председатель ОГА Александр Вилкул. Кроме того, по словам губернатора, в сельской местности полностью обеспечен подвоз всех учащихся и педагогов в школы. В этом году приобретено 18 автобусов. До конца года будет обновлен автопарк. Ну а школьники будут полностью обеспечены учебниками.

Визит  в  Днепропетровск 30 августа министра образования Украины Дмитрия Табачника был представлен, как высокая оценка достижений в реализации реформирования системы образования Днепропетровщины. Министр остался доволен, что и отметил на областной конференции педработников: «Область является передовым отрядом всех педагогов Украины.  Образование Украины и Днепропетровщины  развивается и процветает. В области наиболее ощущается масштаб изменений, тектонический без пре­увеличения. Мы увидели «Единое информационное пространство области» – это первый такого масштаба, целостный, наукоемкий инновационный проект, который позволяет абсолютно по-новому видеть в он-лайн режиме и все проблемы, и все достижения образования». На той же конференции министр «настолько» гордился Украиной и ее системой образования, что забыл, в какой стране он живет: «По результатам исследования, обнародованного на Всемирном экономическом форуме в Давосе, Украина находится на 56-м месте, а мы – на 72-м».

КСТАТИ

Школьные автобусы, которыми так хвалится ОГА, также не выполняют стопроцентный подвоз школьников к СОШам. Например, школьный автобус СОШ 1 г. Верховцево собирает детей практически со всего населенного пункта, кроме северной его части (в простонародье «запутя»). Зимой детям и учителям приходится переходить через очень длинный железнодорожный мост, где порой ветер «пронизывает» и пуховики, и бушлаты. А осенью и весной им приходится преодолевать болотные препятствия. И Верховцево – далеко не исключение.

«Сладкие» речи представителей власти о развитии системы образования и о готовности школ области к учебному процессу, оказывается, не так реалистичны, как хотелось бы: некоторые учебники продолжают выдавать по одному на несколько человек, школьные автобусы не охватывают всю территорию населенных пунктов, а зарплаты учителей оставляют желать лучшего. Кроме того, внедрение, например, инновационного проекта «Единое информационное пространство области» увеличивает нагрузку на педагогов без оплаты этого труда.

Во дают!

Пару недель назад замгубернатора области Мария Пустовая заявила о новом достижении новой власти: 100%-ой компьютеризации школ области. Это просто замечательно – особенно, если учесть, что точно такие же заявления в свое время делали и экс-губернаторы Днепропетровщины Виктор Бондарь и Надежда Деева. В недавней беседе с корреспондентом «Лица» Надежда Николаевна подтвердила 100%-ую компьютеризацию еще… 4 года назад.

Книжки добрые любить…

Ученица Днепропетровской СОШ № 141 поведала корреспонденту газеты «Лица» один из способов решения учителями проблемы нехватки учебников: «Я учусь хорошо, поэтому мне выдали все учебники. Вот, например, мальчикам, которые плохо учатся и учебники даже не открывают, книги недодают».

Библиотекарь СОШ № 58 рассказывает, что проблему нехватки учебников решает с помощью переговоров с другими школьными библиотеками города: «У нас, вроде как, не хватает учебников для 4-х классов, так я договорилась уже с другой школой, чтобы они помогли». Зато единственный  одиннадцатый класс, состоящий из 22 человек, по словам библиотекаря, снабжен книгами в полном объеме. Также в 58-й школе не хватило новых учебников по английскому языку под редакцией Карпюка. Их выдали только учителям. Учебники по английскому языку, как правило, докупают во многих школах Днепропетровщины.

Например, родители учеников средних классов СОШ №1 рассказывают, что им приходится чуть ли не каждый год покупать учебники по английскому языку – у каждого своя методика преподавания. А еще одна родительница школы №1 рассказала, что им приходилось покупать учебники по геометрии. Всему виной все та же «особенность методики преподавания». Директор школы № 81 рассказала корреспонденту газеты «Лица», что ее школа снабжена учебниками на 100 %, а вот библиотекарь, почему-то, находится на больничном. Одиннадцатиклассница Верховцевской СОШ № 1 (г. Верховцево, 90 км от Днепропетровска) призналась автору, что и ей, и ее товарищам, не выдали учебники по алгебре.

Интересно, что днепропетровские школы по-разному выдают учебники своим воспитанникам. Утром 1 сентября старшеклассники города разделились на два лагеря: одни отвечали, что им уже выдали учебники – и в полном объеме, а другие говорили, что у них нет еще ни одной книги. Видимо, не выдавали учебники в тех школах, куда их не довезли в полном объеме.

Учить даром – даром учить

А что делать учителям с их зарплатой? В среднем по Днепропетровску она составляет 1.900 грн. Откуда появится мотивация? Проблему низкой заработной платы учителей подняла Галина Беликова на августовской областной конференции  педагогических  работников: «В одном из пунктов поручения Днепропетровской областной  государственной администрации «Про подготовку к новому учебному году» по поводу 100 % финансирования реализации вариативных составляющих типичных учебных планов мы (профсоюз пед­работников) видим не только расширение доступа учеников к образовательным услугам, а и увеличение нагрузки учителей, а значит их заработной платы. Поэтому обращаюсь к присутствующим руководителям городов и районов найти возможность финансирования этого пункта поручения».

По  словам  Беликовой, основными проблемами системы образования являются: «недостаточное финансирование сферы образования Украины, низкая заработная плата работников образования, недостаточная соцзащита, несовершенство системы тестирования учеников, коммерциализация учебных услуг».

…Моя знакомая, до недавнего времени учительница, Нина Семеновна  как-то  сказала: «На 1 сентября всегда одевала черный строгий костюм. Первый звонок для многих моих коллег давно перестал быть настоящим праздником, превратившись в начало нового забега. И мы, как загнанные лошади, забывая о главном предназначении учителя и педагога, почти все силы и время вынуждены были тратить на выполнение задач по поиску денег. Мне жаль украинских учителей, учащихся и их родителей. Мне стыдно за нашу власть. Мне страшно за будущее Украины».

Поділитися: