Городской бюджет используется на благо чиновников

22 жовтня 2010 о 12:42 - 1619

Олена ГарагуцОлена Гарагуц


Днепропетровский городской совет и городской председатель Днепропетровска Иван Куличенко никогда не отличались открытостью и прозрачностью в отношениях с общественностью. За исключением последних трех месяцев, господин Куличенко, в течение 10 лет пребывания на посту градоначальника, практически никогда не общался с медиа – его «роль» здесь выполняли советники, заместители, а то и просто ведущие программ на 34-м телеканале и телеканале ИРТ. Эта позиция полностью объясняет, почему в горсовете фактически отказались отвечать на запрос «Лиц». Непонятно другое. Почему даже такой «ответ» поручили давать чиновнику, который не имеет отношения к сфере, с которой связан запрос – сфере муниципальных финансов?

 

Грубо говоря, в горсовете журналистов проекта «Расходы центральных и местных органов власти: как и зачем скрывать?» (осуществляется при поддержке Международного Фонда «Відродження») «отшили». То есть отправили на интернет-портал  dniprorada.gov.ua, на котором даже текст городского бюджета не размещается. Впрочем, насколько подобный «ответ» на информационный запрос, который касался расходов средств налогоплательщиков на деятельность Днепропетровского горсовета и днепропетровского градоначальника, соответствует Конституции Украины и Закону «Об информации», скажет суд, куда журналисты в ближайшее время обратятся.

За что горожане платят чиновникам?

Между тем «ответ» городских властей опосредованно показал – в горсовете отсутствует система оценки качества работы его сотрудников, включая городского председателя, а следовательно, измерить эффективность работы каждого конкретного чиновника попросту невозможно. Иначе, почему на запрос, в котором ставились вопросы о показателях финансовой и хозяйственной деятельности, ответил начальник управления внутренней политики Днепропетровского горсовета Владимир Михайлишин, который не имеет необходимого опыта и образования? Почему чиновники горсовета пошли по пути сокрытия информации о собственных расходах? Наверняка потому, что, если на эту информацию пролить свет, раскроется множество фактов, от которых и горожане, и правоохранительные органы будут не в восторге. Например, что в Днепропетровском горсовете работает 769 чиновников – на 120 больше, чем в Администрации Президента. Иван Куличенко имеет девять заместителей, в два раза больше, чем премьер-министр, двое из которых – первые заместители. И это при том, что, по решению горсовета, предельное количество заместителей городского председателя в 2010 году – 6 человек. То есть один первый заместитель и два заместителя мэра получают зарплату за счет средств, которые могли бы быть направлены на финансирование больниц или ремонт дорог и жилых домов.

Данные о зарплате днепропетровского градоначальника официально не оглашаются. Впрочем, по данным, озвученным нам двумя не связанными между собою источниками – из горсовета и из Кабмина, она составляет около 30 тысяч гривен в месяц. Правда, входит ли в зарплату Ивана Куличенко премия, которой в апреле текущего года его наделили депутаты городского совета, источники «Лиц» не говорят. В любом случае, ее размер близок к размеру зарплаты Президента Украины. А соответствует ли этой зарплате объем обязанностей, выполняемых градоначальником, и качество этих обязанностей?

Судя по всему, «соблюдение» интересов горожан привело к тому, что в течение почти года налогоплательщики оплачивали содержание одного управления горсовета, которое… ничем не занималось. Это управление по вопросам подготовки и проведения ЕВРО-2012.  Как известно, решение о том, что в Днепропетровске не будет проводиться матч в рамках Чемпионата Европы по футболу-2012, было принято в мае 2009 года. Но решение о ликвидации управления, которое было призвано администрировать процесс подготовки к матчу, было подписано мэром Днепропетровска только в апреле 2010 года. Чем все это время занимались сотрудники управления – неясно. Но около 400 тыс. гривен бюджетных средств они освоили. И это при том, что чиновники горсовета каждый год говорят о нехватке средств для финансирования проезда льготников в общественном транспорте. Годовой фонд заработной платы 769 сотрудников Днепропетровского горсовета – 31,5 млн гривен. Из них около 9 млн. гривен – фонд оплаты труда городского председателя, его многочисленных заместителей и клерков – так, деятельность Ивана Куличенко непосредственно обслуживают 15 сотрудников его секретариата, а деятельность депутатов горсовета – 45 чиновников Департамента обеспечения деятельности горсовета. Для сравнения: на содержание городских детских домов из горбюджета-2010 выделяется 9,5 млн гривен. 

СМИ как способ освоения бюджетных средств

Финансово-хозяйственная деятельность коммунальных СМИ Днепропетровска всегда являлась тайной за семью печатями. В ходе расследования финансовой деятельности горсовета журналистов проекта привлекла информация о том, что коммунальные предприятия «Днепропетровская городская студия телевидения» и «Редакция газеты «Наше місто» арендуют помещения по улице Ленина, 14 у Публичного акционерного общества «Телевизионная служба Днепропетровска». Между тем, в соответствии с информацией Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, это акционерное общество… не существует.

В то же время существует АОЗТ «Телевизионная служба Днепропетровска», которое располагается по улице Ленина, 14. Эта структура владеет необоротными активами на сумму более 1 млн. гривен, в ней работает 43 сотрудника, фонд заработной платы которых составляет около 600 тыс. гривен. По сути, именно у этой структуры (в Министерстве экономики, которое предоставило такую информацию, видимо, банально ошиблись – авт.) коммунальные СМИ и арендуют помещения. Но зачем это делать коммунальному предприятию (КП) «Днепропетровская городская студия телевидения», если процесс вещания на городском 34-м телеканале осуществляется АОЗТ «Телевизионная служба Днепропетровска»?

Источники в горсовете сообщили «Лицам», что коммунального предприятия  «Днепропетровская городская студия телевидения» фактически не существует, а финансовую поддержку, более 2,6 млн гривен, которая выделяется ему из днепропетровского горбюджета, КП перечисляет АОЗТ «Телевизионная служба Днепропетровска». Почему это происходит и почему бюджетные деньги перетекают в структуру, 68% акций которой принадлежит частным лицам, в горсовете объяснить не могут.

То есть, по сути, городское телевидение давно уже не является городским. Это видно уже и по тому, как там при освещении тех или иных событий соблюдаются журналистские стандарты. Фактически городская студия телевидения не предоставляет полной и объективной информации о деятельности, а, на наш взгляд, скорее служит элементом в схеме вымывания бюджетных средств.

Горсовет тратит на себя

В конце 2008 года здание Днепропетровского городского совета было капитально отремонтировано за 5,5 млн грн. При этом сумма в 1,6 млн гривен из городского бюджета была заплачена малоизвестной компании ООО «ДнепрИнвестГрад».
Об этой компании известно только то, что она арендует помещения у АОЗТ «Телевизионная служба Днепропетровска».

Впрочем, как выяснилось, отремонтированным оказался только зал заседаний горсовета – там была установлена электронная система подсчета голосов. В связи с этим, в следующие два года на ремонт горсовет не тратил. Впрочем, и этого было достаточно – уже сейчас в адрес городских властей звучат обвинения, что компания, проводившая ремонт, была связана с одним из депутатов облсовета.

Как выяснили «Лица», из городского бюджета достаточно много тратится на охрану здания горсовета – более 800 тыс. гривен. Это почти в два раза больше, чем тратят на аналогичные услуги в Запорожье или Симферополе. А вот бензина и масел в Днепропетровском горсовете закупили меньше, чем, например, в Симферопольском – всего на 378 тыс. гривен. Наверное, используют запасы.

 

КСТАТИ

РАЗМЕЩАЕМ «ЗАКАЗУХУ» ЗА БЮДЖЕТНЫЕ ДЕНЬГИ?

То, что на днепропетровском телевидении объективно практически не освещаются местные политические события, знает почти каждый житель города. Нетрудно догадаться, почему это происходит: а) по воле собственников; б) из-за непрофессионализма журналистов и менеджеров каналов; в) из-за закрытости политиков.

Видимо поэтому в местном телеэфире процветает «джинса» – материалы, в которых присутствует одно мнение (зачастую, мнение власти), которое подается как единственно правильное, и скрытая реклама. И, видимо, поэтому 3 августа текущего года управление прессы и информации Днепропетровской облгосадминистрации провело тендер по закупке «услуг в сфере радиовещания и телевидения» на общую сумму около 1 миллиона гривен.

Учитывая приближение местных выборов, тендер, прогнозируемо, выиграли все пять телеканалов с «местной» пропиской, вещающих на территории Днепропетровска. Так, ООО «Телекомпания «Приват ТВ Днепр» (9-й телеканал) получило из областного бюджета 149.998 грн., Дочернее предприятие «Телерадиокомпания «Стерх» ООО «Природные инвестиции» (11-й телеканал) – 199.998 грн., Днепропетровская государственная облтелерадиокомпания (51-й канал) – 398.640 грн., ООО «Телерадиокомпания «Украинско-польское радио и телевидение «Содружество» (27-й телеканал) – 100.000 грн., АОЗТ «Телевизионная служба Днепропетровска» (34-й телеканал) – 150.000 грн.

При этом, зачем ОГА нужно закупать «услуги в сфере радиовещания и телевидения», в управлении прессы и информации нам объяснить не решились.

«Лицам», на правах анонимности, удалось ознакомиться с месячным отчетом одного из телеканалов по данному тендеру. Из него следует, что в рамках тендера за счет областного бюджета оплачиваются «услуги» по изготовлению и размещению в выпусках новостей сюжетов, в которых присутствует… председатель Днепропетровской облгосадминистрации Александр Вилкул. Причем налогоплательщики финансируют не только сюжеты, в которых господин Вилкул и члены его «команды» просто исполняют доверенные народом обязанности, но и сюжеты, в которых он и его подчиненные, в рабочее время, занимаются несвойственной для их должностей деятельностью. Например, участвуют в открытии центра судмедэкспертизы или презентуют себя в качестве «продюсера». Иногда в этих сюжетах появляется и мэр Днепропетровска Иван Куличенко. Наверно в рамках помощи областного бюджета днепропетровскому городскому, как на ремонт дорог.

Ситуация с проведением данного тендера и освоением средств, выделенных в его рамках, является достаточно противоречивой. Во-первых, все сюжеты с участием господ Вилкула, Куличенко и других должностных лиц носят положительный характер. В них нет другого, экспертного мнения, хотя, в соответствии с журналистскими стандартами, оно должно быть. Как, в общем-то, нет объективного, всестороннего анализа происходящих событий. Кроме этого, Александр Вилкул является кандидатом в депутаты Днепропетровского облсовета от Партии регионов и главой областного отделения этой партии; Иван Куличенко – кандидатом на пост городского председателя Днепропетровска от Партии регионов. Обо всем этом должны знать зрители. Поскольку в противном случае это можно расценивать как скрытую рекламу. Которая запрещена законом.

Впрочем, с точки зрения избирательного законодательства сообщения о деятельности должностных лиц, если в них не упоминается, что они – кандидаты в депутаты (городские председатели), не являются нарушением правил проведения предвыборной агитации. Правда, о том, являются ли данные сообщения агитацией, если они оплачены за счет средств областного бюджета, закон о местных выборах ничего не говорит…

Давая «зеленый свет» проведению вышеуказанного тендера, в облгосадминистрации, скорей всего, прикрылись Законом «О порядке освещения деятельности органов государственной власти…», в соответствии с которым «местные органы исполнительной власти заключают соответствующие договора с региональными телерадиокомпаниями за счет местных бюджетов». Правда, не все структуры, получившие деньги по результатам тендера, являются телерадиокомпаниями. Да и, кроме этого, в понятие «освещение деятельности органов государственной власти» входит «удовлетворение информационных потребностей граждан о работе этих органов». А удовлетворить «информационные потребности» без получения полной, правдивой и объективной информации попросту невозможно!

Иван Красиков, Независимая ассоциация журналистов

Підписуйтесь на наш телеграмм

Поділитися: