Как медработники «борются» со СПИДом Сколько ВИЧ-инфицированных лиц в Украине не проинформированы медиками, что они ВИЧ-инфицированы?

25 червень 2010 о 10:51 - 4912

Оказывая юридическую помощь гражданину Украины, инфицированному ВИЧ, по защите его Конституционных прав на охрану здоровья и медицинскую помощь, предусмотренных ст.49 Конституции Украины, я пришел к выводу, что Министерство охраны здоровья (МОЗ) Украины, несмотря на принятый в 1991 году Закон «О предупреждении заболевания СПИДом и социальной защите населения», в котором говорится: борьба с этой болезнью является одной из приоритетных задач государства в области охраны здоровья населения, не сделала борьбу с ВИЧ-СПИДом приоритетом.
И это является одной из причин того, что ВИЧ-инфекция распространяется в нашей стране стремительными темпами и сейчас мы являемся лидерами в Европе по темпам роста этого заболевания.

 

Мой клиент — человек пенсионного возраста, хороший семьянин, не алкоголик, не наркоман и не относится к группе риска. Он убежден, что заболел при нахождении его в лечебном заведении. Но доказать этот факт сейчас он не может. Являясь донором и не зная о своем заболевании, он 2 ноября 2004 года сдал на Криворожской станции переливания крови — кровь для своей жены, которую готовили ­к операции. Сдавая кровь, он заявил, что не болеет СПИДом и другими заразными заболеваниями, и дал согласие на проверку его крови. Но будучи уверенным, что он здоров, он не стал выяснять результаты анализов.

3 ноября 2004 года медиками был получен результат, что он ВИЧ-инфицирован. Станция переливания крови тут же сообщила в Криворожский Центр профилактики и борьбы со СПИДом (далее — центр-СПИД), где, проведя анализ, подтвердили, что предоставлена кровь ВИЧ-инфицированного лица. Поставили этого гражданина у себя на учет и сообщили об этом в поликлинику, по месту его жительства, где он также был поставлен на учет.

Но ни станция переливания крови, ни центр-СПИД, ни поликлиника по месту его жительства, куда он обращался за помощью после ноября 2004 года более 10 раз, не сообщили этому гражданину, что он ВИЧ-инфицирован, не предложили пройти лечение, не взяли подписку об уголовной ответственности за заведомое поставление в опасность заражения или заражение других лиц ВИЧ-инфекцией!

 

СПРАВКА

ВИЧ-инфекция — хроническое заболевание, успешно поддающееся лечению.

СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита) является последней стадией ВИЧ-инфекции. У больных СПИДом количество Т-лимфоцитов в крови очень мало, в результате чего у них развиваются инфекционные заболевания и злокачественные опухоли, не характерные для здоровых людей. Они могут оказаться смертельными.

ВИЧ-инфицированный и больной СПИДом — не одно и то же. С момента заражения ВИЧ до развития СПИДа может пройти от 7 до 15 лет. Пока ВИЧ не перешел в стадию СПИДа, инфицированный человек может чувствовать себя хорошо, выглядеть здоровым и даже не подозревать, что  заражен.

Т.о., если ВИЧ диагностируют до того, как он перешел в стадию СПИДа, специальные лекарства могут замедлить или даже прекратить разрушение иммунной системы. С помощью медикаментозного лечения многие ВИЧ-инфицированные продолжают вести здоровую, активную жизнь.

 

И только 18 мая 2006 года, когда у него начали проявляться, в результате прогрессирования болезни, явные признаки ВИЧ-инфекции, ему в районной поликлинике было рекомендовано обратиться в центр-СПИД. Куда он в тот же день и обратился и где узнал, что уже 18 месяцев стоит у них на учете.

Не будучи информированным о своем заболевании, он на протяжении 18 месяцев ставил в опасность заражения ВИЧ-инфекцией свою жену, медиков, у которых он проходил лечение, и других граждан.

В результате своей бездеятельности криворожские медики вышеперечисленных учреждений нарушили не только Конституцию Украины, но и Основы законодательства Украины об охране здоровья, принятые в 1992 году, Закон Украины «О предупреждении заболевания СПИДом и социальной защите населения» от 1991 года и в новой редакции от 03.03.1998 года, Постановление Кабинета Министров Украины №2026 от 18.12.1998 года, приказы МОЗ Украи­ны №120 от 25.05.2000 года, №344 от 15.12.2000 года, №284 от 24.07.2002 года.

Все вышеуказанные законы и подзаконные акты обязывают медицинских работников своевременно поставить в известность ВИЧ-инфицированное лицо о его ВИЧ-инфекции, предложить лечение, письменно предупредить об уголовной ответственности за заведомое поставление в опасность заражения других лиц вирусом иммунодефицита человека. Предусмотрена внелечебная медицинская помощь не только ВИЧ-инфицированным, но и консультирование и оказание поддержки членам их семей и близким, что, конечно, ни одним из вышеуказанных медицинских учреждений не делалось.

Я считаю, причиной такого отношения медицинских работников стало халатное отношение к этой проблеме со стороны МОЗ Украины, которое, несмотря на требования закона, не сделало борьбу с этой болезнью приоритетной задачей всех медицинских учреждений.

Это подтверждается тем, что несмотря на то, что закон «О предупреждении заболевания СПИДом…» принят в 1991 году, но бланк предупреждения лица, инфицированного вирусом ВИЧ, утвержден приказом МОЗ Украины №445 только 19.08.2005 года, то есть через 15 лет после принятия Закона! А попал приказ в медицинские учреждения в средине-конце 2006 года, как пояснили представители медицинских учреждений в суде, и то не из Министерства или облздрава, а из Интернета. А мой клиент, у которого выявили ВИЧ-инфекцию в ноябре 2004 года, был официально предупрежден об уголовной ответственности за заведомое поставление в опасность заражения или заражение других лиц вирусом ВИЧ только 12 марта 2007 года, то есть через 2 года и четыре месяца.

При таком отношении, о каком предупреждении этого заболевания можно говорить?

 

Мой клиент с 26.04.2006 года по 03.05.2006 года находился на стационарном лечении в кардиологическом отделении 2-й городской больницы г. Кривого Рога, где у него брали анализ на ВИЧ-инфекцию, но, выписав из больницы, так и не сказали ему о результатах этого анализа. Из этого видно, что такое отношение к выявлению ВИЧ-инфицированных и их информированию о заболевании, преду­преждении об уголовной ответственности, — во многих лечебных учреждениях.

В ст. 4 Закона Украины «О предупреждении заболевания СПИДом…» сказано: «Государство гарантирует: обеспечение постоянного эпидемиологического контроля за распространением ВИЧ-инфекции на территории Украины». Но о каком эпидемиологическом контроле можно говорить, если неизвестно, сколько ВИЧ-инфицированных лиц по стране, сдав по разным причинам кровь в больницах и не обратившись сами за результатами анализов, не знают, что они ВИЧ-инфицированны. И распространяют болезнь через жен, любовниц и т.д.!

В своих приказах МОЗ Украины указывает на серьезность данной проблемы. Так, в приказе №284 от 24.07.2002 года «Об утверждении Концепции предоставления внелечебной помощи ВИЧ-инфицированным и совершение досмотра за больными СПИДом» указывается: «На 01.06.02 г. зарегистрировано 47.238 ВИЧ-инфицированных, в том числе 3.528 детей… Увеличение числа ВИЧ-инфицированных привело к быстрому увеличению заболеваний СПИДом. Ежегодно количество больных СПИДом увеличивается на 40-60%.

С 2002 года масштабы этого заболевания в Украине значительно увеличились. Несмотря на общее замедление распространения ВИЧ-инфекции в мире, в России и Украине зафиксировано 90% всех случаев заболевания вирусом иммунодефицита в мире.

Украина имеет самое высокое место по распространению ВИЧ-инфекции среди всех стран Европы и стран бывшего СССР». (ноябрь 2009 г.).

Это очень беспокоит ООН. Как сказала в интервью «Немецкой волне» координатор объединенной программы ООН по ВИЧ/СПИДу в Украине Анна Шакуришвили, приказы МОЗ Украины, о которых сказано выше, являются общими и не конкретными. В них не называется, неконкретизируется, в какой срок ВИЧ-инфицированное лицо должно быть уведомлено о его заболевании и в какой срок у него должны взять подписку об уголовной ответственности, а в какой срок должны провести эпидемиологическое расследование. Никто не контролирует, кто из членов семьи и близких ВИЧ-инфицированных получает внезалечебную помощь.

Фактически, за 19 лет после принятия Закона «О предупреждении заболевания СПИДом…» медицинские учреждения не передавали в прокуратуру и милицию материалы на лиц, заразивших других ВИЧ-инфекцией. А что можно передать, если, не предупредив официально лицо о ВИЧ-заболевании, нельзя привлечь его затем к уголовной ответственности?

Получается, что закон есть, но его применение саботируется МОЗ Украины и никто за это ответственности не несет. Начальники областных, городских управлений МОЗ, главврачи медицинских учреждений, которые в силу своего должностного положения могли и обязаны были еще в 1992 году разработать и утвердить бланк официального предупреждения ВИЧ-инфицированных лиц, и сами этого не сделали, и не потребовали от министра здравоохранения это сделать. А по сути это — скрытый саботаж по исполнению законов. Нет бланка — нет и ответственности. Нет сроков уведомления — можно уведомить через два года или вовсе не уведомлять. Вот и результат, что Украина лидирует в этом страшном заболевании.

 

Гражданский иск моего клиента рассматривается в одном из судов г. Кривого Рога, но представители МОЗ Украины уклоняются от явки в суд.

Причем, виноват не только МОЗ Украины, но и прокуратура, и МВД Украины, которые за 19 лет уже могли бы провести проверки в медицинских учреждениях и выяснить, как исполняется закон, почему заражаемость ВИЧ-инфекцией растет в Украине бешеными темпами из года в год, а сообщений из органов здравоохранения о привлечении к уголовной ответственности лиц, распространяющих это заболевание, не поступает. Ведь в законе сказано, что борьба с этой болезнью является одной из приоритетных задач государства, а на прокуратуру и МВД, как государственные органы, как раз и возложена обязанность контролировать, как исполняются законы.

Мой клиент неоднократно на протяжении более года обращался в прокуратуру г. Кривого Рога и в РО милиции с заявлениями о надлежащем исполнении профессиональных обязанностей работниками вышеуказанных медицинских учреждений, но в райотделах отказывали в возбуждении уголовного дела, прокуратура незаконных постановлений не видела, и только суд их отменял и вновь отправлял дело на проверку. В конце концов, 06 августа 2009 года Жовт­невым РО КГУ МВД Украины в Днепропетровской области возбуждено против работников городской больницы уголовное дело по ст. 140 УК Украины. В отношении других медучреждений не возбуждают — потому что они находятся в других районах города!

На наши просьбы, чтобы дело было поручено расследованием УВД г. Кривого Рога, отказано. Дело приостановлено и фактически не расследуется.

Это — единственное такое дело на всю Днепропетровскую область. Однако его расследование ни УВД области, ни прокуратура области не контролируют, а молодой следователь просто не в состоянии разобраться с серьезностью дела.

P.S. Мой клиент дал согласие, чтобы данная информация была передана в средства массовой информации. Данная статья является официальным обращением к Кабинету министров Украины, к Верховной Раде Украины, чтобы они дали указание о проведении проверки исполнения данного закона и оценку работе по этому вопросу МОЗ Украины, прокуратуре и МВД Украины, которые фактически саботируют выполнение закона Украины «О предупреждении заболевания СПИДом и социальной защите населения», а заложниками их бездеятельности и преступной халатности являются все граждане Украины.

Владимир Прудовский,

адвокат, член Общественного Совета при ГУ МВД по защите прав человека

Поділитися: