Трудно быть пенсионером – всякий хочет надурить…

02 липень 2010 о 10:51 - 1390

Олена Гарагуц


Статья о жизненных трудностях, появляющихся после выхода на пенсию, а также о том, что должен знать каждый пенсионер.

При выходе на пенсию перед каждым становится вопрос выбора банка, через который Вы будете получать пенсионное пособие. Сделать выбор нелегко, учитывая резко увеличившееся, в последнее десятилетие, количество банков и банальную неосведомленность пенсионеров.

Так, к примеру, в газету обратилась женщина с жалобой на «Приватбанк». Она поведала следующее: «Я получаю пенсионное пособие по инвалидности на карту «Приватбанка». Однажды я оставила карточку в банкомате и, естественно, позвонила оператору банка, чтобы карту заблокировали. Мне сказали, что я могу прийти за новой картой через две недели.

Когда я пришла, оказалось, что она еще не готова, потому как банк забыл подать заявку на возобновление карты, и пригласили прийти через 2 недели еще.

Я пришла, мне выдали карту и сказали, что теперь на мое имя в банке открыт пенсионный депозит, и полгода из моей пенсии будут вычитать по 100 гривен в месяц и переводить на депозит. Я, конечно, отказалась, у меня пенсия 700 гривен. Позвали менеджера по персоналу, который на повышенных тонах начал объяснять, что я не имею права отказываться от оформленного на меня банком депозита. Под давлением работника банка, мне ничего не оставалось, как подписать бумаги, с той лишь разницей, что мы сошлись не на 100, а на 50 гривен в месяц.

Комментарии сотрудников банка

Диалог с работником «Приватбанка» — операторо онлайн-чата системы «Приват24»:

— Здравствуйте, в нашу газету обратился человек, с жалобой на то, что в Приватбанке при получении пенсионной карты его принудили открыть депозит в банке. Насколько законна деятельность банка в такой ситуации?

В данном случае, клиент может отказаться от депозита. Или расторгнуть его потом в отделении банка.

— В том-то и дело, что человеку не дали это сделать. Менеджер сказал, что, мол, все уже оформлено, и депозит открыт на ваше имя банком, не имеете права отказаться…

Имеет в любом случае возможность закрыть депозит.

— Почему «Приватбанк» открывает на людей депозиты без их ведома? Ведь желание открыть депозит должно исходить от клиента, не так ли?

Да, верно.

— Тогда почему банк самовольно открывает депозиты? Вы считаете, это законно?

Уточните это в отделении банка — они занимаются данными договорами.

 

Вот так вот. Называется: у нас всегда есть, что сказать, и никогда — что сказать по делу.

 

Сотрудник «Приватбанка» по телефону:

Депозит открывается на каждого «автоматом», но находится в нулевом балансе, на него не «капает» пеня, отказываться от него нет смысла. Его можно просто не использовать.

 

Интересно получается: женщине сказали, что, мол, будем снимать деньги с пенсионного счета на депозит в обязательном порядке, а журналисту говорят, что вовсе это и не «обязаловка»… Ну да, журналист ведь не затурканный пенсионер — его на мякине не проведешь…

Комментарии юриста

Депозит (банковский вклад) — сумма денег, помещённая вкладчиком в банк на определённый или неопределённый срок. Банк пускает эти деньги в оборот, а в обмен выплачивает вкладчику проценты. Депозит является долгом банка перед вкладчиком, то есть подлежит возврату. Более того, желание открыть депозит должно исходить непосредственно от клиента. Банк не имеет права принуждать своих клиентов заключать договор на депозит — это противозаконно. Особенно нечистоплотно со стороны банков поступать так с пенсионерами, т.е. людьми, как правило, не «подкованными» ни юридически, ни экономически. Людьми, которые верят всему, что скажут работники банка, не вникая в подробности из-за их сложных терминов и формулировок.

Если все же банк настаивает на том, что Вы должны при оформлении пенсионной карты купить какой-то банковский продукт: будь то депозит или кредитная карта, а он вам не нужен — пишите заявление о том, что вас принуждают к оформлению банковских продуктов без вашего желания. Сразу лучше писать два заявления: одно в местную прокуратуру, второе — в Национальный банк Украины, где непосредственно обязаны следить, так сказать, за поведением и политикой банков.

О том, что писать в заявлении, какие документы прилагать и какие пошлины нужно оплатить — читайте далее.

Комментарий юриста Юлии Литвин для информагентства «Новый мост»:

Спор возникает между физическим лицом и юридическим лицом (Банком). Рассмотрение таких споров осуществляется в порядке гражданского судопроизводства в судах общей юрисдикции (районные, районные в городах, городские и горрайонные) в порядке искового производства. Согласно ч.2 ст.109 ГПК Украины, иски к юридическим лицам (в данном случае к «Приватбанку») предъявляются в суд по их месту нахождения.
В случае, если договор заключен с филиалом «Приватбанка», истец (физическое лицо) имеете право подать иск в суд по месту нахождения этого филиала (ч.7 ст.110 ГПК Украины).

Иск подается в письменной форме на украинском языке в виде искового заявления. В содержании иска должно быть указано: наименование суда, в который подается исковое заявление; имя истца (ФИО) и наименование ответчика (Банка) полностью, место проживания и/или место нахождения сторон, почтовый индекс, номер телефона (если он неизвестен, указывается: «номер средства связи неизвестный» или «средство связи отсутствует»); содержание исковых требований; цена иска (если требования имущественного характера); изложение обстоятельств, которыми обосновываются исковые требования; доказательства, которыми подтверждается каждое указанное обстоятельство; перечень документов, приложенных к заявлению; подпись истца, дата подачи заявления.
Кроме того, до подачи иска необходимо оплатить госпошлину и расходы на информационно-техническое обеспечение в размере, зависящем от характера спора, а оригинал документа, который подтверждает их оплату (квитанция), необходимо приложить к исковому заявлению. По спорам имущественного характера госпошлина составляет 1% от суммы иска, но не менее 51 грн. и не более 1.700 грн., а также оплатить информационно-техническое обеспечение судебного процесса.

Также к исковому заявлению прикладываются его копии и копии приложенных к нему документов для каждой стороны по делу.

Печальная статистика

В нашем государстве проживает около 46 миллионов человек, из них более 13 миллионов — пенсионеры. Обеспеченными из них являются сотни, если не единицы. Специалисты Института демографии и социальных исследований НАНУ подсчитали, что в январе этого года 55% украинских пенсионеров получали пенсию не более 800 грн.

Сразу вспоминается отрывок из «Вечернего Квартала»: «Как прожить целый месяц на литре молока, буханке хлеба и рулоне туалетной бумаги?» И ответ комедийного «януковича»: «Кто не работает тот не ест. И вообще — сложно, но можно».

Пенсионные расходы нашей страны составляют 16% ВВП — самый высокий уровень в мире, при этом по-человечески жить на гроши, выплачиваемые государством, нереально, так как разница между ростом цен и ростом размера пенсий колоссальна.

Вместо послесловия

Я понимаю, что не должна писать «отсебятины», ведь я журналист, стало быть, должна быть объективной и беспристрастной. Но все же, мне не понятно, почему люди, вкалывающие на заводах всю жизнь, оставившие там свое здоровье, выходя на пенсию, банально не могут позволить себе качественные лекарства, не говоря уже о витаминах?! Почему в Европе выход на пенсию для пожилых людей знаменуется отдыхом и путешествиями, а для украинских пенсионеров как правило, началом бедности, нищеты и социального неравенства?!

Александра Болтаксова

Поділитися: