Вовремя спохватились

26 липень 2011 о 08:49 - 1211

Тележурналисты настолько спокойно говорили о том, что автопробег пройдёт через Полесский и Ровенский заповедники, как будто они для того и создавались, чтобы по ним разъезжали на джипах. В Автомобильной федерации Украины (АФУ), которая организовывала автопробег, заявили, что «трофи-рейд – это не только спортивное соревнование, но и возможность для всех участников отправиться в путешествие по живописным уголкам нашей страны, поскольку маршрут пролегает через три красивых заповедника, где еще сохранилась исконная природа». (Под третьим заповедником подразумевался нацпарк «Шацкие озёра»).

Однако, заповедник – это природоохранный объект, в котором человеческое воздействие максимально ограниченно.  Природные  заповедники создаются в первую очередь для самой природы и сохранения её разнообразия. Здесь особый режим природоохранных территорий, согласно Законов Украины «О природно-заповедном  фонде»  и  «Об охране окружающей природной среды». Нарушение режима заповедника карается вплоть до уголовной  ответственности. В них не то, что на машинах – пешком нельзя заходить посторонним людям. А для проезда джипов по бездорожью участники соревнований ломают и выкорчевывают деревья и кусты, портят почвенный и растительный покров,  губят мелкую фауну, а также распугивают крупных зверей и птиц. Особенно опасны такие мероприятия в весенний и летний период, когда животные выводят потомство.

Первыми забили тревогу экологи из общественной организации  Национальный экологический центр Украины (НЭЦУ). Для начала они связались с администрациями Полесского и Ровенского заповедников.  Там  ответили,  что уже пытались пообщаться с организаторами автопробега, но в ответ получили лишь угрозы, из которых следовало, что препятствование автопробегу будет стоить должностей директору и его заместителю. После этого экоактивисты сами попытались связались с руководством Автомобильной федерации Украины, чтобы просьбой поменять маршрут. Но там, мягко говоря, им ответили «весьма эмоционально», так что конструктивного диалога не получилось.

После этого экологи вынуждены были начать широкомасштабную информационную кампанию. Через социальные сети началась мобилизация волонтёров на акции протеста. Были отправлены обращения во всевозможные общественные организации и государственные органы, а также в СМИ. Поскольку среди участников автопробега были и депутаты Верховной Рады, например, Виктор Янукович-младший (на фото) и Николай Катеринчук, то подобный факт заинтересовал СМИ. Новость об автопробеге по заповедникам с участием ВИП-персон быстро разлетелась по интернет-сайтам. А после публикации на «Украинской правде» начался шквал звонков организаторам ралли, в результате чего офис организаторов отключил телефоны и факс. Одним словом, событие получило достаточно широкий общественный резонанс и, спустя некоторое время АФУ согласилась изменить маршрут автопробега, пустив его в обход заповедников. Далее подключилось и Мин­экологии, которое обратилось к своим подразделениям и руководителям заповедников с просьбой не допустить нарушения заповедного режима. Чтобы разрядить накалившуюся обстановку, организаторы авторалли через СМИ объявили, что маршрут автопробега не затронет территории заповедников.

1 июля 2011 организаторы «Ukraine Trophy 2011» предоставили НЭЦУ картосхемы изменённого и согласованного маршрута следования автопробега по Полесью. Действительно, как и было обещано организаторами, маршрут обходил территорию природно-заповедных объектов (в том числе и заказников). Исключение составлял лишь участок автодороги общего пользования между селами Кованка и Перга, которая пересекает территорию Полесского заповедника.

Несмотря на достигнутые договорённости между двумя сторонами, продолжала оставаться тень недоверия. Изменение маршрута на бумаге не дало повода экологам быть уверенными в его строгом выполнении. Поэтому несколько активистов поехали вместе с участниками автопробега отслеживать соблюдение маршрута в обход заповедников. Но и многие участники авторалли до последнего момента не могли поверить, что экологи протестовали против проезда по территориям заповедников именно в силу своих убеждений и природоохранных мотивов. Им казалось, что природоохранники хотят чего-то другого и что за их действиями кроется политическая провокация. Очень жаль, что некоторые политики меряют всех остальных по себе и не в состоянии поверить в то, что в нашем обществе есть люди, которые думают не о деньгах, власти или о чём-то личном, а переживают за что-то более высокое, важное и всеобщее.

С другой стороны, недоверие политиков к общественности часто провоцируется политическим паразитизмом. Это когда кто-то пытается найти решение возникшей проблемы, а  к нему прибегает куча «помощников» с флагами своих партий, чтобы не столько решать проблему, сколько пиариться. В результате создаётся впечатление, что сущность проблемы и конфликта политическая, а аполитичный организатор протеста просто теряется в скоплении политической символики.

Организаторы ралли пригласили экоактивистов выступить на совместной пресс-­конференции  после  завершения пробега, которая состоялась 12 июля. «Мы рады, что организаторы изменили маршрут, благодаря чему снизилось воздействие на окружающую среду. Вместе с тем, гонки на джипах без негативного влияния на природу невозможны – из-за шума, скопления машин и людей. Поэтому единственное правильное решение – проводить такие мероприятия подальше от ценных территорий, желательно, вообще не на природе», – заявил эколог Тарас Пушкарь. Действительно, те леса и болота, через которые пролёг маршрут, это тоже дикая природа, но без заповедного статуса.

Экологи также отметили, что некоторые нарушения экологических требований всё равно имели место. Например, многие водители без зазрений совести мыли машины в водоёмах. Экологи отметили всего один случай, когда за такие дела участник автопробега был оштрафован. Кое-кто бросал мусор в лесу и даже непотушенные окурки. И это в период повышенной пожароопасности!       

В таких странах как Украина, где природные угодья занимают небольшие площади, джиппинг является очень серьёзной проблемой, поскольку водителей тянет в последние уголки нетронутой природы. Никто не отрицает, спорт – дело хорошее. Но под такие мероприятия нужно либо создавать специализированные полигоны, например, в карьерах или на терриконах, либо, если это многодневные соревнования, следует тщательно прорабатывать маршруты по сугубо антропогенным территориям. Одно дело, если автоколонны будут буксовать на грунтовой дороге возле какого-нибудь кукурузного поля, и совсем другое дело, если они будут создавать шум и оставлять развороченные колеи в лесах, степях или болотах.

Поділитися: