Общественный контроль водных объектов

21 травня 2010 о 08:45 - 1922

14-15 мая 2010 г. в Пуще-Водице под Киевом состоялся 7-й съезд Всеукраинской Экологической Лиги (ВЭЛ). Помимо рассмотрения ряда внутренних структурных и организационных вопросов, участники съезда уделили большое внимание двум острейшим проблемам в нашей стране: природно-заповедному фонду и водным объектам.

2010 г. ООН объявила годом биологиче­ского разнообразия. В связи с этим ВЭЛ, равно как и многие другие общественные экологические организации, выразила свой протест попыткам отдельных чиновников инициировать пересмотр указов предыдущего президента относительно создания новых объектов природно-заповедного фонда (ПЗФ) и обратилась к В.Ф. Януковичу с призывом не допустить такого поворота событий. Но не буду останавливаться подробно на этой проблеме, так как освещал её в предыдущей публикации.

15 мая проходил координационный совет ВЭЛ по вопросам внедрения в Украине бассейновой системы управления водными объектами и проведения общественной инвентаризации и мониторинга состояния водных экосистем. Сущность бассейновой системы управления сводится к тому, что водные объекты (реки, озёра, водохранилища и т.п.) контролируются не в зависимости от принадлежности к территориально-административным единицам (район, область), а исходя из их природно-географического расположения. Если какая-то река проходит через 5 районов двух областей, то создаётся единый орган управления для всех водных объектов водосточного бассейна данной реки. Подобная практика уже сейчас применяется в некоторых регионах нашей страны, прежде всего в тех, которые граничат со странами Евросоюза, поскольку Украина подписала ряд международных договоров по водным ресурсам. Однако принципиальным отличием такой системы является не только природно-географиче­ский подход. Другой важный аспект состоит в следующем — реальные бразды правления водными ресурсами в бассейновой системе принадлежат местному бассейновому совету, а не отдельной группе государственных управленцев. Такая схема способствует более экологичному обращению с водными объектами, с одной стороны, и препятствует коррупции — с другой.

 

СПРАВКА

Согласно нормативам ООН, суммарный речной сток на одного жителя Земли должен составлять 2.500 м3 воды в год. Для сравнения, на одного жителя Донбасса этот показатель составляет всего 40 м3.

 

В таком совете одна треть его участников действительно представлена государственными чиновниками-специалистами в водной сфере, другая треть представлена потребителями воды, т.е. предприятиями и местными жителями, и ещё одну треть совета составляют активисты общественных организаций. Подобная схема, например, действует во Франции с 1964 г.

Именно схема, при которой каждая из сторон обладает равным количеством голосов, является оптимальной. В то же время создаваемые сейчас при помощи государственных структур экспериментальные бассейновые советы в Украине имеют другое распределение сил: 50% голосов принадлежит государственным управленцам, а по 25% — потребителям и общественным организациям. Новоизбранный председатель ВЭЛ Тимочко Т.В. призвала бойкотировать подобного рода подход и требовать от государства равноправного доступа к формированию бассейновых советов. Преимущество бассейновых советов состоит в том, что те или иные решения по использованию водных объектов не могут приниматься в одностороннем порядке без учёта интересов других представителей.

 

КСТАТИ

В своё время Наполеон внедрил интересный принцип водопользования на территории своей страны — каждый город осуществляет забор воды в реке ниже по течению того места, куда он сбрасывает свои стоки. Таким образом, если городские власти не заботились о том, чтобы канализационные стоки выходили очищенными, то город потреблял воду с собственными нечистотами. В таком случае жаловаться на качество воды можно было только самим себе.

 

В настоящее время широко распространено явление, когда даже небольшие реки имеют по несколько водохранилищ или прудов, которые арендуются коммерческими структурами для рыбного хозяйства. Особенно остро эта проблема обстоит в степных регионах, где ощущается дефицит воды. При этом многие арендаторы стараются удержать как можно больше воды в водохранилище, тем самым уменьшая её сток и уничтожая экосистему, расположенную ниже. От такого подхода также страдают населённые пункты, в которых реки иногда просто пересыхают. В таком случае полноценный бассейновый совет мог бы регламентировать эксплуатацию реки и водохранилища, определить количество воды, которое обязан сбрасывать арендатор, и решить, а нужно ли вообще в этом бассейне такое количество арендаторов и самих водохранилищ, с учётом как потребностей экосистем бассейна, так и его жителей.

На круглом столе делался постоянный акцент на том, что не просто местные власти, а сами люди на местах должны инициировать вопросы управления водными объектами. Весьма интересен и поучителен в этом плане был доклад представителя Закарпатского отделения ВЭЛ Осийского Э. И. По его словам, в Закарпатской области без общественных слушаний не проводится ни одного решения по поводу любых работ, которые так или иначе могут повлиять на интересы местных территориальных громад. Даже для того, чтобы почистить какой-нибудь маленький дренажный канал, собирают общественные слушания. Вполне возможно, что такие тенденции во многом связаны с близостью к границам ЕС, когда украинцы начинают перенимать не столько опыт, сколько гражданскую культуру, хотя до настоящей культуры ещё далеко. Докладчик привёл пример, что даже в Румынии, которая присоединилась к Евросоюзу совсем недавно, произошли значительные позитивные изменения. Если экологический инспектор в Румынии находит возле реки в пределах населённого пункта мусор, то для начала он делает главе местной администрации предупреждение. Если мусор обнаруживается во второй раз, то инспектор выписывает такому руководителю штраф в 1.000 евро, который тот должен оплатить не из местного бюджета, а из своего кармана. Как доказательство результативности такой методики, докладчик продемонстрировал фото двух берегов одной пограничной реки: чистый румынский берег и загаженный наш. Кстати, одному из районов Закарпатья венгры ежегодно выставляют счёт в 50 тыс. евро за то, что по реке Тиса плывёт украинский мусор, который венгры вылавливают. И эти счета приходится оплачивать, иначе — международный скандал. Систематически выставляемые счета уже сейчас заставляют местные украинские власти шевелиться.

Многие докладчики отмечали, что мобилизация и самоорганизация населения относительно водных объектов должна начинаться с самого элементарного — с уборки мусора и профилактики его попадания в водные экосистемы. Это будет первой ступенькой к формированию простейшей экологической культуры и экологической политики на местах, после чего можно будет решать более широкие задачи.

ВЭЛ также инициирует проведение общественной инвентаризации и мониторинга состояния водных объектов в Украине, поскольку существующая государственная система мониторинга разделена между разными структурами, каждая из которых использует свои методики. В результате этого, разные государственные инстанции нередко имеют противоположные данные об одном и том же природном объекте. Мониторинг и инвентаризация позволят получить всю полноту данных о состоянии водных объектов в Украине. Исходя из их анализа, можно будет принимать адекватные решения по поводу сохранения и возрождения водных экосистем.

Отзывы на статью можно прислать на ecologist@ukr.net

Алексей Бурковский

Поділитися: