Знаете ли вы, что собраться большой компанией и выехать в Крым, даже заказав у туроператора автобус, не так-то просто? Такая поездка называется «нерегулярная перевозка» и совершить её по всем правилам водителю довольно сложно. Как оформить «нерегулярную» поездку, обсуждали 17 июня в Доме союзов представители ГАИ, Глававтотрансинспекции и перевозчики.
Слово перевозчиков
В начале диалога перевозчики принялись хором, в два-три голоса, излагать каждый свою проблему. Громче и убедительнее всех получалось у Михаила Ивановича:
– Часто мы находимся в ситуации, когда контролирующие организации руководствуются нормативно-правовыми актами, противоречащими Закону Украины о транспорте. Как же так можно? Или еще лучше: останавливает меня гаишник и говорит, что ему «не нравится мой техосмотр». Ведь есть единая база, по которой можно проверить, действителен ли техосмотр, – так нет, обязательно потянут машину на штрафплощадку!
После этого еще в течение пятнадцати минут разными людьми излагалась суть одной и той же проблемы: как правильно составить маршрут для нерегулярной пассажирской перевозки так, чтобы не получить отказ?
Выяснилось, что согласно постановлению Кабинета министров №176, перевозчик должен составить карту маршрута, на которой должны быть обозначены остановки, места повышенной опасности, а также «у салоні автобуса розміщується інформація про перевізника та страховика із зазначенням найменування, адреси, номера телефону і страхової суми» (пункт 49).
Димитрий Шикаловский, перевозчик:
– Так всё-таки, в чём может быть причина отказа в утверждении маршрута?
Руслан Доброродный, старший инспектор Отдела организации Дорожного Движения УГАИ УМВД:
– Как правило, причиной отказа становится то, что на маршруте не нанесены аварийно-опасные участки. Отказов у нас, как правило, не более 1%.
– А откуда я могу узнать об аварийно-опасных участках?
– На сайте департамента ГАИ Украины.
Учитывая, что не все перевозчики настолько богаты, чтобы иметь персональный компьютер и Интернет, перспектива так себе.
– Но ведь перевозчик должен обладать специальными знаниями, чтобы составлять схему маршрута. Неужели в ГАИ схему маршрута нарисуют за меня?
– Вам помогут. Всегда. Бесплатно.
Приколы от ГАИ
Также выяснилось, что схема маршрута для нерегулярной перевозки не требуется только в случае перевозки по территории Днепропетровска. Но если вам необходимо попасть за черту города – извольте составить схему маршрута. Не составили – пеняйте на себя. Что-что, а штраф в 1.700 гривен не заставит себя ждать.
– А если автобус сломался и вместо него выехал другой – это 1.700 и еще 600 гривен штрафов. Так и разориться можно, – пробубнил перевозчик из дальнего угла «круглого стола».
Оказывается, чтобы избежать подобной неприятности, нужно всего лишь обратиться в дежурную часть ГАИ.
– Так всё равно штрафуют, – не унимался водитель.
На эту реплику представители ГАИ ответили стандартно: «В первый раз об этом слышим» и посоветовали обращаться в суд, что спровоцировало шквал сдавленного хихиканья. Даже со стороны некоторых гаишников. Видимо, слишком расслабившись, они перепутали, по какому кодексу они работают. Хорошо, хоть в зале были люди, знающие подобные тонкости.
Этого представителям ГАИ показалось мало, и под конец круглого стола они решили осчастливить присутствующих тем, что схема маршрута – бессрочная, хотя час назад утверждали, что этого быть не может. Вот сколько «открытий чудных» могут подарить людям диалоги с работниками автотранспортной инспекции.
Следующей точкой столкновения стали прорехи в законодательстве, допущенные высшими эшелонами власти.
– Как быть, если изменения не стыкуются со 176-м постановлением? – спросил неугомонный перевозчик.
– Мы не пишем законы, – ответил Сергей Левченко, инспектор технического надзора ГАИ г. Днепропетровска
– А у нас лбы трещат. К тому же часто к перевозчикам применяются одновременно 2 разных документа: 450/167 и 250/100. Последний – измененный, более новый вариант 450/167. А пользуясь старым указом или выбирая из него удобные для себя места, чиновники просто не выполняют Закон Украины.
Тишина…
А страховка?
Несмотря на длительные прения, всё равно остался невыясненным вопрос об обязательном страховании пассажиров, поскольку в Постановлении Кабинета Министров Украины от 14 августа 1996 г. №959 «Об утверждении положения об обязательном личном страховании от несчастных случаев на транспорте» не прописана процедура страхования, если речь идет о нерегулярной перевозке. Кроме того, по закону «О туризме» (статья 17) турфирмы также обязаны страховать пассажира (от несчастных случаев и медицинская страховка). Это страхование является обязательным. Проблематичным тут является следующее: пассажир обязан страховаться несколько раз по ОСАГО плюс обязательное страхование пассажиров и страховка от турфирмы. Но вот незадача – в случае выплаты обязательной страховки (весьма незначительная сумма) пассажир не получает выплаты по ОСАГО (статья 3.2.3 Закона Украины «Об обязательном страховании автогражданской ответственности»). Вот такой вот юридический казус.
Не обошлось и без обсуждения чисто технических тонкостей перевозок детей. Для начала водитель должен иметь не менее пяти лет стажа управления автобусом. Если с группой детей от 30 человек нет медика – штрафуют перевозчика. Но вот какие документы должен предоставлять медик представителю ГАИ – закон умалчивает. К тому же возникает сложность на чисто практическом уровне. Предположим, из школы выезжает пять автобусов с детьми. И в каждом должна быть медсестра, которая подчиняется горздравотделу. Горздравотдел, в свою очередь, обязан выписать ей командировочные, чего данной структуре очень и очень не хочется. Тут бы хорошо задать ряд неудобных вопросов управлению образования, но они, увы, не присутствовали.
Круглый стол шёл в течение двух с половиной часов, но к половине шестого представители власти начали медленно рассасываться. Дорвавшиеся до права высказать свои проблемы, люди даже просили их остаться. Будем надеяться, что это не последняя возможность горожан рассказать о наболевшем.
Постфактум
Пока писался этот материал, в силу успел вступить указ Министерства транспорта и связи №278 «Про затвердження Порядку розроблення та затвердження паспорта автобусного маршруту». В нем министр Ефименко подробно прописал, что именно должен включать в себя паспорт маршрута. Это: схема маршрута, условия перевозок на маршруте, характеристика маршрута, расписание движения автобусов, график режима труда и отдыха водителей, таблица стоимости проезда, список пассажиров (для регулярных специальных перевозок, кроме регулярных спецперевозок в пределах населенного пункта), сведения об изменении на маршруте, акт соответствия паспорта маршрута условиям перевозок. Также водителю необходимо иметь при себе сведения о выявлении нарушения условий перевозок пассажиров на маршруте регулярных специальных перевозок, которые размещаются на обратной стороне титульного листа паспорта.
Ксения Чубук