Система образования или Фабрика биороботов?

06 січня 2011 о 12:07 - 1482

В одной из телевизионных передач православный проповедник А.Ткачёв как-то заметил, что современная система образования старается максимально загрузить человеческие мозги, но почти не уделяет внимания человеческому сердцу.

 

С вышесказанным утверждением трудно не согласиться. И речь здесь идёт вовсе не о правильном соотношении между естественными, точными и гуманитарными науками. Вопрос в проявлении машинной логики во всём. Победа физиков над лириками, в середине и во второй половине прошлого века, привела к тому, что преподавание гуманитарных наук стало во многом копировать методику преподавания наук точных и естественных. Это не во всём себя оправдывает, ведь в гуманизации нуждаются и точные, и естественные науки. Даже такие предметы как физика или химия требуют освещения ряда социальных и моральных вопросов. Дело в том, что эти дисциплины используются главным образом при освещении вопроса «как?», но не рассматриваются с позиции «зачем?» и «с какими последствиями?». Отсутствие гуманитарного и психологического компонента при изучении названных дисциплин приводят к тому, что исчезает чувство ответственности за применение тех или иных практических достижений этих наук.

Но на фоне нынешних экологических проблем очевидно, что в наибольшей мере нуждаются в гуманизации биологические науки. Изучение биологии без глубокого анализа и обсуждения вопросов этики и эстетики приводит к машинизации природы, когда она рассматривается не как организм, а как механизм. Конечно, фундаментальные понятия и ценностная система закладывается в семье, но дети и молодые люди проводят в учебных заведениях долгие годы, что не может не сказаться на формировании их мировоззрения. Отсутствие некоего гуманитарного компонента приводит к тому, что учащиеся не столько изучают природу, сколько препарируют её. Некоторые аспекты образования просто абсурдны. Например, студенты биолого-экологических факультетов обязаны уничтожать насекомых для сбора коллекций и даже отстреливать диких птиц при проведении научных практик. Ну и каким образом можно взрастить будущего эколога-специалиста, профессиональной обязанностью которого будет защита природы, если его уже на занятиях заставляют уничтожать животных, ставя получение зачёта выше, чем ценность живых существ? Что уж в таком случае говорить о медиках и ветеринарах, где препарирование животных является составным компонентом учебного процесса.

Но есть и более общие моменты в современном учебном процессе. Как отмечает в одной из своих статей В.Я. Довгошия: «Современные учебники по биологии перегружены терминами и специальным научным материалом. Они снизили заинтересованность учеников к изучению биологии. Неужели всем необходимо знать о сложных процессах, которые происходят в фотосистемах 1 и 2, или всем нужны знания о разнице потенциалов на мембранах клеток и т.д.? Поверьте — нет. Эти данные нужны тем, кто будет углублённо изучать биологию. Конечно, многие учителя и на уроках стараются ярко преподнести материал, спасти наше подрастающее поколение от бездуховности, зацепить их души. Но при такой насыщенной программе делать это очень сложно». Вышесказанное ни в коей мере не означает, что изучение биологии должно исключать научные данные и факты. Но как заметил один из творцов общей теории систем А. Сент-Дьерди: «Чтобы понять живую систему, её нужно любить…, чтобы понять сущность жизненных явлений — надо быть немножко поэтом». Именно через формирование эстетического и этического чувства к природе можно пробудить у молодого человека интерес и к изучению сложных природных процессов. Но изначально сформированное высокое чувство уважения и любви к живому позволит обрести жизненные принципы, которые уже не будут зиждиться на голом человеческом эгоизме (антропоцентризме) и не позволят забыть о своей ответственности за те действия, которые могут оказать влияние на природу.

Мы до сих пор переживаем влияние советской идеологии в системе преподавания биологических наук, когда природоохранная деятельность рассматривалась в первую очередь с точки зрения человеческих потребностей и в большей мере являлась природопользованием. Хотя справедливости ради нужно отметить, что в развитых западных странах ситуация до последнего времени была не намного лучше.

Сейчас большинство населения в нашей стране проживает в городах и реальные контакты с природой сведены к минимуму. Детям катастрофически не хватает общения с природой при помощи адекватного и интересного наставника. Не лучше ли несколько занятий в кабинете заменить одним выездом на природу с чисто эстетической и этической целью? Понятно, что организовать это не так-то просто, однако эффект от этого будет больший. Наконец, есть ещё одна сила. «Из всех искусств для нас важнейшим является кино», — чётко подметил когда-то дедушка Ленин и в этом он был уж точно прав. На современного подростка влияет неформальная среда, коммерческий игровой кинематограф, телевидение и реклама, которые, в большинстве своём, никак не способствуют его духовному развитию. Однако есть и другое направление, к которому можно и нужно приобщать молодое поколение — это качественное документальное кино. Существует огромное количество превосход­ных научно-популярных, этических и эстетических фильмов, снятых главным образом британскими и французскими кинематографистами, просмотр которых для многих молодых людей может стать настоящим переворотом в сознании. Проблема лишь в том, что такое кино практически не демонстрируется в кинотеатрах и по телевидению, и его вряд ли предложат просмотреть друзья, качающие из Интернета гигабайты боевиков, тупых комедий и чернухи. Единственное место, где в спокойной обстановке молодые люди могли бы посмотреть такое кино, остаётся школа, училище, техникум, ВУЗ. Но подобные мероприятия ни в коей мере нельзя проводить во внеурочное время, когда учащиеся только о том и думают, как бы побыстрее сбежать домой. Для просмотра таких фильмов необходимо лишний раз пожертвовать плановыми обязательными уроками о «разнице потенциалов на мембранах клеточных стенок».

Украинские экологи считают вопрос экологического образования одним из ключевых в вопросе природоохранной деятельности. Об этом говорит тот факт, что «Киевский эколого-культурный центр» совместно с организацией «Экоправо-Киев» подали в суд на Министерство образования Украины за игнорирование Закона Украины «О защите животных от жестокого обращения», который предусматривает введение в систему высшего и среднего образования предмета «Экологическая этика». Летом 2010 г. вышеупомянутые организации успешно довели это дело до логического конца, одержав в судах две победы над Минобразования. К сожалению, пока предмет «Экологическая этика» является факультативным, т.е. студенты и учащиеся могут выбирать его из перечня других необязательных предметов. Но поскольку определённое количество факультативных предметов учащиеся всё равно обязаны выбрать, то всё равно найдётся какое-то число желающих изучить эту дисциплину.

Постижение биологических наук, в том числе и экологии, в обязательном порядке должно предусматривать духовную, т.е. эстетическую и этическую составляющую, чтобы формировать полноценные личности, а не биороботов, напичканных утилитарной информацией.

Отзывы на статью можно прислать на ecologist@ukr.net

Алексей Бурковский

Поділитися: