Здоровье по правилам и без Что делать, если права пациента нарушены?

23 квітня 2010 о 11:25 - 1479

Девушка Ирина решила сделат аборт в частной клинике. Врачи допустили ошибку, и возникли осложнения. Но никаких документов недобросовестные врачи на пациентку не завели. Ирина обратилась к юристу, но тот был вынужден отказать в помощи пострадавшей от халатности врачей, поскольку никаких документальных сведений о проведённом хирургическом вмешательстве не обнаружилось. И хотя все уважающие себя частные клиники заключают с пациентом договоры и выдают им ксерокопии всех записей врача, в данном случае этого не произошло.

Как не стать жертвой врачебных ошибок и отстоять права пациента, «Лицам» рассказал Александр Липский — глава Комитета медицины и фармации Ассоциации юристов  Украины.

— Скажите, какие нормативно-правовые акты защищают права пациентов?

— Статьи 281-287 Граждан­ского кодекса Украины регулируют основные права граждан на получение медицинской помощи и здравоохранение. Основной нормой Конституции Украины, регулирующей вопросы здравоохранения, является статья 49. В ней говорится, что в государственных и коммунальных учреждениях охраны здоровья медицинская помощь оказывается бесплатно. Наиболее детально права граждан на получение медицинской помощи описаны в Законе Украины «Основы законодательства Украины об охране здоровья» от 19.11.1992 г. С данным законом было бы нелишне ознакомиться всем, кто хочет по праву себя считать «осведомлённым пациентом».

— Как пациенту правильно выбрать врача?

— Многие пациенты почему-то убеждены, что попробовав лечение у нескольких врачей, они всегда найдут того, чье лечение поможет лучше  всего. Иногда человек просто хочет услышать «второе мнение». Эта уверенность во взаимозаменяемости врачей однажды сыграет злую шутку, так  как пациент искренне верит, что к каждому новому врачу он приходит таким же, каким пришел к первому. На самом же деле за время хождений от одного врача к другому, болезнь прогрессирует. Грамотный врач это очень хорошо знает, и если к нему приходит «отказник» со стажем, то к такому пациенту он относится с гораздо большим подозрением, чем к обратившемуся впервые. Резюме следующее: к вопросу выбора лечащего врача нужно подходить почти так же ответственно, как и к выбору своего спутника жизни, но когда выбор уже сделан — лучше изначально проявить доверие и уважение к мнению и назначениям данного специалиста.

— Как человек из простого пациента может стать «отказником»?

— Приведу пример из врачебной практики коллеги. В 4 часа ночи в приёмное  отделение больницы пришёл решительно настроенный молодой человек с требованием удалить панариций (нарыв) на пальце его жены. Поскольку оперативное вмешательство  имело явно плановый характер, то ему предложили обратиться в больницу, где есть компетентный именно в этой области специалист, а не дежурный хирург. Женщине, по сути, отказали сугубо из благих намерений — для того, чтобы она получила более квалифицированную и всестороннюю медицинскую помощь. Разъяренный мужчина продолжал настаивать на своем и… напал на врача. В общем, к утру жене удаляли панариций, а мужу гипсовали перелом.

Хождение по мукам

Студентке Анастасии в студполиклинике отказали в выдаче направления на анализы. «Ты же лечилась в частной клинике, вот там и делай платные анализы», — глумливо пояснила терапевт оторопевшей студентке.

Столкнуться с плохим настроением или же откровенным хамством медработника может каждый из нас. Для начала нужно попросить врача обосновать отказ. Если медик дал письменный отказ, то, отталкиваясь от него, можно начинать добиваться правды. Если же нет, то можно писать заявление с изложением своих требований на имя главврача. «Эти заявления выносятся на план медсоветов и коллегий по деонтологии (наука о толерантном обращении с пациентами), которые проходят по нескольку раз в год в каждом медицинском учреждении», — пояснила нам Анжела Костюченко, заместитель директора департамента здравоохранения горсовета. Как выяснилось, большинство конфликтов между медиком и пациентом (приблизительно 70%) решаются на этапе устного или  письменного обращения к главному  врачу  лечебного учреждения. Если главврач не принимает никаких мер по жалобе пациента, то в качестве следующего этапа можно направить жалобу  на  бездействие  администрации лечебного учреждения в департамент здравоохранения горсовета. Следующей  инстанцией  является  главное  управление  охраны  здоровья Днепропетровской облгосадминистрации. Конечная инстанция, в которой можно найти правду — МОЗ Украины. Причём на любом этапе это заявление может быть направлено в районную прокуратуру, а оттуда — в суд. В данной ситуации имеет значение каждая деталь: показания свидетелей, если пациент был на  приёме не один, а также любая документация по данному  делу.

Их можно понять

На сегодняшний день врач высшей категории получает в госучреждении зарплату от 1.000 до 1.200 гривен. И их работа иногда не просто трудна, а и опасна для жизни. Часто пациенты находятся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, иногда даже угрожают оружием. Вероятность заразиться СПИДом или туберкулёзом также велика. Причём вероятность доказать, что заражение произошло на рабочем месте и получить от государства соответствующие выплаты и компенсации, крайне мала. К тому же, как сообщают некоторые врачи, довольно часто в больницы города приходят переодетые сотрудники милиции и предлагают продать им трамадол или другие медикаменты, содержащие наркотические  вещества, дабы выявить нечистых на руку эскулапов. К тому же бесконечные комиссии и проверки могут подорвать здоровье врача не меньше, чем болезни — здоровье пациента.

Американским врачам еще хуже. В последнее в США появилась особая категория пациентов, так называемый «профессиональный пациент». Этот термин обозначает человека, специально приходящего к врачу на прием, чтобы подставить его, а затем предъявить ему судебный иск и на этом заработать. За рубежом суммы исков достигают астрономических величин, а уж если и адвокат с ним в доле, то они очень быстро становятся «денежными» людьми. В качестве «профессионального пациента» может оказаться действительно больной человек, но сильно преувеличивающий свои симптомы (аггравант), или практически здоровый человек, имитирующий со знанием дела и великолепной актерской техникой симптомы заболевания (симулянт). И подставляет врача такой  псевдопациент очень грамотно, да так, что ни один судебно-медицинский эксперт не сможет достоверно утверждать, что пациент злонамеренно извратил назначения врача или предоставил ему о себе ложную информацию.

Но больше всего меня поразил рассказ Александра Липского о медуниверситете им. М.Горького в Донецке. По его словам, уровень оказания  медицинской  помощи у них на порядок выше, чем у нас. И вот в чём причина. Всё начинается с того, что нерадивые студенты-медики оплачивают пересдачи экзаменов официально. Эти деньги идут на проведение ремонтов учебных аудиторий, закупку нового оборудования для  университетской  клиники, кстати, первой и, пока  что единственной в Украине. А в некоторых медучреждениях действует система: часть денег от официальной оплаты услуг пациентами получает врач сверх ставки. При подобной системе врачи финансово заинтересованы в вежливом обращении с пациентами.

Регалии и реалии

Уверенность пациента в том, что чем больше званий и должностей у врача, тем лучше будет результат лечения, обманчива. Зачастую пациент забывает о том, что чем больше у человека в белом халате руководящих обязанностей, тем меньше времени он может посвящать практическому лечению пациентов. Магическая табличка на двери «к.м.н.» или «д.м.н.» — это в какой-то степени бренд, который пытаются продать пациенту, и только от последнего зависит, как его оценивать. Пациент, очень часто, не задумываясь, доверяет свое здоровье и жизнь бренду вместо того, чтобы найти того, кто имеет наибольший практический опыт лечения именно его болезни.

Пациенту полезно помнить, что врач, пытающийся сделать вид, что он с одинаковым успехом может лечить все, на самом деле обманывает его. Измученный навязчивой рекламой фармацевтических препаратов, пациент подсознательно начинает ожидать от врача попыток ему что-то продать, естественно с наценкой «за доставку». А грубые попытки продать пациенту то, что ему зачастую совсем не нужно (а товаром может быть как препарат, так и обследование, и даже ненужная медицинская манипуляция), приводят к тому, что больной перестает доверять даже тем предложенным мерам, которые будут признаны совершенно необходимыми любым консилиумом.

«Самый надежный путь для пациента в условиях ненадежности системы здравоохранения — знать и активно использовать свои права. Навсегда оставьте иллюзии об излишестве мер личной безопасности в медицине — современная медицина на порядок сложнее какой-либо отрасли промышленности», — рассказывает Андрей Набоков, врач-травматолог.

Интересно, что за рубежом уже давно используется система видеофиксации операций и других медицинских манипуляций, которая  обеспечивает достаточное  количество  доказательств для последующего взыскания  ущерба, нанесённого здоровью больного. Нам же об этом остаётся только мечтать. Часто врачам по собственной  инициативе и собственными силами приходится делать фотофиксацию, если речь идёт о серьёзных операциях.

Никогда не стесняйтесь требовать от врача занесения всех ваших жалоб, результатов обследований, назначений в медицинскую карту или историю болезни, брать выписки из медицинской карты (истории болезни) по окончании лечения, особенно в стационаре, копии рецептов с подписью и личной печатью врача. Читайте и копируйте свою медицинскую карту или историю болезни — она пишется для вас, а не только «для прокурора».

Если вы проходите лечение в частных клиниках или кабинетах, то не забывайте и не ленитесь требовать кассовые чеки за каждую оказанную вам медицин­скую услугу и проверять, чтобы в чеке было четко и понятно указано название услуги (консультации, манипуляции, обследования и т.д.).

Будьте здоровы!

Ксения Чубук

Поділитися: