ВОСПОМИНАНИЕ О БУДУЩЕМ отопительного сезона

16 квітня 2010 о 10:19 - 1476

Олена Гарагуц


В стране новая власть, а проблемы отопления в Днепропетровске, как и городские власти, остаются старыми.

Кабинет министров своим постановлением от 03.09.09 внес изменения в Правила предоставления услуг отопления для населения. Теперь в договоре обязательно указывается точка передачи услуг от исполнителя к потребителю — квартирные стояки отопления.

В связи с недавними угрозами представителей местной власти об аресте имущества должников за долги по отоплению следует заметить, что такой арест возможен только по решению суда.

Хотя из прессы мы знаем, что решения судов, кроме юридических, бывают политическими, коррупционными, заказными и вообще — разными, но без наличия заключенного договора теплоснабжения, соответствующего Типовому (утвержденному постановлением КМУ от 03.09.09 №933), обязательства оплаты долга отсутствуют (п.23 Правил пользования тепловой энергией, утвержд. пост. КМУ №1198 от 03.10.07).

Иногда судьи, ссылаясь на факт оплаты жителями хотя бы однажды денег на счет теплоснабжающей организации, признают — в отсутствие письменного договора — договорные отношения фактическими. Это бывает, если ответчик в райсуде не заявляет об отсутствии между сторонами согласования существенных условий договора, установленных ст.26 Закона «О жилищно-коммунальных услугах», в том числе о точке передачи услуг на квартирных стояках отопления.

Согласно ст. 638 Гражданского кодекса Украины, без согласования существенных условий договора, он признается незаключенным и не имеет никаких юридических последствий, в том числе обязательств уплаты долга.

Поэтому очень важны новые требования законодательства, согласно которым наши городские теплосети, «Комэнергосервис» и другие исполнители обязаны содержать ВНУТРИДОМОВЫЕ сети в надлежащем состоянии, производить их обслуживание и ремонт, в том числе обслуживание и поверку счетчиков тепла и воды.

Для выполнения требований законодательства горсовет должен передать с баланса КЖЭПов на баланс теплоснабжающих предприятий внутридомовые сети отопления и горячего водоснабжения, и это решит многие проблемы горожан.

Во-первых, в случае претензий к отоплению тепловики потеряют возможность сваливать причину на жэковцев, отпадут ссылки на то, что кто-то проник в рамку управления и рассверлил сопло, поэтому в одном подъезде тепло, а в другом холодно. Теперь тепловики сами опломбируют рамку управления со всеми приборами, и никто не сможет регулировать подачу тепла на подъезд.

Не все понимают причину экономии платы за тепло при установке домового счетчика. Количество потребленного домом тепла зависит не только от температуры подаваемого теплоносителя, но и от его циркуляции, то есть от скорости перемещения единицы объема по трубам отопления.

А эта скорость, в свою очередь, зависит от перепада давления между подающим и обратным трубопроводами дома. СНиПом 2.04.05-91 установлено — этот перепад должен составлять не менее 1,5 атм, то есть, если манометр на подаче показывает 3,5, тогда на обратке должно быть не больше 2,0, если больше — Вам недодали тепла, а Вы думаете, что счетчик помог сэкономить оплату.

При этом, если ежегодная промывка отопления производится не по каждому стояку отопления, а по нескольким параллельным одновременно, то засоренные стояки остаются забитыми, циркуляция проходит только по менее засоренным стоякам, и с потеплением в квартирах с такими стояками жарко за счет того, что в квартирах с непромытыми стояками потеплело за счет наружного потепления.

Во-вторых, прекратится уничтожение отопительной системы дома в результате слива летом из нее теплоносителя. Согласно Правил технической эксплуатации тепловых установок и сетей, утвержденных приказом Мин­топэнерго №71 от 14.02.07, для сезонной консервации тепловые сети должны быть заполнены химически очищенной деаэрированой водой. Сейчас же слив из системы объясняют действиями хозяев — слесарей КЖЭПов.

Еще одно положение Правил, которое можно будет потребовать выполнить тепловиков — пункт 7.2.40 — в случае выхода из строя счетчика тепла или необходимости его поверки, учет тепловой энергии производится расчетным способом на основании усредненных за трое предыдущих суток показаний, при этом срок применения расчетных значений не может превышать 15-ти суток за 1 год.

 

Но все эти приятности для горожан — только после выполнения законодательства горсоветом.

А в январе этого года появилась информация о проверке предприятия «Днепропетров­ские городские теплосети» днепропетровским территориальным отделением Антимонопольного Комитета Украины (далее — ДТО АМКУ) по вопросам заключения договоров с потребителями.

Учитывая указанные выше изменения законодательства, а также вопросы по деятельности ДТО, изложенные в статье «Я виноват уж тем, что хочется им кушать» (см. http://www.the-persons.com.ua/news/chitatel/2968/), редакция газеты «Лица» направила Информационный запрос в ДТО АМКУ с просьбой предоставить информацию о результатах проверки.

В ответе от 30.03.10 председателя ДТО АМКУ указано, что специальный (закрытый) режим документооборота не позволяет им предоставить внутренние документы.

В то же время указано, что, будучи на стороне граждан, которые обратились в ДТО АМКУ, отделение воспользовалось правом давать рекомендации относительно прекращения действий, ущемляющих права потребителей, которые жаловались на некачественное отопление, в связи с отсутствием договорных отношений.

Какие рекомендации были без передачи внутридомовых сетей на баланс городских теплосетей? — этот интересный вопрос оказался в закрытом режиме, поэтому пришлось разбираться — что же мог порекомендовать председатель ДТО АМКУ.

Согласно специального законодательства об АМКУ, председатель ДТО АМКУ имеет полномочия принимать распоряжения, а также давать обязательные ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ (не для выполнения — авт.) рекомендации. Причем рекомендации, согласно п.20 Правил рассмотрения заявлений в АМКУ, даются председателем в случае необнаружения признаков нарушения законодательства и отказе в рассмотрении дела.

В то же время, 07.04.10 на официальном сайте АМКУ опубликовано сообщение о том, что по требованию ДТО АМКУ днепропетровские городские теплосети осуществили перерасчет за некачественное предоставление услуг и привели свою деятельность в соответствие с требованиями законодательства.

Из-за закрытости информации понять результаты воздействий ДТО АМКУ на гортеплосети для горожан так же трудно, как и понять факт согласования ДТО АМКУ решения горисполкома от 29.10.09 об установлении тарифов на производство тепловой энергии Приднепровской ТЭС, — тарифы выше, чем утвержденные НКРЭ Украины.

Кстати, в ответе редакции от 30.03.10 председатель ДТО АМКУ указал, что АМКУ не является регулятором жилищно-коммунальной сферы, обязанность контролировать цены на отопление возложена на госинспекцию по ценам. То есть согласование сомнительных тарифов следует считать формальной мелочью, на рынке в таких случаях спрашивают: «А к Конституционному суду у Вас претензий нет?»

 

Затеянная кандидатами в мэры судебная тяжба за уменьшение тарифов отопления от Приднепровской ТЭС имеет смысл только для «запудривания» мозгов электорату.

Во-первых, днепропетров­ские судьи «конкретно» показывают, на чьей они стороне в делах с «Днепроэнерго» (см. статьи «Как судья Шевцова с мэром Куличенко за законность боролись», «Лица» от 27.05.09 — http://www.the-persons.com.ua/news/zhilec/3755/ и «Под звуки заклинаний о законности», «Лица» от 07.10.09).

Во-вторых, право субъектов хозяйствования (в данном случае КП «Комэнергосервис» и ОАО «Днепроэнерго») на основе свободного волеизъявления устанавливать договорную цену услуг или продукции соответствует закону, а детали договора составляют коммерческую тайну и не подлежат разглашению.

Единственный вариант — подача админ.иска о признании действий И.И.Куличенко при подписании решения горисполкома от 29.10.09 ПРОТИВОПРАВНЫМИ (в соответствии со ст.42 Закона «О местном самоуправлении» голова обязан был проверить и наличие лицензии на производство тепловой энергии ОАО «Днепроэнерго» — согласно Постановлению НКРЭУ №319 от 30.03.10 такая лицензия не выдавалась, и соответствие согласовываемого тарифа установленному НКРЭУ) и об обязательстве И.И.Куличенко в порядке ст.59 п.7 Закона «О местном самоуправлении» своим распоряжением остановить действие решения горисполкома от 29.10.09.

В Бабушкинском райсуде, где должен бы был рассматрива­ться админ.иск, от одной пожилой расстроенной женщины я услышал русскую пословицу : «Богатый прихвастнет — подтвердится, бедняк правду скажет — осрамится».

Поэтому, глядя на уличную рекламу блока Куличенко — «ответ на ожидания горожан» — и на изображение Куличенко под надписью «Христос воистину воскресе», остается надеяться, что христианская любовь мэра к ближним даст ответ на ожидания горожан, что он своим распоряжением отменит сомнительные тарифы, что он инициирует рассмотрение горсоветом передачи внутридомовых теплосетей от КЖЭПов теплоснабженцам, для организации законных договорных отношений и для ликвидации долгов за тепло и газ.

И тогда мэр Днепропетров­ска станет «нашим» мэром не только для новой власти, но и для днепропетровцев.

Константин Устименко

Поділитися: