С кабиной, но не автомобиль, с педалями, но не велосипед!

25 серпня 2011 о 08:19 - 8795

Как известно, велосипед является тем транспортным средством, с помощью которого можно значительно  смягчить  негативное антропогенное  воздействие на природу, сэкономить средства и размяться физически. В то же время у него есть ряд недостатков и не­удобств. Но нет предела совершенству!

К счастью  или  сожалению, банальная лень и стремление к комфорту действительно во многом являются двигателем технического прогресса. Ну не захотел человек лишний раз концентрировать внимание на поддержке равновесия при езде на велосипеде, ну захотелось ему удобно сесть в кресле, а не на маленькое седло, ну не пожелал он ставить свою поездку в зависимость от дождя на улице, вот и решил создать на базе велосипеда нечто новое. Так родился веломобиль – автомобиль с велосипедным приводом или велосипед с автомобильной кабиной. Этот аппарат обладает всеми достоинствами велосипеда и одновременно лишён его недостатков.

Веломобили бывают одно-, двух- и даже четырёхместные. Они имеют минимум 3 колеса, хотя широко распространены и 4-х колёсные аппараты. Благодаря хорошей устойчивости (в отличие от велосипеда) езда на веломобиле практически не требует обучения. Многие веломобили оборудуются круг­лым  автомобильным  рулём. Особенно интересен веломобиль для женщин, поскольку комфорт для них не менее важен, чем скорость.

Однако не только комфорт является преимуществом веломобиля. Этот вид транспорта имеет и ряд сугубо технических преимуществ, благодаря которому машина, приводимая в движение простой физической силой, имеет более высокий КПД по сравнению с велосипедом. Во-первых, поза полулёжа в кресле веломобиля позволяет включать в работу группы мышц, которые оказываются не задействованными при езде на велосипеде. Во-вторых, велосипедист при наращивании скорости вынужден преодолевать  дополнительное сопротивление воздуха, в то время как хорошо продуманная конструкция веломобиля позволяет в значительной мере решить эту проблему. Учёные подсчитали, что при скорости 30 км/ч велосипедист тратит около 80% энергии на преодоление сопротивления воздуха.

Именно  правильная  форма кузова (кабины) веломобиля позволяет улучшить аэродинамические свойства этой машины и достигать вполовину больших показателей скорости, чем велосипед. Тем более что нынешние технологии позволяют получать достаточно лёгкие и прочные материалы для сборки веломобилей. Рама изготавливается из лёгких стальных труб, в том числе с использованием алюминиевых и титановых сплавов.  Кузов  изготавливается из карбона, авиационной фанеры, стеклопластика, алюминиевых сплавов. Он может быть полностью закрытым или частично открытым. В последнем случае для защиты от непогоды используют непромокаемую  ткань,  натягиваемую на каркас. Получается такой себе веломобиль-кабриолет.

Веломобили, как и автомобили, можно пичкать кучей всяческих технических штучек. Например, один из американских серийных веломобилей ещё в 70-е годы прошлого века был оснащён фарой, указателями поворота, стеклоподъёмником, стеклоочистителем, магнитолой, люком в крыше и зеркалом заднего вида. Кстати, тестирование этой машины показало, что усилия, затрачиваемые человеком при ходьбе, позволяли данному веломобилю развивать скорость 15-25 км/ч. Ну а если было желание задействовать больше силы, то веломобиль разгонялся до 40 км/ч, что для городского цикла вполне достаточно.

Ещё одно достоинство веломобиля по сравнению с велосипедом – более высокий уровень безопасности. Здесь более чётко выражена и психологическая составляющая – многие водители воспринимают велосипедистов как помеху на дороге. Но веломобиль, имея соответствующие габариты и кабину, больше похож на малолитражку, поэтому автомобилисты уже не воспринимают его как велосипед.

Веломобили  интересны огромным разнообразием приводов. В отличие от велосипеда, на веломобиле мускульная сила может вращать колёса не только с помощью педалей и цепной передачи. Современные веломобили могут быть оборудованы ременной передачей, карданным валом, кевларовыми тросами (т.е. принцип лебёдки) и т.д. Привод на данной чудо-технике может быть не только круговым, как на велосипеде, но также эллиптическим и даже линейным. Кроме того, имеются конструкторские разработки, в которых движение веломобиля может осуществляться  одновременно и ногами и руками. С одной стороны, это увеличивает мощность транспортного средства, с другой стороны, задействует большее количество групп мышц, положительно влияя на физическую форму водителя, если рассуждать уже с медицинской точки зрения.

В последнее время ультрасовременные велосипеды всё чаще оборудуются электродвигателями, с помощью которых можно осуществлять рекуперативное торможение, т.е. делать плавное торможение с по­мощью двигателя. Это позволяет генерировать электроэнергию при спуске и заряжать тем самым аккумулятор, который впоследствии позволяет использовать эту энергию для двигателя, чтобы облегчить усилия велосипедисту при подъёме вверх. Точно такие же технологии применяются и на некоторых веломобилях. Веломобили имеют систему переключения передач различного типа, а некоторые из них даже оборудованы задней скоростью.

Современные  материалы и компьютерные технологии позволяют значительно упростить и усовершенствовать веломобили. Поэтому они могут стать реальной альтернативой автомобильному транспорту при поездках на относительно небольшие расстояния. В особенности это касается городов, где трудно дышать из-за постоянных выхлопных газов, и при этом скорость передвижения автомобилей всё равно затруднена ввиду постоянных пробок. Компактные, бесшумные, экологически чистые веломобили могли бы во многом поспособствовать решению транспортной проблемы городов. Не зря американская пословица гласит: «Если вам некуда девать время, поезжайте на машине, а если вы торопитесь, то идите пешком». Насколько большая доля правды в этой шутке, показывают измерения средней скорости автомобиля в условиях крупного города. Тем не менее, скоростной потенциал веломобиля не такой уж и маленький. За счёт правильного подбора формы для улучшения аэродинамических качеств отдельные веломобили способны развивать скорость около 100 км/ч. Во всяком случае, официальный рекорд, установленный одним из немецких веломобилей, равняется 105 км/ч.

Как это ни странно, но сейчас наибольший интерес к этому удивительному виду транспорта проявляется в развитых странах. Точнее говоря, интерес проявляется не только к веломобилям, а вообще к любым транспортным средствам, где задействуется физическая сила, и которые называют общим термином «биомобиль». Существует даже «Международная Ассоциация Мускулоходов», которая включает в себя даже небольшие подводные лодки на мышечной тяге. На первый взгляд подобные идеи могут показаться анекдотично смешными. Но если от великого до смешного один шаг, то почему нельзя сделать наоборот?

Отзывы на статью можно прислать на ecologist@ukr.net

Поділитися: