Кто виноват и Что делать?

02 липень 2010 о 09:47 - 1071

Вот уже более 2 месяцев прошло с того дня, как в Мексиканском заливе произошла авария на нефтяной платформе транснациональной корпорации «Бритиш Петролеум» («БП»).

Извечные вопросы — кто виноват и что делать — пока ещё остаются открытыми в этой крупнейшей экологической катастрофе, связанной с разливом нефти. Персоналу компании спустя полтора месяца после аварии удалось лишь сократить утечку нефти до полутысячи тонн в день. Хотя в результате пожара на судне для перекачки нефти работы были приостановлены, и «чёрное золото» полилось в прежнем объё­ме. Вся сложность ситуации заключается в том, что предыдущие аварии были, главным образом, связаны с авариями танкеров, утечка нефти из которых могла происходить в течение считанных дней. В данной ситуации утечка идёт из недр, и уже пошёл третий месяц этой непрекращающейся катастрофы. И когда всё это закончится — неизвестно. По оценкам некоторых экспертов, в Мексиканский залив могло вытечь уже более 100 тыс. тонн сырой нефти.

Расследование, проведённое специальной комиссией Конгресса США, выявило вопиющий факт. В течение часа до момента взрыва автоматика платформы трижды подавала сигналы об опасности, но руководство установки не отреагировало на них. Как и во всех крупных катастрофах, сказался человеческий фактор. В настоящее время политики и экономисты подсчитывают убытки, которые нанесла эта авария, в первую очередь рыбному промыслу и сфере туризма. Компания «БП» уже потратила 360 млн. долларов на ликвидацию аварии и борьбу с распространением нефтяного пятна, которое уже превысило по площади размеры государства Бельгия. В эту сумму вошли и первые компенсационные выплаты двум потерпевшим штатам Луизиане и Флориде. Сейчас правительство США готовит иски к компании, суммы которых будут немаленькими. В некотором роде компании «БП» «не повезло» вдвойне. Помимо самой аварии, неудачным оказался и геополитический фактор. Произойди эта авария у берегов какой-либо страны третьего мира, компания могла бы отделаться относительно небольшими штрафными санкциями. Но очевидно, что с США такой номер не пройдёт.

По оценкам некоторых экспертов, сумма убытков, которые может понести «БП», составит около 12,5 млрд. долларов. Миллионные иски против компании уже начали подавать многие юридические субъекты США. Не скрывают своего раздражения по поводу аварии и в Белом Доме. Во многом это связано с тем, что согласно опросу общественного мнения, многие американцы значительную долю вины за происходящее возлагают на руководство страны и, прежде всего, на президента Б. Обаму. Именно поэтому из Вашингтона звучат всё более резкие заявления в адрес «БП» и его высшего менеджмента. Б. Обама хочет включить в суммы компенсаций, которые будет выплачивать «БП», не только непосредственные убытки американской экономики, но и косвенные потери. Например, предлагается обязать «БП» возместить расходы на выплату пособий по безработице тем гражданам США, кто потеряет работу по причине аварии, вне зависимости от того, работали люди в сфере туризма или на нефтедобыче в самой «БП». В связи с катастрофой введён мораторий на бурение новых скважин на американском шельфе до установления причин аварии.

 

КСТАТИ

Пока американское побережье заливает нефтью, глава компании «БП» Тони Хейуорд 20 июня 2010 г. был замечен на соревнованиях по гонкам яхт, которые проходили в Великобритании. Это ещё больше возмутило администрацию президента США и простых американцев.

 

Однако реализовать в полной мере «финансовое возмездие» по отношению к «БП» будет очень сложно. Виной тому нефтяное лобби, «благодаря» которому в США Верховным судом принято постановление об ограничении на выплаты штрафных санкций. Подобного рода хитрости были воплощены во время судебной тяжбы по крупнейшей (до аварии в Мексиканском заливе) катастрофе нефтяного танкера «Эксон Валдьез» в марте 1989 г. у берегов Аляски. Тогда в море вытекло более 40 млн. литров нефти и образовалось пятно площадью 28 тыс. кв. км. Первоначальная сумма штрафов, выставленная решением суда г. Анкоридж, за разлив нефти составляла 5 млрд. долларов. Эта сумма равнялась годовому доходу компании. Однако судебная тяжба растянулась на 20 лет. После нескольких апелляций юристам компании «Эксон Мобил» удалось снизить сумму штрафов в 10 раз, в результате чего она составила 507 млн. долларов. Окончательный вердикт был вынесен год назад, в июне 2009 года федеральным судом США, который дополнительно наложил 480 млн. процентных платежей за просроченные выплаты штрафов. Таким образом, ликвидация последствий разлива нефти обошлась в 2 млрд. долларов, а штрафные санкции составили около 1 млрд. Так что в плане штрафов у компании «БП» есть все шансы снизить сумму исков, если американские юристы и законодатели не придумают чего-нибудь новенького. Правда, нефть продолжает вытекать и ещё никто не знает реальную сумму убытков, которая будет нанесена.

Но какими бы ни были суммы компенсаций и штрафов, нужно понимать, что все эти вопросы касаются узкого мира людей и не относятся к живой природе в целом. Тысячи квадратных километров загубленных плавней, мангровых зарослей, побережья и других экосистем Мексиканского залива невозможно спасти ни миллионами, ни миллиардами долларов. Океанограф из Техасского университета «A&M» Джон Кесслер отмечает, что в заливе могут появиться «мертвые зоны», содержащие так мало кислорода, что ничто живое не сможет там существовать.

Подвох нынешнего мироустройства состоит в том, что бесценные категории пытаются оценить деньгами. Но как компенсировать последствия катастрофы птицам, рыбам, млекопитающим, моллюскам? Вышеупомянутая авария танкера «Эксон Валдьез» унесла жизни около 250 тыс. птиц. Погибли миллионы и миллионы лососевых и сельдяных рыб.  Спустя 20 с лишним лет после этой катастрофы экосистема в месте аварии так и не восстановилась в полной мере, и по данным учёных из университета Северной Каролины потребуется ещё не один год для воссоздания более-менее полноценного состояния побережья и его окрестностей. К каким последствиям для дикой природы приведёт нынешняя авария, просто страшно представить.

Произошедшая катастрофа который раз подняла вопрос целесообразности использования нефти и других видов ископаемого топлива в производственной деятельности человека. Поскольку резервы нефти истощаются, то добывать её приходится со всё больших и больших глубин. Сейчас скважины глубиной в 2 км уже не являются чем-то из ряда вон выходящим. Однако добыча полезных ископаемых опережает научные исследования в вопросе возможных последствий. Имеет место явно неполное знание о процессах, происходящих на такой глубине при добыче углеводородного топлива. Фактически «БП» оказалась в абсолютной растерянности перед грянувшей катастрофой, поскольку не только она, но и ни одна другая компания в мире не имеет опыта ликвидации подобных аварий. Ни попытки залить бурлящую скважину огромным количеством цементного раствора, ни 100-тонный купол не принесли ожидаемого результата. Джин был уже выпущен из бутылки. Именно поэтому сторонники возобновляемой энергетики вновь подняли голос. Развитие этого направления становится уже не просто альтернативой, а жизненной необходимостью, которая связана не столько с мировой экономической конъюнктурой, сколько с суровыми экологическими реалиями, игнорирование которых сильными мира сего выглядит как минимум недальновидно, как максимум преступно.

Отзывы на статью можно прислать на ecologist@ukr.net

Алексей Бурковский

Поділитися: