Сергей Жуков: «Наше главное оружие – доскональное знание закона»

19 липня 2011 о 09:06 - 2903

Олена ГарагуцОлена Гарагуц


Председатель Днепропетровской областной организации партии «Україна Майбутнього» (УМ), депутат Днепропетровского горсовета Сергей Жуков активно позиционирует свою политическую силу относительно всех более-менее значимых событий в жизни города и области. В интервью нашему изданию Сергей Викторович рассказал о последствиях его резонансных инициатив и о том, как УМ будет идти на парламентские выборы.

Сергей Викторович, на последней сессии Днепропетровского облсовета была утверждена Комплексная стратегия развития Днепропетровщины до 2015 года. Какое впечатление у Вас от этого документа?

– Я очень внимательно знакомился со стратегией и считаю, что в этом документе много позитивных моментов. Это практический документ, определяющий приоритеты для региона: какие направления надо усиливать, куда направлять инвестиции и т.д.

Например, есть четкий план – обеспечить школьными автобусами все сельские школы до конца 2011 года. То есть Партия регионов берет на себя конкретные обязательства в рамках этой стратегии.

Там много общих вещей, прежде всего – социальных, но и достаточно конкретики. Мы, как конструктивная оппозиция, теперь можем отслеживать – выполняет власть взятые на себя обязательства или нет.

Я одобряю принятие этого документа. Позже будет разработана стратегия для каждого города, района. А по прошествии определенного времени мы будем спрашивать насколько они выполняются, и если не выполняется, то почему.

Вносила ли какие-то предложения в этот документ «Україна Майбутнього», и были ли они учтены?

– Губернатор собирал для обсуждения руководителей политических партий, имеющих представительство в облсовете, и я принимал участие в этом мероприятии. Мы настаивали на необходимости сделать приоритетом прозрачность условий ведения предпринимательской деятельностью, упрощение всех процедур в рамках существующего законодательства, переведение подачи документов для получения разрешений и согласований в электронную форму, чтобы их можно было отослать без длительных походов по кабинетам и через 7-10 дней забрать готовые решения. По нашему мнению, это должно существенно уменьшить коррупционную составляющую.

Такие предложения нами были внесены, и они нашли свое отображение в стратегии: один из ее приоритетов – введение электронного документооборота.

Мы убеждены, что в Днепропетровской области необходимо развивать предпринимательство – должны работать не только крупные предприятия, но и средний, малый бизнес. И условия для его развития должны создавать, прежде всего, городские власти. Тем более, что в Украине есть положительный опыт Винницы, в Кривом Роге наблюдается значительный прогресс… Должен он прийти и в Днепропетровск, где я пока вообще не вижу упрощения процедур для предпринимательства.

У нас же регуляторные акты на сессии горсовета принимались без обсуждения! Термин «регуляторный акт» вошел в обиход чиновников лишь после того, как наша фракция направила несколько жалоб в прокуратуру на принятие горсоветом регуляторных актов без обсуждения, без специального заключения о том, как они скажутся на жизни людей, без соблюдения всех необходимых процедур. После этого несколько регуляторных актов были опротестованы и отменены.

Еще одна из недавних Ваших громких инициатив – обращение в суд с требованием отменить решение Днепропетровского горсовета №1966 от 10 июля 2008 года, запрещающее проведение в центре города массовых акций. Примечательно, что аналогичное решение горсовет принимал, по-моему, еще в 2004 году, но под давлением общественности оно было отменено. На какой стадии сегодня находится рассмотрение Вашего иска? И вообще – есть ли какие-то механизмы, которые могут сделать невозможным повторное принятие подобных решений?

– Я подал иск на основании европейской практики принятия подобных решений. Есть базовые принципы ОБСЕ проведения массовых мероприятий, принятые в 2007 году. Их суть в том, что органы местного самоуправления уведомляются о проведении мероприятий, а не принимают решение: проводить их или не проводить. Если это мероприятие представляет какую-то опасность для общества, местный совет инициирует судебный иск, после чего оно запрещается.

У нас же если общественная организация или политическая партия пытается провести мероприятие и уведомляет об этом городской совет, то тот сразу же обращается в суд, и суд, руководствуясь действующим «Положением о проведении массовых мероприятий в г. Днепропетровске», удовлетворяет его, потому что, согласно действующему положению, в каждом из 8 районов Днепропетровска выделено место для проведения массовых акций. А эти места находятся на самой окраине, где люди не ходят. По этому поводу «Україна Майбутнього» даже проводила как-то показательный флеш-моб.

21 июня в горсовете прошел «круглый стол» с участием начальника управления внутренней политики Михайлишина, где обсуждался вопрос о внесении изменений в это положение. До 1 июля общественные организации и партии внесли свои предложения по сути этого документа. Замечания будут вынесены на сессию горсовета, и «Положение о проведении массовых мероприятий в г. Днепропетровске» будет изменено.

Мой же иск оставили без рассмотрения в связи с пропуском срока – «Положение…», по мнению суда, надо было обжаловать еще в 2008 году. Но я тогда о нем просто не знал! Отказ по формальному основанию я обжаловал в Апелляционном суде и обосновал возобновление срока тем, что городским советом может быть принято много решений, которые незаконны. И если так истолковывать срок исковой давности, то могут напринимать разных решений, положить их «под сукно», а через какое-то время начать использовать…Сейчас вот жду на когда апелляционная инстанция назначит рассмотрение моего иска…

Я убежден, что не должно быть никаких конкретных мест для проведения акций – сами организаторы должны определять места их проведения и в разумный срок уведомлять горсовет. Это может быть за 5 дней до назначенной даты мероприятия (сейчас этот срок составляет 10 суток). «Положение…» должно содержать лишь общие принципы. Только форма проведения массового мероприятия, нарушающая общественную мораль или права других людей, должна быть поводом для обращения в суд.

Мы подготовили свою редакцию этого «Положения…» и внесли туда эти нормы.

Сергей Викторович, а почему «Україна Майбутнього» регулярно не проводит массовые акции?

– Мы считаем, что смысл проводить массовые акции есть лишь тогда, когда в народе реальное недовольство, и люди готовы выйти на улицу для отстаивания своих прав. И готовы выйти не сто человек, а тысячи. Тогда действительно есть смысл проводить акции.

«Україна Майбутнього» участвовала в митингах, связанных с протестом против закрытия Дома органной и камерной музыки – когда пришли музыканты, почитатели органной музыки, и активно выразили свою гражданскую позицию. Мы – оппозиция, но мы не протестуем ради протеста. Мы всегда протестуем лишь по делу.

Сегодня я не вижу готовности людей массово выходить на улицу и протестовать даже при таких социально-экономических условиях, в которых мы все нынче оказались.

Еще одна резонансная инициатива УМа – жалоба в прокуратуру на создание так называемой «Муниципальной гвардии» – коммунального предприятия, на которое возложили функции милиции и выделили финансирование из городского бюджета. В итоге прокурор вынес протест. Вы удовлетворены последовавшими за этими изменениями устава «Муниципальной гвардии»? И вообще, на Ваш взгляд – нужно ли это предприятие городу?

– «Муниципальная гвардия» – это охранное предприятие, которое оберегает имущество городского совета. Вот на этом ее функции и заканчиваются. Тот вид, который изначально имел устав, согласно которому «Муниципальная гвардия» создавалась как местная милиция, обязанная проверять предпринимателей и их штрафовать, выступать контролирующим органом, привел меня в шок.

Впервые этот устав я увидел после сессии, на котором его приняли, хотя депутатский корпус вообще с ним не был знаком. Я не мог поверить, что вообще можно было написать такой устав и утвердить его, притом, что городской голова Иван Куличенко дважды говорил, что за него никто не голосовал…

Что же касается нынешнего охранного предприятия «Муниципальная гвардия», в которое трудоустраиваются сотрудники милиции, попавшие под сокращение, то определенный позитив в этом есть – пусть люди получают работу.

В недавнем интервью нашему изданию председатель «України Майбутнього» Святослав Олейник сказал, что партия не готова выдвинуть в 2012 году своих кандидатов по всем 225 мажоритарным округам в Украине. Насколько УМ готов «закрыть» мажоритарные округа на Днепропетровщине?

– В партии достаточно много активных членов, которые среди людей пользуются заслуженным авторитетом и уважением. Поэтому у меня нет сомнений, что в Днепропетровской области мы выдвинем своих кандидатов по всем округам.

«Україна Майбутнього» вообще будет активно участвовать в выборах, так как мы видим поддержку со стороны людей. Мы стараемся выполнять свои обещания, и делать конкретные дела, из–за чего удается не только сохранить своих симпатиков, но и привлекать новых сторонников.

Много людей к нам приходят и спрашивают: «Чем вам помочь? В чем мы можем поучаствовать?» И мы предоставляем им возможность себя проявить в разных программах. Сейчас, например, мы создаем экспертные советы, в которые привлекаем экономистов, гуманитариев для того, чтобы разрабатывать программы развития города, области, различных направлений на всеукраинском уровне.

Недавно мы приняли новую либеральную программу партии, главной задачей которой является содействие всестороннему развитию общества и уменьшение роли государства – чтобы оно не давило на конкретного гражданина, а давало возможность ему максимально раскрыть себя и реализовать все свои способности. Мы прописали свою программу по всем сферам: по экономике, налогообложению, гуманитарному направлению, духовности… Все они, на наш взгляд, должны развиваться в свободных, либеральных условиях.

Были ли какие-то недоработки, просчеты у «України Майбутнього» на последних местных выборах, которые вы учтете на выборах парламентских?

– Местные выборы мы провели за достаточно короткий срок. Законодательство разрешило участвовать в кампании партиям, созданным менее года назад, буквально накануне выборов. И надо было принимать решение об участии в течение дня и моментально разворачивать штабы и остальную инфраструктуру. Всего учесть было невозможно…

Позже нами был проведен глубокий анализ допущенных ошибок, недочетов и недоделок, мы заслушали всех членов избирательных комиссий и выяснили те факторы, которые работали против нас. Впрочем, во многом они повторятся на следующих выборах  – прежде всего низкая явка избирателей.

Но «палки в колеса» вставляла и власть – это специфическое формирование избирательных комиссий, задействование админресурса, недопуск неугодных к регистрации… Как «Україна Майбутнього» намерена противостоять этим механизмам в 2012 году?

– Наше главное оружие – доскональное знание закона. Так сложилось, что у нас много юристов. Мы изучаем все возможности использования властью административного ресурса и стараемся ему противодействовать с помощью законодательных норм, которые, впрочем, сами недоскональные. Например, если проанализировать вывешенный на сайте Минюста законопроект «О выборах Верховной Рады Украины», который уже направили в Венецианскую комиссию, то в нем четко регламентированы документы, которые должен подать кандидат по мажоритарному округу для своей регистрации. И написаны основания для отказа в регистрации кандидата, в том числе «если при подаче документов нарушено законодательство Украины». Это расплывчатая формулировка. Например, можно написать «Жовтневого р-на» вместо «Жовтневого района», и это посчитают нарушением, на основании которого человека не допустят на выборы. Либо в протоколе о выдвижении кандидата не хватает какой–то запятой… Есть четкая направленность законопроекта на недопущение кандидатов к регистрации.

После регистрации даже за подкуп избирателей нет нормы снятия кандидата с выборов, то есть округ можно гречкой засевать, и это не будет основанием для снятия. Таким образом зарегистрироваться трудно, но если тебя все же допустили к кампании, ты дальше можешь вести ее любыми методами, что позволяет использовать различные технологии, в том числе – грязные.

Выборы будут очень трудными, борьба серьезной, но мы  основательно подготовимся на основании закона, который примет Верховная Рада.

И если власть действительно хочет быть открытой и честной, сразу после принятия закона она должна определить границы округов, потому что кандидатам не от власти, не знающим этих границ заранее, невозможно будет написать конкретную программу для конкретной территории…

(Фото – ИА "Мост-Днепр")

Підписуйтесь на наш телеграмм

Поділитися: