Охота без убийства

06 січня 2011 о 11:51 - 2094

Олена ГарагуцОлена Гарагуц


Они ищут и выслеживают, они могут часами сидеть в засаде в ожидании зверя, они всегда держат наготове своё «оружие», они добывают трофеи и хвастаются ими среди своих коллег. Но при всём при этом данное увлечение не несёт смерти…

 

Появление фотоохоты связано с развитием фототехники и появлением в начале прошлого века первых портативных, относительно небольших по размеру и весу фотоаппаратов. Очевидно, что при современном уровне развития фото- и видеотехники возможности для фотоохотников просто широченные. В таких обстоятельствах фотоохотником может стать каждый, у кого есть возможность приобрести хотя бы простую цифровую «мыльницу». Правда, многие «фотографы-гурманы» не признают цифровое фото и считают настоящим фотоискусством применение классической оптики на обычной фотоплёнке. Конечно, фотографу-любителю не обязательно просиживать часами в засаде или удаляться в лесную чащу. Достаточно отщёлкать чаек на водоёме или белок в парке. Но в нашей публикации пойдёт речь именно о более высоком уровне фотоохоты, с некоторым привкусом экстрима.

Нередко в фотоохотники переквалифицируются здравомыслящие бывшие охотники, которые приходят к пониманию аморальности убийства животных ради развлечения. С другой стороны, они не в состоянии совладать со своим азартом, и поэтому занятие фотоохотой в этом плане подходит им как нельзя лучше. Пожалуй, именно для таких людей лучше всего подходят фотоаппараты и фотокамеры не общепринятого дизайна, а именно фоторужья, на которых есть и приклад, и спусковой крючок. Так что фотоохотник может с удовольствием «стрелять» из фоторужья и навскидку, и с упора.   

У фотоохоты, по сравнению с обычной охотой, есть ряд неоспоримых пре­имуществ. Понятно, что, прежде всего, это экологическое преимущество, поскольку не происходит уничтожения животных. Как говорил один из героев мультфильма «Трое из Простоквашино»: «Это и охота, и зверей убивать не надо». (Который раз ловишь себя на мысли насколько добрыми и правильно воспитывающими являются старые советские мультики). Во-вторых, фотоохотник может абсолютно законно заниматься своим любимым делом в заказнике или национальном парке. В-третьих, фотоохотой могут заниматься даже дети, здесь нет возрастного ограничения. В-четвёртых, фотоснимок как трофей останется на всю жизнь и его можно растиражировать, в отличие от съеденного трофея после обычной охоты. В-пятых, иногда фотоснимок может помочь науке открыть что-то новое в поведении животных. В-шестых, наличие фото- или видеотехники может сослужить хорошую службу и в природоохранных целях, ведь фотоохотник всегда может зафиксировать случаи браконьерства или хотя бы заснять номер транспортного средства правонарушителей. В-седьмых, «охотиться» с фотоаппаратом можно на редких животных, на которых обычная охота запрещена. В-восьмых, фотоохота не представляет опасности для других людей – в отличие от шальной пули «шальной фотовыстрел» никого убить не может. Наоборот, обычная охота несёт угрозу для фотоохотника, который может попасть под обстрел. Наконец, есть ещё одно преимущество для тех, кто по-настоящему ценит экстрим. Профессиональный фотоохотник может производить съёмку достаточно опасных животных. Одно дело – показывать свою браваду, идя на кабана с ружьём, и совсем другое – отважиться на такой поступок с фотокамерой в руках, подбираясь к зверю на опасную дистанцию, когда не знаешь, сумеешь ли остаться незаметным или вовремя унести ноги. На последний вариант отваживаются лишь настоящие смельчаки, именно поэтому фотоохота действительно относится к экстремальным видам спорта. Тем более, что фотоохотнику часто приходится проходить большие расстояния по лесам, горам или болотам, так что спортивный компонент этого занятия очевиден.   

Фотоохота, конечно, же требует мастерства, терпения, выдержки, физической выносливости и определённых знаний. Но в  фотоохоте также есть свой элемент везения или невезения. Кто-то может сидеть в засаде часами, но так и не дождаться удачного снимка, а кто-то может случайно оказаться в нужное время в нужном месте, ведь даже красивую пугливую бабочку в удачном ракурсе не всегда удаётся поймать в объектив.

В некоторых странах с хорошо развитой инфраструктурой национальных парков фотоохоту всячески стимулируют как весьма перспективное направление в экотуризме, организовывая так называемое фотосафари. Для этой цели даже обучают гидов-инструкторов. Такой подход способствует сбережению видового разнообразия в национальном парке при одновременном сохранении статьи доходов. Недавно широкомасштабные соревнования по фотоохоте были опробованы и у нас на Волыни, в которых были задействованы даже школьники. Воспитательный момент такого подхода очевиден.

  Фотоохота имеет и свои этические принципы, нарушение которых может наносить природе вред. В период выведения потомства большинство животных весьма чувствительно к вмешательству в их жизнь со стороны человека. В таком случае от заветного снимка следует однозначно отказаться, чтобы, например, птица не бросила яйцекладку. Подобную съёмку могут делать разве что учёные, использующие специальное высокотехнологичное оборудование. Чтобы не нарушать покой животных в периоды размножения, фотоохотник может воспользоваться специальным календарём фотоохоты, в котором указаны, в какое время выводят своё потомство те или иные виды. Но для этого фотоохотник должен обладать определённым запасом знаний по зоологии или орнитологии, чтобы уметь эти виды различать. В общем, фотоохота не должна оказывать негативного влияния на жителей экосистемы и для её осуществления полностью подходит известный медицинский принцип «не навреди». Фактически, самой главной задачей фотоохотника является возможность оставаться максимально незаметным.

Некоторые вопросы этики фотоохоты не касаются отношения к природе, а в большей мере относятся к эстетическим понятиям. Экологическая эстетика предполагает, что природа тем красивее и ценнее, чем в более диком состоянии она находится. Поэтому снимки диких животных, сделанные в зоопарках, частных зверинцах или цирках абсолютно не имеют никакой эстетической ценности. Также не принято использовать разного рода приманки для фотографирования животных. В 80-е годы ХХ века весьма популярным был способ привлечения певчих птиц с помощью магнитофонной записи, таким образом можно было спровоцировать появление в кадре самки или недовольного «конкурирующего певца», который считал данную территорию уже занятой. В то же время допускается применение внешней маскировки фотографа, например, специальной комуфлированной сетки.   

Фотоохота доступна каждому, кто проявляет интерес к живой природе, и каждый сам решает, насколько «далеко» ему углубляться в это дело. В любом случае, даже прогулка с простеньким фотоаппаратом является тем средством воспитания и экологической культуры, которое приобщает к настоящей любви к природе, на основе объективной логики, в отличие от абсурдной логики обычной охоты: любить природу и одновременно с этим убивать диких животных. Несомненным плюсом фото­охоты является её соответствие вызовам времени, когда убийство животных на типичной охоте забавы ради не может иметь никакого оправдания. Поэтому к современному экологическому лозунгу «Будь мужчиной – брось охоту!» можно добавить фразу: «Займись фотоохотой!»

Отзывы на статью можно прислать на e-mail: ecologist@ukr.net

Алексей Бурковский

Підписуйтесь на наш телеграмм

Поділитися: