Кто банкует на бану?

31 серпня 2011 о 08:23 - 1684

Торговля в электричках уже который год «висит на волоске». Постановление КМУ от 15.06.2006 года №833 сделало невозможным для ПЖД создать условия для официальной торговли в пригородных электропоездах. Из-за этого «старожилы» бизнеса в электричках находятся в постоянном страхе остаться без работы. Пассажиры придерживаются разного мнения о необходимости наличия в электропоездах продавцов продовольственных и непродовольственных товаров.

Торговля в электропоездах пригородного сообщения устоялась давно. Она не терпит конкурентов и продолжает оставаться «работой для избранных». Здесь все свои и все распределено, а новичку пробиться «в тему» непросто. «Сначала реализатору объясняют все, чтобы прекратил торговать, по-человечески. Если не понимает, вышвыривают из поезда. Ни с кем церемониться не будут. Сюда никто не приходит с улицы», – рассказала корреспонденту газеты «Лица» одна предпринимательница с более чем десятилетним стажем.

Это связано с невысоким заработком, который при появлении конкурента может стать еще меньше. Люди вою­ют за каждую копейку. Прибыль от торговли напрямую зависит от количества продаж, а количество продаж – от сезонности товара. Например, лето – сезон на сладкие палочки, мороженое и воду. На эту группу товаров цены значительно завышены, соответственно, это и приносит заработок. В среднем, продавец зарабатывает от 50 до 100 грн. в день.

Основной костяк предпринимателей и реализаторов работает в этой сфере уже не один год. Ходят и в морозы, и в адскую жару. Не вышел торговать – не заработал. На работу не жалуются: «Мне не тяжело, привыкла. Сидеть где-то в другом месте было бы тяжелее. А легкой работы нет нигде». Поэтому предприниматели, реализующие товары в пригородных электропоездах «всеми руками и ногами» за легальное оформление этого бизнеса, но, как сообщило газете «Лица» руководство ПЖД, это сделать невозможно. Кроме того, они зарегистрированы как физлица-предприниматели, вовремя выплачивают по счетам, имеют проездные в электричках и любят свою работу. Получается: люди хотят работать, нашли себя в этом, не сидят «сложа руки», а государство им просто «перекрывает кислород». Усложняет ситуацию и возможная приватизация «Укрзалізниці» осенью этого года. Неизвестно, чего ждать от новых ее владельцев.  

Чтобы понять, каково быть реализатором в электричке, автор решил на денек стать продавцом газет. Взял 25 экземпляров газеты и около 12:00 приехал на центральный вокзал Днепропетровска. Выбор пал на электричку «Днепропетровск – Лозовая». Было немного не по себе, ведь уже был наслышан о конфликтах, которые могут возникнуть на почве конкуренции. Не покидали опасения быть задержанным сотрудниками милиции. Зашел в пока еще пустую электричку и приступил. Хожу медленно, отчетливо, но не громко, агитирую покупать газету. Появились первые покупатели.

Со временем «разогрелся» и стал кричать громче. Вагоны наполнялись. На горизонте увидел одного дядечку, который реализовывает прессу. Подойдя поближе, тот сказал: «Молодой человек, здесь торговля распределена. Торговать без разрешения здесь нельзя». Я попросил его показать разрешение. Торговец вытащил из сумки свидетельство о регистрации физлица-предпринимателя и еще какие-то документы. «А у меня документов нет. Вышел попробовать, как будет продаваться», – ответил я. Тут «хозяин» территории пригрозил милицией и сказал, что если не покину электричку, он меня сдаст.

Решив не ждать, подхожу к сопровождающим электропоезд сотрудникам милиции. Они разрешили продавать в электричке и спросили: «Тебя тот реализатор нагнал?» Подтвердил их предположение и понял, что это уже не первый случай. Скорее всего, этот дядечка является, чуть ли, не «хозяином» Лозовской электрички. Я вновь зашел в электричку, увидел реализаторшу прессы, которая сильно удивилась, поинтересовавшись откуда я. После краткого диалога я вновь повстречал того же реализатора прессы, который не мог успокоиться. Он сказал: «Сейчас два вопроса задам милиции. У вас документы проверят и будут неприятности». Я проигнорировал это заявление и пошел продавать дальше. Тут электричка затарахтела, машинист объявил об отправлении. Пришлось покинуть вагон.

Кто же все-таки банкует на бану? Я отыскал реализатора, которому по-свойски поведал, что хочу, мол, заняться бизнесом в электричках, спросил о тех, кто распределяет места. В ответ услышал: «Милиция распределяет». А вот другой реализатор рассказал совершенно иное: « Распределялись уже давно. Для этого когда-то организовывались собрания бригады, которая торговала в пригородных электропоездах на железной дороге. На этих собраниях и распределялись между собой как направления, так и маршруты».

«Бизнес на колесах», кажется, не так выгоден государственным структурам для того, чтобы его легализовывать. Выжать-то из него, по сути, нечего. К сожалению, не понимают, что пока в Украине не будут созданы соответствующие условия для малого бизнеса, экономику страны не поднять.

Поділитися: