Операция «Оптимизация»

24 грудня 2010 о 12:24 - 1228

Олена ГарагуцОлена Гарагуц


В течение последних трех недель городские власти Днепропетровска проводили колоссальную пиар-операцию – «сокращение сотрудников городского совета и его исполнительных органов».

В ходе заседания 5-й сессии городского совета нового созыва мэр Иван Куличенко торжественно объявил, что во исполнение «заветов» инициированной Виктором Януковичем админреформы количество чиновников горсовета уменьшилось на 91 человека – до 678. При этом сократилось и количество подразделений исполкома городского совета – с 36 до 28. В первую очередь, за счет их слияния.

Впрочем, стремление господина Куличенко в очередной раз продемонстрировать лояльность лидерам Партии регионов может обернуться провалом – как выяснилось, чиновники и служащие исполнительных органов горсовета увольнялись поступательно – с конца мая по конец августа текущего года. И, согласно муниципальным нормативно-правовым актам, 678 сотрудников числилось в подразделениях горсовета и его исполнительных органов еще 1 сентября…

 

Журналисты проекта «Расходы центральных и местных органов власти: как и зачем скрывать?» (осуществляется при поддержке Международного Фонда «Відродження») убедились, что подобное «сокращение» не привело к экономии средств налогоплательщиков. Несмотря на небольшое падение расходов на зарплаты сотрудников нескольких управлений, общий объем финансирования чиновников отнюдь не стал меньше. На протяжении августа-сентября у Ивана Куличенко появились три новых заместителя. Сфера деятельности одного из них, второго «первого заместителя» Игоря Цыркина, в течение трех месяцев находилась под покровом тайны. Чем он все-таки должен заниматься, стало известно только 1 декабря, когда был утвержден порядок распределения обязанностей между заместителями мэра: правда, эта информация не дала ответа на вопрос, на каком основании господин Цыркин тратит деньги налогоплательщиков. Иван Куличенко, по всей видимости, не способен объяснить, за что Игорь Цыркин получал и получает свою зарплату. Если же только из-за политической договоренности с ним, деньги налогоплательщиков, наверное, нужно вернуть в городскую казну. Причем не важно, кто это сделает  – принятый на работу или тот, кто от имени горожан его на работу принял.

Интересная ситуация и с другими замами, например, с Владимиром Мелещиком – не совсем ясно – он получал зарплату только как заместитель городского головы или еще и как начальник департамента горсовета? Сергей Квитка, перескочивший из управляющего делами в заместители мэра, исходя из какого штатного расписания получал зарплату?
Из изменений в решении о городском бюджете и дополнений к нему этого понять нельзя.

1 декабря выяснилось, что Владимир Мелещик, Сергей Квитка и Игорь Шевченко лишились своих постов. Но экономии средств налогоплательщиков снова не наблюдается, скорее, наоборот – расходы городского бюджета выросли почти на 85 млн гривен, а его дефицит составил более 11 млн гривен.

Программы в массы – деньги в кассы

В какой-то степени ответ на вопрос, почему количество чиновников городского совета уменьшается, а расходы на их содержание – нет, лежит в плоскости реализации так называемых «городских программ». Их реализовывают чиновники горсовета через целый ряд коммунальных предприятий (КП), которые зарабатывают на оказании услуг, фактически, самим себе.

Так, предметом деятельности КП «Дома городского совета» является «рациональная эксплуатация помещений и сооружений» городского совета, «проведение их капитальных и текущих ремонтов» и «исполнение мер противопожарной безопасности». И, в соответствии с уставом, это коммунальное предприятие по результатам такой деятельности «получает прибыль», например, от сдачи в аренду помещений подразделениям горсовета и даже его исполнительным органам, отдавая в бюджет лишь 15% своих посленалоговых доходов. Этим КП выполняется программа «содержания домов городского совета», финансирование которой из года в год возрастает: при уставном фонде около 8 млн грн. «Дома городского совета» в текущем году «осваивают» 6,7 млн грн. В следующем году эта сумма вырастет до 17 млн грн.: например, в следу­ющем году в здании горсовета планируют установить три новых лифта. Стоимость лифтов и их установки – около 3 млн грн. И это при том, что в 2009 году в здании горсовета проводился ремонт лифтов – на это было потрачено около 1 млн грн. бюджетных средств.

Коммунальное предприятие «СпецАТП» «осваивает» около 3 млн грн. средств налогоплательщиков в рамках программы «содержания автотранспорта горсовета и свое­временного предоставления автотранспортных услуг». КП «СпецАТП» контролирует весь автопарк городского совета – за использование автомобилей, купленных за бюджетные средства, а затем на непонятном основании переданных КП, тратятся деньги налогоплательщиков. Это же коммунальное предприятие обладает исключительным правом на техническое обслуживание «своих» автомобилей. В этом году через Приднепровскую товарную биржу были проданы три автомобиля, находившиеся на балансе КП – средства, полученные от их продажи, были направлены на пополнение его оборотного капитала.

Не менее экзотично «осваивает» деньги налогоплательщиков управление-аппарат Днепропетровского горсовета – в рамках программы содействия деятельности депутатов горсовета его сотрудники проводят «семинары, турниры по футболу, волейболу и шахматам среди депутатов, торжества ко Дню местного самоуправления», создают «фотогалерею депутатов» и приобретают компьютеры. Стоит это удовольствие, всего-навсего, 1 млн грн. в год.

В следующем бюджетном году Днепропетровский горсовет планирует пойти еще дальше – на последней сессии горсовета, проводившейся 1 де­кабря, депутаты утвердили программу «развития малого и среднего предпринимательства», в рамках которой было принято решение о создании «прибыльных совместных предприятий между городским советом и предприятиями малого и среднего бизнеса». Инвестиция городского бюджета в эти «предприятия» – 5 млн грн. Вполне возможно, что хозяевами этих предприятий будут депутаты горсовета, входящие в окружение собственника корпорации «Алеф» Вадима Ермолаева: в городском бюджете-2011 они лоббируют выделение средств на «обустройство остановок общественного транспорта» (реализация этого проекта в плане работы горсовета на будущий год приурочена на апрель).

 

Можно предположить, что осуществление вышеуказанных инициатив только укрепит имидж Днепропетровска как города-банкрота. Мало того, что представители власти из года в год повторяют, что им не хватает средств на компенсацию проезда льготников, так в 2009 году даже на строительство и реконструкцию зданий, находящихся в коммунальной собственности, был получен кредит на сумму 13,2 млн гривен. Это уже не говоря о кредите на ремонт дорог – 60 млн гривен. Но губернатор Вилкул, похоже, считает, что город еще сильнее должен погрузиться в долговую яму – власти в Харькове-то кредитов больше нахватали!

Иван Красиков,

Независимая ассоциация журналистов

Підписуйтесь на наш телеграмм

Поділитися: