Сонеты к Цветаевой

07 травня 2010 о 09:26 - 1427

Олена Гарагуц


— Бог, не суди! — Ты не был

Женщиной на земле!

М.И. Цветаева

 

29 апреля «Арт-об'єднання ПіплGRAD» и «MasterShmidt the performance club» порадовали ценителей высокого искусства литературным вечером памяти Марины Цветаевой.

 

СПРАВКА

Марина Ивановна Цветаева (1892-1941) — русская поэтесса, одна из ярчайших звезд «Серебряного века», которую отличают самобытный талант и предельная искренность. Ее творчеству присущи романтический максимализм, мотивы одиночества, трагической обреченности любви, неприятие повседневного бытия (сборники «Версты», 1921, «Ремесло», 1923, «После России», 1928; сатирическая поэма «Крысолов», 1925, «Поэма Горы», «Поэма Конца», обе — 1926; трагедия «Федра», 1928); интонационно-ритмическая экспрессивность, парадоксальная метафоричность (эссеистская проза «Мой Пушкин», 1937; воспоминания об А.Белом, В.Я. Брюсове, М.А. Волошине, Б.Л. Пастернаке и др.).

 

Началось все с сюрреалистического видеоряда на стихи поэтессы, представленного Школой драмы Германа Сидакова (монолог из книги Марины Цветаевой «Повесть о Сонечке», реж. Дмитрий Филиппов). Неоднозначные эмоции зрителей вызвали фразы «А Вы когда-нибудь любили?.. А Вы когда-нибудь забываете, когда любите, что любите? Я — никогда… Это как зубная боль, только наоборот — наоборотная зубная боль. Только там ноет, а здесь и слова нет…»

После небольшого перерыва прошел перформанс — были отыграны три образа великой Поэтессы: Марина в юности, в одиночестве и в эмиграции. Каждая читала стихи из соответствующего цикла, в хронологической последовательности. В театрально-поэтическом представлении была воссоздана жизнь с отрочества и до самоубийства Цветаевой.

 

Пора снимать янтарь,

Пора менять словарь,

Пора гасить фонарь

Наддверный…

«Пора снимать янтарь…»

 

Вечер продолжился выступлением группы «EXCUSE», которая исполнила композиции на стихи Марины Цветаевой. В завершение был показан документальный биографический фильм «Страсти по Марине» (реж. Андрей Осипов), художественная реконструкция жизни одного человека, судьбы одного поэта, лента, собранная из старых фотографий, стихов, писем, кинохроники того времени.

Цветаева писала: «Уметь умирать — суметь превозмочь умирание — то есть еще раз уметь жить», «Знаю: польщусь… Знаю: нечаянно в смерть оступлюсь…» Такой вот роман поэта со смертью, который Цветаева трагически закончила в Елабуге, посудомойкой, а в итоге — на веревке в дверном проеме…

Сколько бы времени не прошло с тех давних событий, но почитателей творчества великой Поэтессы с годами не убывает. Это и называется дар Бессмертия.

Ольга Раскина

Поділитися: