Теория Геи

24 грудня 2010 о 11:59 - 4762

Олена ГарагуцОлена Гарагуц


Предположения о Зем­­ле как о целостной живой системе начали возникать в научных кругах ещё в ХVIII-XIX веке. Но более-менее чёткие контуры эта концепция приобрела только в 70-е годы прошлого веках. Её разработчиком стал британский химик Джеймс Лавлок, а само учение обрело название теории Геи.

 

Дж. Лавлок не просто химик, но и инженер-практик, исследователь и изобретатель. Какое-то время он работал в США при космическом агентстве (НАСА). Он создал и запатентовал ряд приборов, главным образом по исследованию процессов в атмосфере. Ряд его теоретических предположений со временем подтверждались на практике. Например, одно время считалось, что смытая в океан сера возвращается из океана в атмосферу и на сушу в виде сероводорода. Дж. Лавлок предположил, что это не так, и в 1971 г. организовал исследования, в которых доказал, что возврат происходит благодаря другому соединению – диметилсульфиду. Одним словом, авторитет Дж. Лавлока как учёного мало кто ставит под сомнение.

Хорошее название для творческого изыскания – это уже половина успеха. Подобный подход, пожалуй, сыграл немалую роль в популяризации данной теории. Дж. Лавлок прислушался к совету писателя Л. Голдинга и наименовал своё учение в честь древнегреческой богини Земли – Геи. Хотя сам автор теории признаётся, что в эмоциональном, а то и религиозном контексте для него Гея скорее ассоциируется с образом Богородицы. Теория Геи – это в большей мере гипотеза, поскольку полностью доказать, равно как и опровергнуть её, невозможно в силу чрезвычайной сложности самого явления жизни на планете.

Исходя из теории Геи, планета Земля представляет собой целостный организм. Все живые существа на планете тесно связаны не только между собой, но и с объектами неживой природы, в результате чего образуется саморазвивающаяся, неразделимая и саморегулирующаяся система, которая по своим свойствам напоминает физиологическую систему живого организма. Различные экосистемы планеты как бы представляют собой органы этого огромного тела, а само строение имеет чёткую иерархию: клетки – органы – организмы – экосистемы – биосфера, которые одновременно проникают в воздух, воду, почву. Но поскольку основную массу этого тела всё-таки составляют неорганические вещества, то образ этого надорганизма сходен, по мнению Дж. Лавлока, со стволом дерева: жизнь на планете – это очень тонкий слой зелёного камбия под корой, а основная его масса – это неживая древесина, которая в значительной степени порождена этой тонкой плёнкой жизни. Развитие подобного подхода к взаимодействию живого и неживого вещества привело к появлению нового направления в науке – геофизиологии. Совокупность живых организмов, по словам российского исследователя А. Б. Казанского, как бы подстраивает глобальные показатели среды под себя. Сам Дж. Лавлок так описывает эту картину: «Благодаря непрекращающейся активности живых организмов, условия на планете поддерживаются в благоприятном для жизни состоянии на протяжении последних 3,6 миллиардов лет. Любые виды, которые неблагоприятным образом влияют на окружающую среду, делают ее менее пригодной для потомства, будут, в конце концов, изгнаны…»

Высокий уровень самоорганизации Геи обуславливает возможность поддержки ряда её параметров в относительно стабильном состоянии, т. е. саморегуляции, которая свойствена и отдельным живым существам. Например, теплокровные организмы, в том числе и человек, способны поддерживать постоянную температуру своего тела, если конечно внешние температуры не превышают критических величин. Но в случае каких-то внутренних изменений, тех же заболеваний, температура организма может изменяться и расти. Поэтому температура всей планеты относительно стабильна, несмотря на то, что солнечная активность может меняться. Однако внутренние процессы на Земле являются куда более весомыми факторами изменения той же температуры, если что-то начинает происходить не так в гигантском надорганизме.

Теория Геи имеет некоторое сходство с учением В. И. Вернадского о Биосфере. Однако у двух этих концепций есть принципиальные отличия. Гея Лавлока – это планета Земля в целом, а не только живое вещество, поэтому в данной теории вопрос о пространственных границах надорганизма не поднимается. Во-вторых, теория Лавлока категорически не приемлет мысли о контроле планеты со стороны человека, как это выражено в концепции В. И. Вернадского о ноосфере.

Теория Геи имеет немало критиков. Так, биолог П. Уорд отмечает, что многие массовые вымирания на планете происходили по внутренним причинам, из чего следует, что способность к разумной саморегуляции как минимум преувеличена. По мнению другого биолога Р. Добкинза, «эгоизм» теории Дарвина противоречит «альтруизму» саморегуляции Геи, в связи с чем эволюция была бы невозможной. Кроме того, он отмечает, что поскольку планета не способна воспроизводиться, то нет и естественного отбора среди планет. В общем, множество критиков подходят к данной теории со строгой прямолинейностью. С другой стороны, некоторые исследователи указывают на тот факт, что идеи, высказанные Дж. Лавлоком, в целом не выходят за рамки традиционной геофизики, важную роль живых организмов в которой мало кто ставит под сомнение. Поэтому ничего принципиально нового, по их мнению, в теории Геи нет.

Сам Дж. Лавлок и его коллега биолог Л. Маргулис в последнее время всё чаще настаивают на том, что теория Геи не носит сугубо научного характера. Гея как суперорганизм – это не прямой факт, а метафора. Да и устройство жизненных процессов на планете настолько сложное, что традиционный научный анализ вряд ли когда-нибудь сможет дать чёткий ответ на вопрос, что же такое Гея. К этому стоит добавить и тот факт, что философы-экзистенциалисты в ХХ веке неплохо поработали и теперь достоверность самого научного анализа во многом можно поставить под сомнение. Поэтому учение о Гее скорее философское, нежели строго научное. Дж. Лавлок продолжает называть своё учение гипотезой и «способом жизни агностиков», т.е. тех, кто не верит в возможность абсолютного познания мира. В то же время образ Геи, как богини Земли, придал этому учению эмоциональную, можно сказать эстетическую окраску, которую подхватили многие экологически неравнодушные люди. Но нельзя не упомянуть и того факта, что отдельные сомнительные личности нередко спекулируют на таких гипотезах, выдавая желаемое за действительное. Поэтому изначальную теорию Геи следует отличать от различного рода мистических, мифологических, эзотерических и прочих сомнительных наслоений.

Геофизиология предусматривает понятие планетарной медицины. Сам автор теории считает самыми опасными для здоровья Геи изобретениями человечества мотопилу, автомобиль и животноводство. Именно эти явления обуславливают «болезнь» Геи. Исходя из теории Геи, беспокойство только лишь о человеке, как об особом биологическом виде, при помощи технических достижений и с одновременным ухудшением среды обитания для других видов рано или поздно вернётся бумерангом и к человеку. Возомнив себя богом и обольщённый плодами научно-технического прогресса, человек начинает бороться с Геей, забывая, что он всего лишь один из её компонентов. Поэтому человека ждёт неминуемое поражение, поскольку это борьба против самого себя.

Отзывы на статью можно прислать на ecologist@ukrt.net

Алексей Бурковский

Підписуйтесь на наш телеграмм

Поділитися: