Лицо современной молодёжи

09 квітня 2010 о 08:39 - 2991

Каждое поколение молодежи не похоже на предыдущее. И не только потому, что меняется мода на одежду, профессии, образ жизни. Меняется сама жизнь, и она рождает новые ценно­сти у молодых людей. Какая она, нынешняя молодежь? Что ее волнует, к чему она стремится в жизни, какие проблемы ее тревожат?

Пассивность и максимализм — две крайности одной и той же сущности

Какая молодежь была раньше? Идейная, патриотичная, активная, деятельная, смелая. Возьмем хотя бы Николая Щорса. За свою очень короткую жизнь (он был убит в возрасте 24 лет) Николай добился многого — был участником Первой мировой войны, а после Октябрьской революции — командиром стрелковой дивизии, в его честь слагали песни, в память о нем писали книги, снимали фильмы.

С того времени прошло 90 лет, и как круто всё изменилось в нашей с вами жизни, изменилась и молодежь, её культура. Теперь они сидят по барам, распивают коктейли, курят травку, ничем не интересуются, эти великие прожигатели жизни. Куда подевался этот дух стремления к преобразованиям, к лучшей жизни?! Вот в Греции сейчас молодые люди выходят на демонстрации, протестуя против таких условий жизни, в которые их загнало правительство, крушат магазины и автомобили. А нашу, украинскую молодёжь ничем не проберешь. Роптать себе под нос на власть и политиков может каждый, а действовать — единицы.

В чем же причина? Конечно, всему виной революция в системе ценностей молодежной культуры вследствие разрушения коммунистической системы жизненных ориентиров. Старая система разрушена до основания, а новая не сформирована, каждый теперь выбирает сам, что для него наилучшее: теперь у них слишком много свободы, слишком много самостоятельности, слишком много этих слишком. Сигарета, пиво, секс — три бога современной молодежи.

Как утверждают социологи, система ценностей нашей молодежи аморфна и подвержена существенному влиянию неудовлетворительного материального положения. У молодежи сегодня практически нет других ценно­стей, кроме денежных знаков. Возможность пользоваться демократическими правами и свободами не важна для молодых людей. Для современной молодежи характерна фетишизация денег: они приобретают сакральный смысл, они уже не инструмент, а то, чему можно поклоняться.

Большое влияние оказывает телевидение и видеопродукция. По времени молодые люди смотрят телевидение намного меньше, чем пенсионеры или домохозяйки, но, тем не менее, молодежь больше подражает увиденному. Реклама формирует концепцию жизни: говорит, во что одеваться, какими словами говорить, как вести себя. С экрана показывают, как должен жить человек. И многие убеждены, что будет счастье тогда, когда они купят себе «Феррари».

Субъективно создается видимость, что молодежь активно участвует в политике, но опрос показывает обратное. Во время политических кампаний нет реальных дебатов, соревнований между лидерами, административный ресурс стал очень труднодоступным. Молодежь это прекрасно чувствует и отказывается от участия. Пассивность молодежи очень опасна. Это чревато развитием политиче­ского инфантилизма. Через 10-15 лет сегодняшняя молодежь, не получив никакого опыта, придет к управлению городом или государством. Она будет не конкурентоспособна, не готова к реальной политике.

Согласно опросу, почти половина молодежи считает иногда допустимым употребление алкоголя, курение, супружескую измену, употребление нецензурных выражений. Некоторые виды девиантного поведения (девиантное поведение — это совершение поступков, которые противоречат общественным нормам, например преступность, алкоголизм, наркомания, самоубийства, проституция — ред.), не соответствующие ни религиозной, ни общественной морали, сегодня молодежь считает нормой. И если такое отношение к жизни будет сохраняться, то это поколение вырастет, и общественные нормы поменяются. Это поведение может стать общепринятым! Хотя, с другой стороны, интересен факт, что молодежь поддерживает ужесточение государственного регулирования легких форм девиантного поведения.

На первый взгляд кажется, что это не так уж и плохо, что молодежь хочет быть хозяином своей жизни, иметь власть. Конечно, большой минус в том, что никто не желает быть трактористами и доярками. Во многом виновата реклама, которая говорит молодежи, что быть менеджером — это круто, пить пиво — это модно, ругательства — это нормальный «выпуск пара». Но с другой стороны, нельзя сказать, что молодые люди не знают социальных рамок: в определенных ситуациях молодежь не позволяет себе вести себя таким образом.

Молодeжи — не рыбу, а удочку!

Исследования показали, что базовой чертой трудового поведения современной молодежи является иждивенчество. Протестантская западная этика провозглашала нормы предпринимательского поведения, советская коммунистическая этика — нормы героического трудового поведения. В соответствующих обществах молодежь стремилась либо заработать свой миллион, либо уехать на комсомольскую стройку, в самые тяжелые условия.

Современная же молодежь берет деньги у родителей до тех пор, пока это возможно. Ее желание — как можно больше получить «на халяву». По данным исследования, снижение ­иждивенчества проходит в тот момент, как только человек включается в нормальный производственный процесс, то есть устраивается на постоянную работу. Поэтому социологи рекомендуют как можно раньше, может даже в школьные годы, давать подросткам работу. Нужно, чтобы молодежь поняла, что радость можно получать не только от тусовок и распития алкоголя, но и от того, что сделал что-то своими руками или получил признание. Молодежи нужно давать не рыбу, а удочку, и это будет менять стратегию ее трудового поведения.

Луч света

Самое приятное для нас состоит в том, что ситуация, когда набирает обороты деградация, всё же не является безвыходной. Важно, что в Днепропетровской области создаются все условия для развития молодежи в интеллектуальном и физическом плане, действуют различные гражданские организации, которые способствуют раскрытию молодежного потенциала и воплощению молодежных инициатив.

Причем, у нас в стране деятельность общественных организаций только набирает обороты, а в развитых странах Европейского Союза общественные организации имеют очень большой авторитет не только среди граждан, но и в государственных органах.

Так, с марта 2010 г. в Днепропетровске стартовал проект «Привлечение молодежи к решению городских проблем через социальную рекламу», в рамках которого проводится конкурс социальной рекламы. Этот социальный проект инициирован студентами Днепропетровского Национального университета с целью повышения участия молодежи города в создании социальной рекламы. Участие в конкурсе могут принимать инициативные студенты и все молодые люди до 30 лет, небезразличные к проблемам города.

Небезразличные — вот главное слово, главная черта, которую в современной молодёжи нужно целенаправленно развивать. Однако пока она сама не захочет измениться, все усилия будут напрасны.

Специальный опрос газеты «Лица»

Молодые люди Днепропетровска рассказали нам о своих целях в жизни и о том, как они планируют их добиться.

Валерий Руденко, абитуриент, 17 лет:

— Целей у меня много и они достаточно выполнимые. На данный момент я готовлюсь к поступлению в университет — именно поступление является частью моей общей цели. Также: добиться успеха не только в карьере, но и в личной жизни, построить крепкую семью. Но это всё сегодня, завтра цели могут поменяться кардинально.

Помешать мне могут только проблемы со здоровьем и какие-либо непредвиденные ситуации.

Михаил Боровиков, грузчик, 27 лет:

— Хочу больше зарабатывать и помогать моим родителям. Пока это не получается из-за того, что в свое время не получил высшее образование. Сейчас также нужно уже задумываться о семье, но пока не получается, так как мало свободного времени.

Антон Чернов, студент, 19 лет:

— Хочется материального достатка, позволяющего не жить, чтобы есть, а есть, чтобы жить… Другая цель выражена в известном изречении: «век живи, век учись». Знание — это огромная ценность, знания позволяют человеку развиваться гармонично, ощущать полноценность существования. После удовлетворения «низших» потребностей, человек обращается к потребности в самореализации. Будем считать это смыслом моей жизни. Это мне нужно не только для собственного «использования» и самооценки, но и для того, чтобы быть способным оставить после себя что-то полезное людям и достойно воспитать своих детей, а также помочь другим людям в трудной ситуации.

Наташа Стретович, 18 лет:

— Я хочу стать актрисой и я ею стану! Об этом я мечтаю с самого раннего детства. Для достижения этой цели я не пойду по головам. Хотя каждый живет для себя, ищет свое место под солн­цем! У меня нет особых моральных принципов, но переступать через себя я тоже не буду. Также я хочу дать своим будущим детям отличное образование, над этим я буду усердно трудиться.

Алена Железко, студентка, 18 лет:

— Цели? Их очень много, и в основном они не материальные. Я хочу путешествовать, узнавать мир, изучать людей, копить светлые воспоминания, чтобы меня никогда не оставляло ощущение влюбленности в жизнь. Хочу не стать банальной, не очерстветь, не изменить своим мечтам, в общем, «не прогнуться под этот мир».

А из материальных: конечно, получить образование, не потерять «своих» людей, любимое занятие в жизни.

Что может помешать? Как раз материальная сторона, так как чтобы путешествовать, нужны деньги, а ведь никто заранее не знает, как сложится его жизнь.

Настя Мохова, школьница, 15 лет:

— У меня много целей в жизни, а самых крупных всего две. Во-первых, я хочу работать на телевидении, а потом уехать работать в Киев. А во-вторых, я хочу большую семью, родить троих детей и сделать из них настоящих спортсменов, так как у меня со спортом не сложилось. Я уверенна, что все это у меня будет, и тогда я могу с уверенностью сказать, что я счастливый человек.

Грустная статистика

Обратите внимание, дорогие читатели, слова Насти Моховой о том, что она хочет уехать в Киев, — также показательная тенденция, не очень приятная для нашего города. Молодёжь уезжает из Днепропетровска.

К сожалению, Днепропетровщина перестает быть привлекательным местом для жизни людей трудоспособного возраста. В 2009 году количество зарегистрированных выбывших превысило количество прибывших на 1,1 тыс. человек. Каждый второй мигрант — это молодежь в возрасте до 28 лет. Об этом сообщает Главное управление статистики в Днепропетровской области.

Ольга Славина

Поділитися: