Как рождается музыка Секреты творчества от Романа Мирошниченко

21 березня 2011 о 08:48 - 2094

Олена ГарагуцОлена Гарагуц


Роман Мирошниченко – современный гитарист-виртуоз, лауреат многочисленных международных джазовых фестивалей и конкурсов, официальное лицо гитарных компаний «Ovation Guitars», музыкальный продюсер проекта «Brilliant Jazz Club» «Прелестное создание».

Он первый музыкант из СНГ, ставший лауреатом престижной американской премии Independent Music Awards.

По мнению своих коллег, он является «серым кардиналом» российского джаза, одним из тех, кто определяет сегодняшние тенденции и перспективы его развития. Также он один из ведущих российских исполнителей в стиле фьюжн, который сочетает в себе джаз и блюз, латиноамериканские и афрокубинские ритмы, энергетику фанка и экспрессию фламенко.

Его манера игры сформировалась под влиянием таких мастеров гитары, как Эл Ди Меола и Джон Маклафлин. Для Романа характерны виртуозная техника пассажей, яркая мелодичность и безупречное импровизационное мышление. Он обогащает оригинальное звучание своей акустической гитары возможностями новейших технологий и самого современного гитарного оборудования.

Гитара Романа  звучит в саундтреках популярных российских кино- и телефильмов («Непрощённые» и «Русская Игра», сериалы «Каменская III» и «Туристы»), в телевизионных проектах («Ледниковый период»), в композициях с альбомов звёзд российской эстрады.

Но для днепропетровцев особенно приятен тот факт, что такой талантливый человек является еще и нашим земляком.

10 марта у Романа Мирошниченко удалось взять эксклюзивное интервью для газеты «ЛИЦА» по телефону из Москвы.

 

 

– Вы часто упоминаете в интервью о гордости в связи с тем, что родом из Днепропетровска, что Вы вкладываете в это понятие?

Днепропетровщина – это родина многих талантливых и известных людей. Лично у меня с Днепропетровском связаны приятные воспоминания – в нем я окончил школу, ВУЗ, работал в оркестре днепропетровского цирка. Начал там свои первые шаги в музыке.

– Скучаете по родному городу, находясь в других городах и странах?

Я регулярно приезжаю в Днепропетровск. Одно время очень часто приезжал, потом получалось реже, сейчас уже власти обратили внимание. Выступал на день города по приглашению мэра Ивана Куличенко, за что ему очень признателен. Для меня это была очень почетная миссия выступать на мероприятии по случаю празднования Дня города. Мне кажется, что Днепропетровск всегда был в культурном плане немножко может недооценен что ли. И не все помнят, что многие известные артисты каким-то образом были связаны с городом. Я рад, что сейчас мои успехи и всевозможные достижения помогают обратить внимание, что действительно есть такой город на Земном шаре, в Украине. Приятно было читать, как украинская пресса пишет обо мне – что я являюсь новым предметом гордости украинцев. Для меня это очень приятно и это является очень большим стимулом. Я буду продолжать трудиться, записывать новые пластинки, давать концерты и прославлять Украину и город Днепропетровск в частности.

– Есть ли отличия в восприятии Вашей музыки украинской и зарубежной аудиторией слушателей?

Конкретно у моего жанра, я думаю, нет никаких границ. Это инструментальная музыка, здесь нет такого препятствия, как например знание язык, на котором поется песня. Я говорю языком инструментальной музыки и языком импровизации. И в этом планете нет никаких границ, где бы я не находился. Публика чувствует, понимает этот язык, а полные залы говорят сами за себя. Я часто вспоминаю в том числе и выступление на Дне города Днепропетровска, когда очень много людей, пришедших меня послушать, подходили после выступления, брали автографы, благодарили, и самый частый вопрос был: почему я так редко бываю в Днепропетровске? Мне трудно на него ответить, почему-то в Украине меня не помнили, не знали или не хотели знать и только сейчас, когда я добился определенных успехов в Соединенных штатах, обо мне сразу же вспомнили и стали называть гордостью. Поэтому не буду углубляться в причину всего этого, но надеюсь, что отныне буду регулярно все-таки радовать публику, которая катастрофически жаждет именно серьезной инструментальной музыки, а не той дешевки, которой буквально пресыщен что радио-, что телевизионный эфир. Украина заслуживает другого…

– Как проводите свободное время, если оно у Вас есть?

Отдыхать у меня получается очень редко, максимум что я могу себе позволить иногда – это побывать на море, и то не очень долго. Причем где-то в период с 2000 по 2008 годы у меня вообще не было отпусков, и только в 2008-м я впервые позволил себе 2-х недельную паузу. А так очень много всевозможных дел, очень много поставленных задач и очень высокая планка, я постоянно не останавливаясь работаю и работаю. Но это и работа, и удовольствие одновременно. Постоянно различные выступления, записи… общение с прессой, что тоже нужное дело.

– Джаз – это импровизация. Насколько настроение помогает или мешает игре, особенно перед концертами?

Действительно в такой музыке нет составляющих, в моем жанре все построено на импровизации. Естественно есть некие заготовки в аранжировках: мелодия, форма построения произведения, но всегда в середине есть место для импровизации, где мелодическая линия рождается сиюминутно. И оттого, какова она будет, насколько интересна красива и насыщена – здесь уже играет роль такие факторы как комфорт на сцене, т.е. звук – именно техническая часть, и естественно атмосфера в аудитории, в концертном зале, на открытой площадке или в клубе. И конечно это бытовые вопросы – как тебя встретили организаторы, как приняли, какая создалась атмосфера – все это влияет на то, в каком музыкальном настроении пройдет выступление.

– Как Ваши близкие воспринимают такую творческую жизнь, нет ли из-за этого конфликтов внутри семьи?

Это непростая вещь, т.к. львиная доля моего времени посвящена моей работе, гитаре, музыке. Я всегда ценю и благодарен тому терпению, которого, в основном, хватает у моих близких, у моей семьи. Я благодарен за поддержку, которую они мне оказывают. Вот это для меня очень важно. Они одни из самых лучших критиков для меня – это и мои родители, и моя супруга, которые естественно становятся первыми слушателями моих записей и дают какие-то комментарии, пожелания, либо, находясь в зрительном зале на концерте, может быть проведут впоследствии некоторый разбор полетов. Как правило, сейчас критики практически нет. Раньше было много, а сейчас уже всем довольны, что я делаю. И я этому рад.

– А в энергетическом плане какое ощущение после репетиций, концертов?

По-разному. Нередко бывало, что как будто пустота какая-то, как будто с тебя все вытянули изнутри, т.е. аудитория все выкачала. Такое у меня было поначалу. Сейчас я уже намного более стойкий к этому. Сейчас я уже сам наделяю наверное какой-то энергетикой аудиторию, и я рад, что люди уходят в хорошем настроении. Я получаю много приятных отзывов, комментариев. И людям действительно нравится бывать на моих концертах. Я уже несколько лет подряд регулярно совершаю туры, и всегда это аншлаги и полные залы. Буквально на днях я выступал в московском международном доме музыки, где также был аншлаг, несмотря на то, что это был праздничный день, что это огромный город, где большое количество различных музыкантов, артистов. В соседнем зале выступала группа «Smokie» при аншлаге, и одновременно выступали мы с Даниилом Крамером (известный российский джазовый пианист – ред.), и был тоже аншлаг. Т.е. это показатель того, что людям нравится то, что я делаю.

– Как у Вас происходит таинство сочинения музыки?

Как правило, это какие-то спонтанные ситуации. Обычно это происходит ночью. Днем я не настроен на творчество, особенно в первой половине дня, когда я даже не беру в руки гитару. Активный период у меня начинается с 11 вечера, тогда приходят интересные идеи. Как правило, большинство моих записей были сделаны с полуночи до 3 ночи. По словам ученых, именно у творческих людей в этот период наиболее активно работает мозг. Конкретно для меня это также самое оптимальное время, в которое я могу записать что-то интересное. И также я поддерживаю ту теорию, которую в свое время высказал Джон Маклафлин, что музыканты, т.е. мы, являемся всего лишь проводниками, а информация приходит откуда-то извне. Все эти мелодии, идеи, он сам не может объяснить их происхождение, они приходят откуда-то из космоса. И кому повезло быть такими передатчиками, тот передает эту информацию в виде исполнения, музыкальных идей, записи и прочими способами…

– Какой бы Вы дали совет всем начинающим музыкантам, которые однажды взяли в руки старые гитары, собрались вместе в гаражах и подвалах и начали сочинительство? Таких групп огромное количество и в Днепропетровске, и по всей Украине. Стоит ли начинать, музицирование на жуткой аппаратуре и инструментах?

Мое личное мнение, что такой менталитет у нашего народа, что ему надо все только через трудности. Если сразу же снабдить всеми хорошими инструментами и поставить аппаратуру, то ничего не получится. А вот если он на дровах будет начинать, то потом он будет ценить все это и относится ко всему этому с трепетом.

В свое время я тоже начинал играть на дровах, на очень высоких струнах, на которые было тяжело нажимать. Я так же, как и многие гитаристы, в кровь раздирал свои пальцы. Я считаю, что это тоже определенный такой этап, школа, которую должен пройти каждый музыкант, чтобы именно с него получилось что-то путное.

Тем не менее, сейчас конкретно в Днепропетровске есть хорошие магазины, одним из них является «Индиго мьюзик», в сентябре в нем устраивали мой мастер-класс, где я его успешно провел. Пришло как раз очень много молодых музыкантов, которые, видно было, очень нуждались именно в живой информации из первых уст. Сейчас Интернет очень пресыщен видеошколами и всем, чем угодно, но видно было, что именно такая информация является самой ценной. Люди подходили, благодарили и спрашивали, когда в следующий раз я приеду с мастер-классом в ваш город.

В марте этого года планировался приезд, но не получилось, к сожалению. Со мной связались промоутеры, которые в начале создали видимость очень серьезных людей, а в итоге это был чудовищный непрофессионализм. Они подвели не только меня, но и очень большое количество людей, потому что концерт мы вынуждены были отменить. Надеюсь, что найдется все-таки профессиональный промоутер в Днепропетровске, который организует нам наконец-то полноценный концерт.

– Вопрос традиционный, но глобальный и важный: что для Вас есть музыка?

Конкретно для меня музыка – это смысл жизни. А конкретно жанр, в котором я работаю, как это спонтанно родилась у меня такая мысль, я ее теперь повторяю очень часто, что для меня конкретно современная традиционная джазовая музыка – это способ быть предельно откровенным на сцене со слушателями.

Вадим Хряпо

Підписуйтесь на наш телеграмм

Поділитися: