Призрачный аппарат

25 червень 2011 о 12:37 - 1760

Несмотря на то, что в этом году смета расходов Верховной Рады, впервые, стала доступной для ознакомления на парламентском интернет-сайте, схемы расходования государственных средств и распоряжения госсобственностью Аппаратом ВРУ не стали более прозрачными.

В Аппарате продолжают игнорировать информационные запросы, касающиеся расходования бюджетных средств. А на заседание парламентского комитета по вопросам регламента, депутатской этики и обеспечения деятельности ВРУ, где рассматривался отчет Управления делами Аппарата о выполнении сметы расходов Верховной Рады за 2010 год, журналист допущен не был: члены комитета проголосовали против его присутствия на заседании.

20 апреля текущего года народные депутаты отказались и от идеи создания рабочей группы, которая осуществила бы проверку финансовой и хоздеятельности предприятий и использования имущества Управделами Аппарата Верховной Рады.

«Я инициировал создание при комитете рабочей группы, которая имела бы полномочия привлечь специалистов, чтобы проанализировать целесообразность использования средств Аппаратом ВР. Но большинство в Комитете, которое контролируется Партией регионов, даже не включило этот проект решения в повестку заседания», – заявил председатель подкомитета по вопросам обеспечения деятельности Верховной Рады нардеп Василий Кравчук (БЮТ).

Разбухающая пустота

То, что народные депутаты и руководство парламента не имеют собственного бюджета и не могут распоряжаться бюджетными деньгами – непреложная истина. Распорядитель бюджетных средств, выделяемых на финансирование всех возможных форм парламентской активности – Аппарат Верховной Рады. И основная доля государственных средств из бюджета «на Верховную Раду» используется для обеспечения функционирования его сотрудников и сотрудников подчиненных госпредприятий.

С 2004 года размер парламентского бюджета колебался вокруг суммы 700 млн грн. Лишь в 2008 году рекорд был побит – Аппарат получил более 800 млн. гривен. После этого был спад, а с 2010 года – снова рост. В текущем году Аппарат ВР освоит около 850 млн грн.

При этом, на что именно тратятся деньги даже из сметы расходов Аппарата и отчета о ее выполнении понять довольно сложно. Например, «обслуживание деятельности Верховной Рады» – бюджетная программа, в рамках которой финансируются расходы предприятий Аппарата – автобазы, управления админзданиями, парламентских столовых и предприятий, обслуживающих жилые дома депутатов и парламентских чиновников. Интересно, что среди них нет стройкомбината Рады, а парламентские санатории «Дюльбер» и «Нижняя Ореанда» финансируются по другой бюджетной программе. Хотя со стройкомбинатом все прозаичнее – он получает деньги из бюджета управления админзданиями, каждый год производя ремонты и реконструкции в парламентских зданиях и строениях. В 2011 году это около 37 млн гривен + 20 млн гривен – на строительство парламентского жилья. Кроме этого, там не брезгуют частными заказами, о чем речь пойдет ниже.

Аппарат Верховной Рады склонен перераспределять бюджетные средства для повышения доходности своих предприятий, «снимая» их со статей расходов народных депутатов: в прошлом году, за уменьшения расходов на информационно-аналитическое и организационное обеспечение, автобаза ВР закупила новые автомобили и запчасти на сумму около 4,6 млн гривен. Характерно, что автобаза передает часть автомобилей, находящихся у нее на балансе, в аренду физическим и юридическим лицам и получает прибыль, размер которой, правда, не обнародуется.

Как, собственно, и данные о финансовом состоянии госпредприятия «Гостиничный комплекс «Киев», доход которого, только за счет проживания в нем народных депутатов, в прошлом году составил 19,5 млн гривен.

Парламентский стройкомбинат: работая на себя

Несмотря на применение наиболее успешных технологий строительства и реконструкции, парламентские здания ежегодно нуждаются в ремонте. Причем, частные компании на условиях тендера сюда привлекаются редко – в основном, здесь действует правило закупки «с одним участником» и этот участник – Строительный комбинат Управделами Аппарата Верховной Рады Украины.

Под конец прошлого года стройкомбинату удалось пополнить доходную часть почти на 13 млн гривен: крыши ряда админзданий, неожиданно, оказались аварийными и им понадобился капитальный ремонт. Интересно, что ремонт и «строительно-монтажные работы» в зданиях парламента осуществлялись еще весной 2010 года, и, похоже, чиновники Аппарата надеялись на доброту Кабмина, который распределяет бюджетные средства.

Стройкомбинат Управделами ВРУ выполняет не только государственные, но частные заказы на строительство. Один из наиболее известных объектов, построенных ним – жилой комплекс «Брест-Литовский» в селе Чайки Киевской области, заказчиком которого выступило ООО «Екоінвестбуд», основным владельцем которого является киевский бизнесмен Виктор Братына. Между тем, по словам жителей комплекса, тот не был подключен к городскому водопроводу. А его дочернее предприятие – ООО «Екожитлосервіс» выступает ответчиком по ряду жалоб от покупателей квартир, которые обвиняют ООО в отсутствии лицензии на предоставление жилищно-коммунальных услуг.

Дорогой отдых

В текущем году санаторный комплекс «Дюльбер» и санаторий «Нижняя Ореанда» Управления делами Аппарата Верховной Рады освоят 76,759 млн гривен. Это более чем в 10 раз (!) больше, относительно прошлого года.

Ответ на вопрос «Как будут расходоваться эти деньги?» лежит гораздо глубже, чем если бы он касался других предприятий Аппарата. Данные о прибыли «Дюльбера» и «Нижней Ореанды» предсказуемо не обнародуются, хотя о финансовом состоянии этих предприятий говорит минимальная цена за номер в санаториях – 1.500 грн./сутки и дефицит свободных мест в мае-сентябре. Дело в том, что государство долгое время использовало только часть территории и имущественного комплекса «Дюльбера»: 29 сентября 2000 года Управделами ВРУ передало часть корпусов «Дюльбера» на общую сумму более 5,256 млн. гривен ЗАО «Лаванда и Ко», а 22 мая 2002 года – ЗАО «Дюльбер-2». Основным владельцем этих предприятий, через кипрские оффшоры, Международную агропромышленную корпорацию и корпорацию «Агротех», является Владимир Бортник – депутат трех созывов и достаточно известная фигура в 90-е годы прошлого века.

Владимир Бортник – долгое время руководил госконцерном «Украгротехсервис», управлявшим после ликвидации колхозов имуществом механико-технических станций (МТС) и заводами по производству сельхозтехники и оборудования.

В 1994 году «Украгротехсервис» закупил у учрежденной нынешним гендиректором корпорации «ЕДАПС» Юрием Сидоренко компании «Гленкур Интернешнл СА» 500 тыс. тонн бензина и дизельного топлива для нужд посевной. Правда, топливо на склады концерна так и не поступило, а 12 мая 1994 года на господина Бортника было совершено покушение – он был расстрелян в упор из автоматического оружия, чудом выжил, но остался инвалидом.

Партнерами по бизнесу и политической деятельности Владимира Бортника долгое время были экс-премьер-министр Ефим Звягильский и одиозный советник Леонида Кучмы Александр Волков. По­этому не­удивительно, что до последнего времени его структурам удавалось получать прибыль от продажи номеров в большинстве корпусов «Дюльбера», имея в штате всего 16 человек. Если народный депутат решал поселиться в корпусе, управляемом структурами Бортника, то бюджетные средства, выделяемые на отдых депутата, поступали на счет «Лаванда и Ко», а затем – ЗАО «Дюльбер-2». Кроме этого, «Дюльбер-2» зарабатывал на аренде и организации экскурсий.

В то же время, официально, структуры Бортника зарабатывали очень мало, а после 2004 года вообще начали работать в убыток. Что не могло не обратить на себя внимание прокуратуры Ялты и Государственной налоговой администрации. В конце 2007 года Верховный суд признал договор о передаче имущественного комплекса «Дюльбер» ЗАО «Дюльбер-2» недействительным. Но это не означает, что государство получило полный контроль над имущественным комплексом «Дюльбера»:

ЗАО «Дюльбер-2» проходит процедуру банкротства, и его кредиторы предъявляют иски к Фонду госимущества, который владел частью акций ЗАО.

Поділитися: