Трамвайный беспредел

27 травня 2011 о 13:23 - 1838

Олена ГарагуцОлена Гарагуц


«Заяц», жаренный по-днепропетровски

Я едва втиснулся в переполненный людьми трамвай 15-го маршрута, отправившийся от железнодорожного вокзала. Одной рукой, сжимавшей приготовленную для оплаты проезда пятигривневую купюру, держался за поручень сидения. В другой – пакеты с продуктами. «Ваш билет», – услышал за спиной, когда трамвай приблизился ко второй остановке маршрута «Автовокзал». Не оборачиваясь, тут же протянул 5 гривен, но вместо талончика и сдачи получил обвинение в безбилетном проезде и предложение оплатить штраф.  Разумеется, я пытался доказать ревизорам, а таковыми оказались двое мужчин средних лет, абсурдность данного утверждения (потенциальный «заяц» вряд ли станет держать деньги в руке), однако мои аргументы упирались в бескомпромиссное: «Кондуктор мимо вас прошла».

«Охотники» ретировались

Поняв, что штраф я платить не намерен, ревизоры предложили мне покинуть вместе с ними вагон. Я же предложил перенести «разбор полетов» в находящийся на остановке «Улица Давыдова» диспетчерский пункт. В ответ визави угрожали продолжить диалог в милиции, куда меня непременно препроводят за неповиновение. «Пусть так», – согласился, да только вместо отделения оказался на остановке «Пр-т Калинина», куда ревизоры, схватив меня за руки, выволокли из трамвая силой.

Я набрал 102. Услышав из разговора с инспектором мой профессионально-обществен­ный статус и то, что я вызываю наряд милиции, один из ревизоров тут же стал инкриминировать мне «битье» своего мобильного телефона (раскуроченный аппарат он достал из кармана куртки), а второй – демонстрировать на руке синяк, который я ему, якобы, успел поставить, оказывая злостное неповиновение. Когда же я стал излагать эти действия контролеров инспектору, стражи платного проезда молниеносно ретировались, вскочив во встречный трамвай…

С больной головы – на здоровую

Прокомментировать ситуацию я предложил руководителю ГКП «Днепропетровский электротранспорт» В. М. Легкому. «Контролеры действовали в соответствии с нормативными документами, – считает он. – Высадив вас на остановке «Проспект Калинина», поскольку вы отказались (!) заплатить штраф, они прекратили предоставление услуги по перевозке. У предприятия нет достаточных оснований для привлечения их к ответственности в соответствии с законодательством, поскольку утверждаемое вами грубое поведение контролеров – это оценочный критерий, а они поясняют, что вели себя в соответствии с Правилами…»

Руководитель наверняка имеет в виду «Правила пользования трамваями и троллейбусами в городах Украины», утвержденные приказом Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ №329 от 9.10.2006 г. Во всяком случае, именно на этот документ он неоднократно ссылается в официальном ответе, информируя заявителя о том, как должен вести себя пассажир гортранспорта. Таким образом, руководствуясь логикой Владимира Михайловича, инициатором беспредела подчиненных ему должностных лиц являются не они, а… солидный орган исполнительной госвласти.

А коли так, то мое знакомство с должностными инструкциями кондуктора и контролера, о чем я письменно просил директора ГКП, просто неуместно. Не взирая на то, что такое право гарантирует действующее законодательство Украины о свободном доступе к информации.

Молодец против овец…

В отличие от комментария Легкого, наш – менее прозаичен. И сводится к тому, что в днепропетровском  электротранспорте действуют … криминальные дуэты, разводящие потенциальных «зайчишек» на деньги. Войдя на отправной остановке, ревизоры выбирают потенциальную жертву и указывают на нее кондуктору. Та умышленно не обилечивает ее, что в сутолоке вовсе нетрудно.

Затем наступает ревизоров черед. Если пассажир сдался сразу, «навар» минимальный – официальный штраф. Если же «зайчишка» с характером, то его выволакивают на ближайшую остановку и начинают прессовать, запугивая заготовленной заранее разбитой «мобилкой», синяками, порванной верхней одеждой и тому подобным физическим и материальным ущербом. В этом случае куш может равняться сотне-другой гривен. Иначе чем объяснить отрепетированные ревизорами роли и наличие реквизита в ходе безукоризненно разыгранной передо мной мизансцены?

Косвенным подтверждением является следующий факт: 23 марта около 17:00 кондуктора отправившегося от железнодорожного вокзала трамвая 15-го маршрута (вагон № 1316) мне пришлось в прямом смысле слова хватать за рукав, чтобы она соизволила взять деньги за проезд. При этом я сидел, демонстративно держа гривну.

Зри в корень!

Предпосылки данного конфликта – в пренебрежительном отношении к пассажирам руководства ГКП «Днепропетровский электротранспорт». Это проявляется, например, в графике движения: в час пик (с 18 до 19) от вокзала по 15-му маршруту следует лишь каждый третий трамвай, остальные два – съезжают в депо. В итоге уже на отправной точке маршрута салон основательно набивается. Достать деньги для оплаты стоячим уже непросто.

Что же предпринять для избежания подобных конфликтов? Рецептов, по нашему разумению, два. Первый – вернуться к практике выявления безбилетных не в салоне электротранспорта, а на остановках, то есть при выходе пассажиров. В этом случае факт безбилетного проезда проявится однозначно, причем при свидетелях, если о таковых побеспокоиться заранее, равно как и о фиксации происходящего на видеокамеру. Попутно отпадет необходимость применять в отношении «зайцев» физическую силу, выволакивая их из салона. Да и выручка кондуктора повысится минимум процента на 2-3, поскольку пассажиры уже не будут одаривать их талонами при выходе для повторной продажи.

Недавно в Одессе проехал в троллейбусе 11-го маршрута. Кондуктора в нем не было. Билеты пассажиры приобретали у водителя, покидая салон через переднюю дверь. Лишь после этого открывались две другие двери троллейбуса для входа новых пассажиров.

Второй рецепт – избавить подавляющую часть пассажиров от общения с кондуктором. Понятно, что реанимировать для этого действующую в столице талонную систему оплаты проезда днепропетровским трамвайщикам вряд ли целесообразно. Покупать же месячные проездные вряд ли выгодно в финансовом плане основной массе пассажиров, пользующихся трамваем одного маршрута. Поэтому необходим компромисс. Он сводится к выпуску проездного билета на конкретный трамвайный маршрут стоимостью гораздо ниже универсального. В идеале она не должна превышать суммы равной оплате проезда в режиме «туда-обратно», умноженной на количество рабочих дней месяца. Выгода трамвайщикам очевидна: они получают деньги авансом. Да и пассажир не в накладе, поскольку может пользоваться трамваем по выходным дням. А это – минимум 8-10 бесплатных поездок в месяц.

Впрочем, у руководства ГКП «Днепропетровский электротранспорт», городской власти, которой подчинено это предприятие, на изложенную проблему вполне может быть иная точка зрения. Равно как и у рядовых пассажиров, особенно тех, кому пришлось оказаться в «шкуре» невольного «зайца».

Підписуйтесь на наш телеграмм

Поділитися: