Город остается одним из самых замусоренных в стране. Только по официальной информации, в Днепропетровске около 400 тысяч тонн мусора в год вывозится на стихийные свалки, тем самым создается угроза загрязнения грунтовых вод.
Борьбу с мусором начнем с площадок
В Днепропетровске будут созданы специальные площадки для негабаритного мусора. Об этом, отвечая на вопрос корреспондента газеты «Лица», рассказал начальник управления окружающей и природной среды горсовета Олег Семенко. «С этого года мы идем по пути разделения мусора на 2 вида – сухой и мокрый. В сухой будет попадать также и негабаритный мусор. Эта проблема актуальна на сегодняшний день, и мы ее будем решать техническими методами – от закупки транспорта до выделения специальных площадок в плотной жилой застройке. Начнем со спальных районов», – сказал он.
Первый вице-мэр Игорь Цыркин пообещал «Лицам», что к концу 2011 года построит новый мусорный полигон. На сегодняшний день мусор из Днепропетровска вывозится на полигон в Кулебовку (местные жители говорят, что вследствие этого данный район Новомосковска утопает в мусоре) и на мусоросжигательный завод. Напомним, оба этих объекта находятся в собственности предприятия «Экология Украина». «В планах Днепропетровского горсовета – строительство муниципального полигона, ТБО «Правобережный», который расположится в балке Птичья в районе Краснополья, и сортировочного комплекса. Для воплощения этих планов в жизнь необходимо порядка 300 млн грн.», – отметил Игорь Цыркин.
По словам чиновника, полигон будет обслуживать правый берег Днепропетровска, Днепродзержинск и правобережную часть Днепропетровского района.
КОММЕНТАРИЙ:
Наталья Михайличенко, финансовый директор компании «Гринко»:
– Учитывая стоимость топлива, расходы на запчасти и выплату зарплаты сотрудникам мусороперевозных компаний и экологическую составляющую, построить еще один мусорный полигон на правом берегу Днепра – решение абсолютно правильное.
Сегодня мы работаем по тарифам 2008 года, и стоимость топлива заложена на отметке 4.2, а сейчас же его цена – 9.50. То есть необходимо повышать тарифы на оказание услуг. К тому же люди фактически не платят за вывоз мусора. Сегодня задолженность граждан перед «Гринко» составляет около 15 млн гривен. А работать себе в убыток никто не хочет. Грубо говоря, полгода мы обслуживали город бесплатно!
Сейчас перевозчики мусора надеются, что городские власти подключатся к работе с населением. Этот пункт есть в новом договоре. Если люди не платят за оказанные услуги, значит, нужно разработать систему штрафов.
К насущным проблемам перевозчиков относится также и никудышнее оборудование контейнерных площадок. Например, в некоторых районах города они стоят в неудобных для подъезда машин местах. А балансодержатели (ЖЭКи) не спешат переоборудовать площадки. Мы теряем время, сбиваются графики, постоянно ломаются машины. Может это мелочи, но из мелочей состоит наша жизнь!
Борьбой со стихийными свалками в Днепропетровске займутся…
Сегодня в городе насчитывается 65 крупных стихийных свалок, которые в основном образовываются в балках. Фактически все балки завалены мусором, который «серые» перевозчики, не имеющие договоров с полигоном ТБО, сваливают туда годами.
Как городские власти думают бороться с этими экологически опасными местами? «Сейчас мы задействовали лабораторию, которая берет экспресс-анализы грунта, – говорит Олег Семенко. – Когда просохнет, планируем ряд рейдов в эти балки с привлечением ученых. Там происходит не только загрязнение почвенных вод. Там же и большая опасность возникновения оползней».
Если верить заявлениям чиновников, к борьбе со стихийными свалками горсовет будет привлекать общественные организации и милицию.
Перевозчики бывают разные: серые, белые, красные?
Еще одна серьезная проблема – «серые перевозчики». Кое-кто из горожан, руководствуясь не вполне понятными мотивами, заключают договора с коммерческими организациями, представляющими собой мусороперевозчиков де-факто, но не де-юре – действующих без лицензии. При этом нередко эти «серые» выбрасывают мусор тупо в контейнеры официальных перевозчиков – того же «Гринко».
Как выяснилось, у городской власти нет ответа на вопрос: сколько серых перевозчиков было оштрафовано и когда. Что, впрочем, не мешает гарантировать в скором будущем жесткие меры. «С завтрашнего дня мы наносим на карту все стихийные свалки – и в черте города, и за ее пределами. Для того, чтобы отсечь серых перевозчиков от свалок, мы даже хотим сделать «мерцающие» посты и, просто-напросто, ловить. Вплоть до того, что будем конфисковать машины», – сказал Олег Семенко.
«Нужно, чтобы за каждый из восьми районов Днепропетровска отвечала одна компания», – справедливо считает финансовый директор компании «Гринко». С этим согласны и в кабинетах власти. Там обещают, что по условиям конкурса за каждый из районов, персонально, будет отвечать компания-победитель.
В мае будет новый конкурс для перевозчиков мусора
«Сегодня, в Днепропетровске работают три перевозчика мусора – это ООО «Гринко», ЗАО «Днепрокоммунтранс» и ООО «Экология», которые выиграли конкурс 3 года назад. Скоро состоится новый конкурс, который и определит перевозчиков на ближайшие три года. Конкурс будет проходить по новым правилам, цель которых, – ужесточить конкуренцию между перевозчиками, и, по мнению муниципальной власти, выбрать лучших из лучших. Как считает экс-начальник экс-управления горсовета по обращению с отходами Игорь Шкуренко, не все из нынешних перевозчиков нормально справляются со своими обязанностями. А наш источник в горсовете сообщил, что один из нынешних перевозчиков, вероятно, проиграет конкурс.
И самое последнее. По прогнозам специалистов, тарифы на вывоз мусора поднимут. Иначе вскоре нам на голову могут свалиться кучи мусора. Попросту мусор не будет кому вывозить – утверждают перевозчики.
Взгляд непостороннего
Позволю себе некоторые размышления. Главной проблемой, на мой взгляд, является сама система закрепления участков на 3 года. В сочетании с непредсказуемостью политической ситуации и рыночной конъюктуры, столь короткий срок делает бессмысленным инвестирование отрасли. Какой нормальный бизнесмен заведет серьезный капитал, не будучи уверенным, что успеет «отбить» вложенное? А потому вкладывать средства в создание современных мусоросжигательных заводов, полигонов, закупку новой спецтехники мусороперевозчик не станет. А, значит, горожанам не дождаться ни нового качественного уровня услуги, ни снижения тарифов на сбор, перевозку и утилизацию отходов – что было бы обеспечено техническими инновациями и созданием на базе оператора полного цикла услуг (без посредников и комиссионеров).
Но то, что выгодно горожанам, не соответствует личным интересам чиновников. Ведь если увеличить межтендерный период до 10-15 лет, давая возможность операторам рынка вкладывать средства и получать прибыль, то сократится количество самих тендеров. Вот это-то и смущает тех, кто привык сидеть на распределении участков.