Ударим автопробегом по дикой природе?!

07 травня 2010 о 09:20 - 1432

В последние годы в нашей стране получил распространение такой вид экстремального развлечения как джиппинг. Джиппинг представляет собой поездки по труднодоступной местности на джипах, квадроциклах, горных мотоциклах. Возможно, в таком занятии не было бы чего-то плохого, если б не желание отдельных отдыхающих ехать туда, куда ехать нельзя.

Суть джиппинга состоит в том, чтобы преодолевать естественные препятствия на своём пути и перемещаться там, где на обычном автомобиле проехать невозможно. При этом многие джипперы любят совмещать преодоление внедорожных трудностей с осмотром красот природы. В этом и есть основной подвох джиппинга. Поскольку труднопроходимая местность обычно представлена уголками сохранившейся природы, именно на эти участки и направляют свои внедорожники любители джиппинга, не брезгуя территорией природно-заповедного фонда (ПЗФ).

Ещё в советские времена экологи обратили внимание на то, что поездки на вездеходах по тундре приводят к уничтожению верхнего слоя почвы и растительного покрова, представленного в основном мхами и лишайниками. В нашей стране от джиппинга страдают, прежде всего, степные и горные экосистемы. Со временем джиппинг приводит к тому, что растительный покров превращается в сплошную сеть дорог. Сколько гибнет мелких животных под колёсами развлекающейся публики, остаётся только догадываться. Систематическое катание по таким местам приводит не только к угнетению экосистемы, но и лишает такие участки возможности полноценного восстановления, поскольку происходит переуплотнение почвы. Ведь сплошную колею автомобиля нельзя сравнить с точечным воздействием на почву даже самого крупного копытного животного. По сути, уникальные участки диких природных ландшафтов просто вытаптываются, а в чистые горные реки попадают нефтепродукты. Джиппинг сейчас начинает набирать всё большую популярность, поскольку дурной пример — заразительный.

Помимо проблемы места, также важно понимать и проблему времени. Очень многих людей начинает тянуть на природу именно с приходом весны, и джипперы здесь не исключение. Но именно в весенний период почва, будучи ещё достаточно влажной, наиболее интенсивно переуплотняется, либо превращается в грязевое месиво под колёсами внедорожника. Весенне-летний период — это время размножения большинства видов животных и цветения растений. Именно в это время животным нужен максимальный покой. Так что наплыв хаотически разъезжающих, громко гудящих и смердящих машин представляют собой прямой удар по животному и растительному миру. Особенно опасен подобный «отдых» в степной зоне для птиц, так как подавляющее большинство степных видов пернатых строят свои гнёзда и выводят потомство на земле. Некоторые виды очень чувствительны к стрессу в это время. Достаточно проехать в нескольких метрах от гнезда, чтобы птица его бросила.

На государственном уровне на проблему джиппинга обратили внимание только в Ивано-Франковской области, где ещё в 2008 году такого рода занятие на территориях ПЗФ было запрещено, во многом благодаря принципиальной позиции Н. Палийчука, который тогда возглавлял областную администрацию. Появление постороннего автомобиля вне разрешённого маршрута в национальном парке или на территории заповедника является прямым нарушением режима охраняемой территории и Законов Украины «О природно-заповедном фонде», «Об охране окружающей природной среды», «О Красной книге Украины». Поэтому всякого рода внедорожные туры или автопробеги по территории объектов ПЗФ не могут получать никакого согласования в соответствующих инстанциях, поскольку они изначально противозаконны. Ущерб, наносимый природе, невозможно оценить никакими деньгами. Но приблизительно можно произвести расчёт материального ущерба, наносимого государству какой-либо антиэкологической деятельностью. Ярчайшим примером такого ущерба может служить следующий случай. Несколько лет назад один «ездун» решил забраться посредством внедорожника на самую высокую гору Украины — Говерлу. Так вот, согласно подсчётам службы охраны «Карпатского биосферного заповедника», финансовый ущерб государству от такой поездки составил 16,3 тыс. грн. или около 3,2 тыс. долларов США по тогда ещё «докризисному» курсу. Хотелось бы напомнить, что сама Говерла, несмотря на громкий статус, имеет относительно небольшую высоту — 2.061 м. Так что для нанесения такого ущерба водитель проехал совсем немного, и это сделал всего один автомобиль!

Всё чаще отдельные виды экстремального туризма начинают принимать черты отъявленного гедонизма, т.е. получения удовольствия без особых усилий, но с максимальным комфортом. В рекламе одной из туристических фирм сказано, что одним из преимуществ джиппинга является «отсутствие изматывающей физической нагрузки и необходимости нести на себе тяжелый багаж». Не знаю кому как, но мне это чем-то напоминает рекламу околовсяческих средств для похудения. Дескать, не нужно прилагать никаких усилий над собой, натянул на себя какой-нибудь пояс с кнопками и продолжай запихиваться бутербродами, не отрывая зада от кресла. Когда некоторые турфирмы называют джиппинг экотуризмом, то иначе как кощунством такое определение назвать нельзя. Вот что говорится в одной из рекламных публикаций на тему джиппинга: «Джиппинг — это что-то первородное, пробуждающее дикие инстинкты. Он помогает почувствовать себя охотником, добытчиком дичи. Ты становишься ближе к природе, чувствуешь единение с ней». Как можно чувствовать единение с природой, находясь внутри автомобиля и одновременно уничтожая её красоты, лично для меня остаётся загадкой. С таким же успехом можно заявить: «Нападение на граждан соседней страны — это что-то первородное, пробуждающее дикие инстинкты. Оно помогает почувствовать себя агрессором, оккупантом. Тем самым ты становишься ближе к своим соседям, ощущаешь братство с ними». Абсурд? Да. Но почему тогда реклама джиппинга не считается абсурдом?

Вы можете себе представить, чтобы по какому-нибудь национальному парку в Швейцарии или Дании кто-нибудь гонял на квадроцикле или джипе? Вряд ли. Поэтому джиппинг является ещё одним прямым проявлением нашего бескультурья, ещё одним способом показать свою дурь и примитивную крутизну. Это мэр Лондона ездит на работу на велосипеде, чтобы личным примером показать гражданам, что для пользы природы и всеобщего блага можно несколько ограничить свой чрезмерный комфорт. У нас бы такого мэра сразу бы окрестили «лохом». В современной природоохранной этике недавно появился такой термин — «рекреант». Рекреант — это антипод экотуриста. Если экотурист идёт на природу, чтобы наблюдать и слышать её разнообразие, стараясь при этом минимизировать своё воздействие на экосистему, то рекреант просто идёт туда, чтобы получить удовольствие любыми способами, не задумываясь о последствиях для самой природы. Поэтому джиппер, гоняющий машину по дикому природному ландшафту, это и есть типичный пример рекреанта.

Каждый вправе выбирать себе вид отдыха по душе. Но при этом нужно понимать, что хобби не должно нарушать чьё-то жизненное пространство. Поэтому хотелось бы отметить, что данная публикация ни в коей мере не направлена против тех любителей автомобильного спорта, которые увлекаются экстремальным вождением на специально отведённых под это дело полигонах или дорогах. Кроме того, в нашей стране огромное количество дорог находятся в таком состоянии, что нет нужды вторгаться в природную среду. На этих дорогах одним только джиппингом и можно заниматься.

Отзывы на статью можно прислать на ecologist@ukr.net

Алексей Бурковский

Поділитися: