Из всех искусств, для нас важнейшим является кино!

20 червень 2011 о 10:45 - 2662

Привить человеку дурные вкусы совсем не сложно, поэтому кинотеатры и теле­экраны заполнены фильмами, которые редко заставляют думать. Но даже хорошие художественные фильмы не могут быть настолько информативными, как фильмы документальные. К сожалению, в кинотеатрах их не показывают, а телевидение переполнено весьма противоречивыми документальными проектами, многие из которых напоминают «жёлтую прессу». Поэтому хотелось бы познакомить читателя с миром другого кино. Попрошу рассматривать упоминание всех нижеперечисленных работ не в качестве рекламы, а в качестве аннотации. Поскольку наша рубрика называется «экологист», то и обзор киноработ у нас будет соответствующий.

Говоря об экологическом кинематографе, невозможно обойти стороной просветительские и эстетические фильмы о природе. Ещё в советские времена огромной популярностью пользовалась телепередача «В мире животных» с Н. Дроздовым и В. Песковым, где часто демонстрировались не только замечательные отечественные фильмы, но и зарубежные. Впоследствии вне этой передачи с огромным успехом прошли в Советском Союзе фильмы британского режиссера и сценариста Дэвида Аттенборо «Жизнь на Земле» и «Живая планета».

Сейчас Д. Аттенборо 85 лет и за свою карьеру он снял десятки фильмов о природе. Особенно хотелось бы порекомендовать к просмотру такие его работы как «Тайная жизнь растений», «Жизнь в микромире», «Жизнь млекопитающих». Фильмы Д. Аттенборо замечательны тем, что их можно пересматривать по нескольку раз, настолько удивительными и информативными они являются. К сожалению, сугубо экологические фильмы британского натуралиста «Состояние планеты» и «Вся правда об изменении климата» не переведены ни на украинский, ни на русский языки.

Настоящим переворотом в эстетическом кинематографе о природе стали работы группы французских кинематографистов под руководством режиссёра Жака Перрена. В фильме «Микрокосмос» продемонстрирована жизнь обычных насекомых в своём маленьком мире. В этой работе фактически отсутствует комментарий. По большому счёту в них нет нужды. Также совсем не значительными являются комментарии в другой работе Ж. Перрена «Птицы» (другое название «Народ, который мигрирует»). Но это уникальная по красоте картина с превосходными панорамными съёмками, с ощущением свободы и полёта. Такой фильм желательно смотреть на широком экране. Последняя работа этой съёмочной группы «Океаны» рассказывает о жителях водной стихии, и здесь Ж. Перрен напрямую коснулся в своих комментариях экологической проблематики. Все три фильма имеют очень хорошее музыкальное сопровождение.

Ярчайшим примером эстетического документального кино является фильм «Барака» американского режиссёра Рона Фрике. Это фильм о нашей планете и о людях её населяющих, без единого комментария. Картину нужно не просто смотреть, её следует созерцать и постигать, всматриваясь в изображение и вслушиваясь в музыку, её сопровождающую.

Теперь перейдём к фильмам, которые имеют сугубо экологическую и зоозащитную направленность. Прогноз последствий для планеты, если глобальная температура будет повышаться на 1-60С, отображён в фильме «Шесть градусов» режиссёра Кристин Джеймсон Хенри (США). Другим фильмом, рассказывающим о глобальных изменениях климата, является работа американского режиссёра Дэвиса Гугенхайма «Неудобная правда», которая представляет собой видеолекцию бывшего вице-президента США Альберта Гора, который ушёл из политики и занялся общественной экологической деятельностью. Одним из самых грандиозных фильмов на экологическую тематику является работа известного французского режиссёра Люка Бессона «Домсвидание с планетой». Фильм имеет прекрасные панорамные съёмки и снабжён весьма подробным комментарием, хотя и не лишен нескольких оплошностей в тексте, которые, вероятно, связаны с ошибками перевода.

Все три вышеуказанных фильма в целом неплохо описывают процессы, происходящие на планете, и акцентируют внимание на причинах, однако они не в полной мере раскрывают индивидуальные ментальные причины экологического кризиса, а в качестве выводов грешат технологическим подходом в решении экологических проблем. Поэтому в дополнение к этим работам следует посмотреть короткометражный фильм «История вещей» Луиса Фокса (США). Эта прекрасная и забавная работа, что называется, на пальцах раскрывает сущность современной системы потребления, навязываемой корпорациями. Особенно порекомендовал бы этот фильм к просмотру в школе. А более взрослой аудитории не помешало бы увидеть киноработу американца Пола Григнона «Деньгипирамида долгов». И хотя на первый взгляд фильм рассказывает о патологии современной экономики и финансов, это кино имеет прямое отношение к экологической проблеме, поскольку она не разделима с глобальной экономикой.

Среди фильмов зоозащитного содержания последней, самой скандальной, работой стал фильм «Бухта». Режиссёр Луи Психойос (США) провёл настоящее журналистское расследование о том, каким образом в Японии происходит массовое уничтожение дельфинов. Фильм очень тяжело ударил по имиджу Японии, которая и так находится под огнём критики из-за промысла китов, запрещённого международным сообществом. Снятый незадолго до аварии на АЭС «Фукушима-1» фильм показывает, насколько отчуждённым от природы стало техноутопическое японское общество.

Нельзя забыть о работе американского режиссёра Шона Монсона «Земляне». Это фильм об эксплуатации животных человеком, начиная от сельского хозяйства и заканчивая опытами на животных, о моральных и экологических последствиях этой эксплуатации. И хотя в фильме есть несколько противоречивых утверждений, работа эта чрезвычайно сильная, драматичная. Правда, вряд ли её стоит смотреть маленьким детям и беременным женщинам. Но молодым, взрослым и пожилым не стоит закрывать глаза на поднятую в фильме проблему и делать вид, что ничего не происходит, что все мы в этом якобы не участвуем.

Ну и, наконец, во всём этом калейдоскопе зарубежного кино нельзя не упомянуть отечественных документалистов. Если с художественным кинематографом у нас в стране дела складываются не лучшим образом, то документальное продолжает прогрессировать. Из экологических фильмов в первую очередь хотелось бы отметить работу харьковского природоохранника Валерия Ловчиновского «Куда уехал лес (ниже — кадр из фильма). Это замечательная картина о коррумпированности современного лесного хозяйства на примере Харьковской области, и о приоритете денег над природой.

Разумеется, в одной публикации невозможно описать всю экологическую фильмотеку, но надеюсь, что вышеупомянутые картины подогреют ваш интерес к проблеме и, что самое главное, подтолкнут к действиям по мере возможностей.

Отзывы на статью можно прислать на ecologist@ukr.net

Поділитися: