Кому идут маршрутные откаты

28 квітня 2011 о 13:16 - 2610

Олена ГарагуцОлена Гарагуц


Всего в городе по маршрутам ходят около 1.500 машин. В 2010 году происходило сокращение маршрутных такси – из пользования изъяли тысячу. Причина проста: машины ломались, а денег на ремонт не было. В этом году проблему решили проще – увеличили цены на проезд. Но как-то мало верится, что при таком количестве пассажиров денег действительно не хватает. «Деньги за стоячих остаются водителям!» – скажете вы. Но так ли это?

Причина, почему пассажиры лезут друг другу на голову, более чем очевидна: всем хочется как можно быстрее доехать до пункта назначения. С водителем сложнее. Набрав пассажиров больше, чем количество сидений, он рискует быть оштрафованным бдительным ГАИ. После разговора непосредственно с водителем, работа­ющим на одном из днепропетровских маршрутов, выяснилось, что действительность разнится с бытующим мнением: «левые» в карман не кладутся, да и ГАИ маршрутчики особо не боятся. Если последнее ни для кого не является открытием, то первое немного удивило.

Оказывается, дело в том, что в «гараж» (работодателю) сдаются деньги как за стоячие, так и за сидячие места, т. е. не взяв максимальное количество пассажиров, водитель рискует не выполнить план. Кроме суммы, которую водитель сдает  в гараж (она для каждого маршрута индивидуальна), он еще должен оплатить бензин (250-300 грн.). Перевозчик проверяет максимально возможную прибыль просто: где-то раз в месяц в машину на день подсаживается человек, который и считает, сколько денег «насобирается». Официальная заработная плата за день у маршрутчиков в большинстве случаев составляет 250 грн., что, впрочем, сумма для такой работы не особо большая. Так что еще денег хочется. Вот и получается, что пассажиры едут, как шпроты в консервной банке.

К слову, на оживленных маршрутах «левые» можно получать довольно неплохие, так что непонятно, отчего некоторые водители стараются не брать даже льготную категорию. Между тем, во Львове, например, не только инвалиды и ветераны, но и студенты пользуются привилегиями. В нашем городе была попытка ввести на некоторых маршрутах льготы для детей из малообеспеченных семей, но долго такая акция не просуществовала. О бесплатном проезде для днепрпетровских студентов даже и мечтать не приходится.

КСТАТИ
По  данным  ГУ  статис­тики,  за  3  месяца  текущего  года  днепропетровские  маршрутки перевезли 141,1 млн пассажиров – на 8% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
Электротранспортом же горожане  воспользовались 51 миллион раз: рост составил 10,4% .

Крупных обслуживающих парков в городе всего три, практически все остальные – частники. Владельцы, желающие поставить машину на маршрут, вносят определенную сумму за его аренду, которая составляет от одной до двух тысяч гривен. Далее для частной машины либо нанимается водитель, который работает по уже известной схеме «план+бензин+зарплата», либо садится за руль сам владелец, оплачивая только бензин. Но сами водят редко, потому что человек, арендующий маршрут, чаще всего имеет не одну машину.
К слову, не стоит верить рассказам о том, как кто-то из ваших знакомых ехал с пьяным водителем. Такое практически невозможно. Каждое утро водитель проходит тест на алкогольное опьянение и общее самочувствие у врача, а машину осматривает механик, чтобы избежать возможности аварии из-за поломки.

Что касается опасности быть остановленным ГАИ, тут все еще проще: каждая машина отдает в день определенную сумму, чтобы получить молчаливое одобрение на провоз «сто­ячих». Где-то она составляет 30 грн., где -то – 40 – на разных маршрутах сумма разная. Тут уже, что называется, кто как договорится. Кому идут эти деньги, водитель сказать не может. Но это касается только провоза стоячих, и не снимает ответственности за остановки в неположенном месте, штраф за которые – 260 грн. «Если поймают – обязательно оштрафуют», – утверждает водитель.

Безнаказанность за переполненные  маршрутки действительна не везде: в близком нам Днепродзержинске водители рискуют забивать машины только днем, так как в это время суток посты ГАИ мало дежурят по городу, ночью же на стоячие места не берут – боятся.

У нас же, как говорится, «что есть, то есть».  Люди, пользующиеся общественным транспортом, прекрасно понимают, что не забивай водитель машину до отказа – уехать в час пик тем, кто не живет возле конечных остановок, было бы весьма сложно, а то и вовсе возможным не представлялось бы. Конечно, можно рассматривать как выход закупку крупных автобусов, которые и так уже медленно, но верно начинают ездить по дорогам нашего города. Но пока их количество ничтожно мало, пассажиры будут экономить свое время, набивая маршрутку до упора, а водитель будет получать за это дополнительные деньги. Наверное, сейчас это единственный возможный вариант. Правильно ли это – уже совершенно другой вопрос.

И еще: если чистый ежедневный доход водителя с ведома и по согласованию с владельцами маршрутов превышает 250 гривен, то это позволяет судить об уровне доходов самих предприятий в целом. Если перевозчики в состоянии откатывать огромные суммы контролирующим органам (1.500 машин по 30 грн. = 1,35 миллиона грн. в месяц) – то сколько «левака» остается в черной кассе? И на этом фоне разговоры о необходимости повышения стоимости проезда до 4 -5 грн. выглядят, по меньшей мере, сомнительно.

Підписуйтесь на наш телеграмм

Поділитися: