Госрегистрация земли «по-днепропетровски»

04 травня 2011 о 09:39 - 2757

Олена ГарагуцОлена Гарагуц


Ранее "ЛИЦА" писали уже о том, что госрегистрация земли в области застопорилась на два месяца. В результате чего, остановилась выдача государственных актов на землю и договоров аренды земли, тем самым были нарушены права граждан и юридических лиц, а бюджеты местных советов недополучили значительные средства от платы за землю.

О причинах и выходе из этого затянувшегося кризиса мы решили ещё раз расспросить Евгения Бачева, почётного землеустроителя  Украины,  который  14 лет проработал начальником управления земельных ресурсов г. Днепро­петровска.

– Евгений Юрьевич, прошу напомнить нашим читателям о причинах задержки почти на три месяца на Днепропетровщине госрегистрации земельных участков и прав на них.

– Полтора  года  назад,  в  сентябре 2009 года, Кабмин принял постановление, в соответствии с которым полномочия по государственной регистрации земельных участков, госактов на землю и договоров аренды земли с 1 января 2011 года перешли от ГП «Центр государственного земельного кадастра» к органам Госкомзема на местах, которые отныне должны вести поземельные и регистрационные книги. За кадастровым центром, по новой процедуре, осталась функция проверки и внесения данных о земельных участках и прав на них в государственный земельный кадастр.

К сожалению, ни Главное управление Гос­комзема в Днепропетровской области, ни региональный филиал ГП «Центр государственного земельного кадастра» не подготовились к этому, хотя времени было достаточно.

– Но Вы в прошлый раз говорили, что Госкомзем Украины вовремя не направил в регионы компьютерную программу по внесению данных в кадастр, не проводил учёбу по регистрации со специа­листами, т.е. есть вина в сложившейся ситуации и Госкомзема Украины.

– Вы совершено правы. Но я говорил, что можно и нужно было на областном уровне найти выход из этого положения. Например, вручную вести Поземельные и Регистрационные книги, а для проверки и внесения информации в государственный земельный кадастр временно использовать старый обменный файл IN4. После получения новой программы можно было бы проконвертировать внесённую в кадастр информацию. Это не трудно было сделать. Насколько я знаю, г. Киев и Донецкая область пошли по этому пути, возможно и другие регионы тоже. Лет десять назад и у нас была аналогичная ситуация, возможно и хуже, однако управление земельных ресурсов г. Днепропетровска при тесном сотрудничестве и взаимодействии с городским Центром ГЗК на­шли выход, и заявители даже не заметили, что были проблемы.

– Евгений Юрьевич, скажите, каким образом задержка госрегистрации и выдачи государственных актов на землю и договоров аренды земли приводит к недопоступлению в бюджеты?

– В соответствии с Налоговым кодексом, обязанность оплаты налога на землю и арендной платы наступает с момента государственной регистрации госакта или договора аренды земли. Вы представляете, сколько правоустанавливающих документов на землю не было зарегистрировано за три месяца? Их тысячи. А сколько денег не поступило в местные бюджеты? Миллионы. Особенно в областном центре, где ожидали и ожидают государственной регистрации десятки дополнительных соглашений к договорам аренды, по которым арендная плата увеличена в три раза!

– В конце марта, наконец, новая программа по формированию нового обменного файла в наш регион поступила и есть возможность осуществления быстрой и качественной государственной регистрации земельных участков, госактов на землю и договоров аренды земли. Почему процесс идёт так медленно? Что ещё мешает?

– Для того, чтобы госрегистрация в нашей области вошла в нормальное русло необходимо, во-первых – желание руководителей Главного управления Госкомзема в области и регионального филиала ГП «Центр государственного земельного кадастра», во-вторых – умение, т. е. профессионализм и опыт работы в землеустройстве или в ведении земельного кадастра. Но, к сожалению, нет ни того, ни другого.

И такая ситуация, по моему мнению, им даже выгодна. Создано «узкое место», возник ажиотаж, придуманы новые виды работ и услуг, в несколько раз поднялись цены. Кроме того, привлечена частная фирма «Нью Стар», которая якобы единственная (?) в области может формировать новый обменный файл, и в добровольно-принудительном порядке стали направляться  землеустроительные  организации к ней для получения дорогостоящих информационно-консультативных услуг. Таким образом, значительно усложнилась процедура, а фактическая стоимость всего комплекса работ и услуг по регистрации земельных участков, госактов и договоров аренды земли, по проверке и внесению информации в государственный земельный кадастр увеличилась почти в десять раз, по сравнению с нормативными размерами оплаты земельно-кадастровых работ и услуг, утверждённых приказом Госкомзема, Минфина, Минэкономики Украины (табл. 6.1). Если по нормативным расценкам комплекс работ для граждан стоит 150-200 грн., то «по-днепропетровским» – минимум 1.300 грн. Это официальные проплаты, а какой размер, можно предположить, неофициальных проплат!

– Но это же коррупция! Почему правоохранительные органы не принимают никаких мер?

– Этот вопрос, лучше адресовать им. Я тоже считаю, что это огромный пласт для работы правоохранительных органов, тем более, что у нас в стране началась серьёзная борьба с коррупцией.

Підписуйтесь на наш телеграмм

Поділитися: